21 октября 1945 года родился Никита Михалков, актер, режиссер, председатель Союза кинематографистов России.
Личное дело
Никита Сергеевич Михалков (70 лет) родился в Москве в семье поэта, автора текста советского гимна Сергея Михалкова и детской писательницы и переводчицы Натальи Кончаловской.
Учился в 20-й спецшколе с углубленным изучением английского языка, позднее из-за отставания в точных науках перешел в обычную. Также посещал музыкальную школу и занимался в театральной студии при Театре им. Станиславского. Вспоминал: «Я учился очень хорошо до четвертого класса. В старших классах я писал неплохие сочинения, знал историю, но был патологически темен во всех точных науках. С шестого класса я не решил самостоятельно ни одной задачи по геометрии, а в восьмом упал в обморок, когда учительница вызвала меня к доске решать уравнение».
В 14 лет впервые появился на экране, сыграв эпизодическую роль в фильме «Солнце светит всем». В 1961 году 16-летний Михалков сыграл в ленте «Приключения Кроша» Генриха Оганесяна. Рассказывал: «Был случай, от которого я до сих пор краснею. Я только снялся в "Кроше", и фотограф сделал бессчетное количество моих снимков. Я заклеил ими всю комнату и был чрезвычайно доволен: я приближался к искусству, к брату [Андрею Михалкову-Кончаловскому, тогда — начинающему режиссеру, чей дебют "Мальчик и голубь" в 1962 году был удостоен "Бронзового льва" Венецианского кинофестиваля]. Но когда я вошел однажды в комнату, увидел развешанные повсюду стрелки. Повел по ним глазами и наткнулся на скромную фотографию своего прадеда Василия Ивановича Сурикова. Под снимком я прочел надпись: "Стыдись. Бери пример с предков"».
В 18 лет сыграл одну из главных ролей в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» (1963), став популярным молодым актером в СССР.
В 1963 году поступил в Высшее театральное училище им. Щукина.
В 1966 году женился на актрисе Анастасии Вертинской. В сентябре в браке родился сын Степан. В том же 1966 году был отчислен из Щукинского училища за нарушение дисциплины. Пояснял: «Меня выгнали с четвертого курса. Из-за съемок в кино. Мы в тот момент начали самостоятельно ставить спектакль [«12 разгневанных мужчин»], а меня запретили пускать в училище. Постановку я заканчивал тайно».
Продолжил учебу на 2-м курсе режиссерского факультета ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).
В 1969 году развелся с Вертинской. Рассказывал: «Я не могу сказать: "Вот она сделала то-то, и поэтому мы с ней разошлись". Мы просто поняли, что в одной корзинке двум таким "фруктам" не усидеть. Когда я встречаю ее, я испытываю замечательное чувство теплой ностальгии».
По окончании ВГИКа 27-летний Михалков был призван на военную службу. В 1972—1973 годах проходил ее на Камчатке, на крейсере «Михаил Кутузов». По воспоминаниям сослуживцев, регулярно выступал с самодеятельными концертами.
В 1973 году дебютировал в качестве режиссера, сняв фильм о Гражданской войне «Свой среди чужих, чужой среди своих». Во время съемок сыграл свадьбу с манекенщицей Татьяной Шигаевой. В браке родились дочери Анна (1974) и Надежда (1986) и сын Артем (1975). Супруга режиссера вспоминала: «Я ждала Никиту все два года. Писала на Камчатку письма. Никита тоже часто писал, причем очень серьезные письма: с цитатами Толстого, разных философов. Я показывала их подругам и недоумевала: а где же про любовь? Любит он меня или нет?
А накануне возвращения Никиты из армии я поменяла квартиру. Но адрес ему не успела сообщить. Так вот Никита вместе с Сережей Соловьевым сел в такси и стал объезжать все новые дома на проспекте Вернадского… Ходил по подъездам и узнавал, не живет ли здесь манекенщица. Так ему показали мою квартиру. Я открываю дверь, а там он, в морской форме. Мы сразу поехали в Дом кино, с которым тогда были связаны все события. Предложение, кстати, он мне тоже сделал в Доме кино».
В 1987 году вместе с соратниками организовал продюсерское объединение «Студия ТриТэ» (творчество, товарищество, труд), выпускающее фильмы как самого Михалкова, так и других режиссеров.
В 1998 году был избран председателем правления Союза кинематографистов России, в 2005 году переизбран. В 2008 году не признал итоги съезда кинематографистов, избравших своим председателем Марлена Хуциева. «450 режиссеров числится в Союзе, на пленуме присутствовало 158, голосовало 60, за проведение съезда — 49. По уставу должно быть 50%. Это такой театр лилипутов», — прокомментировал он это решение. После «переворота» Хуциев был выведен из состава ученого совета ВГИКа, а журнал «Искусство кино», критиковавший Михалкова, выселили из здания. Минюст легитимность съезда не признал, и Михалков остался председателем российских кинематографистов. В марте 2013 года на открытом голосовании был вновь переизбран на этот пост.
В 2009 году Союз кинематографистов России стал соучредителем общественной организации «Российский союз правообладателей». Михалков возглавил совет этого объединения. РСП взимает сбор в размере 1% за импорт в страну оборудования и носителей информации, позволяющих воспроизводить, записывать или хранить аудио- и видеоматериалы.
В апреле 2015 года стало известно о планах Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского создать сеть фастфуда под брендом «Едим дома!», принадлежащим жене Кончаловского — Юлии Высоцкой. Миллиардный (в рублях) кредит на проект планировало выделить государство.
Чем знаменит
Известный актер и режиссер, председатель Союза кинематографистов России. Бизнесмен, занимающийся производством фильмов и взиманием налога с компьютерной техники в пользу правообладателей.
Среди его самых заметных режиссерских работ: «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976), «Очи черные» (1987), «Пять вечеров» (1978), трилогия «Утомленные солнцем» (1994—2011), «Сибирский цирюльник» (1998).
В качестве актера запомнился по фильмам: «Я шагаю по Москве» (1963), «Дворянское гнездо» (1969), «Сибириада» (1978), «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей» (1981), «Жестокий романс» (1984), трилогии «Утомленные солнцем» (1994—2011).
О чем надо знать
Михалков многими воспринимается как человек, близкий к российской власти и пользующийся этой близостью. К примеру, его фильм «Утомленные солнцем 2. Предстояние» с бюджетом в 40 миллионов долларов стал самым дорогим в истории российского кино. Картина провалилась в прокате, однако режиссер, по данным «Ведомостей», не потерял при этом ни копейки: «половину расходов покрыли спонсоры — Внешэкономбанк, ВТБ и государство, остальное принесла предпродажа прав».
Неоднозначно воспринимается и деятельность Российского союза правообладателей, взимающего 1% от стоимости ввозимой в страну компьютерной и аудио-видеотехники. Новый сбор был предложен Михалковым и утвержден Владимиром Путиным в бытность последнего главой правительства. За 2014 год РСП собрал 2,675 триллиона рублей.
Прямая речь:
О супруге («7 дней», ноябрь 2000): «Думаю, что мне с ней повезло больше, чем ей со мной. Я с трудом представляю себе кого-нибудь на ее месте, кто мог бы устоять в этом бурном потоке жизни. Она очень темпераментный человек, резко и ярко реагирует на всякого рода раздражители, но замечательнейшее качество ее заключается в том, что она так же легко переключается на что-то положительное».
О тратах на кино (Super.ru, октябрь 2014): Вы знаете, я люблю тратить деньги на какой-то результат, чтобы у всех на площадке был горячий обед, чтобы был свой вагончик. Не когда актер сидит в холодном вагоне с маминым бутербродом, а когда у него есть свое место, где он может отдохнуть, когда съемочная группа живет хорошо. Не когда актера вызывают в пять утра на грим, а снимать начинают в четыре вечера, а когда он приезжает ровно за два часа. То есть когда все организованно. Мне нравится зарабатывать на результате. Кино для меня — удовлетворение своих творческих амбиций за чужой счет. За счет фонда кино, или спонсоров, или банков. Но все деньги, которые мы получаем, на экране».
О необходимой роскоши (Maxim): «В начале девяностых я поехал с последним главой правительства СССР Силаевым играть в теннис. Он пригласил меня на какие-то захудалые корты на Ленинских горах. Сетка там висела такая дырявая, трава на корте росла клоками, мяч за корт улетел — там крапива по горло. Пошли в баню там же, рядом. Баня вся темная, закопченная, простыни лежат влажные и серые… Потом подошли к его машине — такая машина, что без слез не взглянешь. Я ему и говорю: "Раз я ваш советник, то вот первый и, видимо, последний мой совет вам. Если я, гражданин этой страны, узнаю, что мой премьер на таком корте играет, в такой бане парится и на таком, извините, транспорте ездит, я потеряю всякое уважение и доверие к нему. Потому что, если он не может о себе позаботиться, как он обо мне будет думать?"».
О скромности (там же): «А что для вас скромность? Ходить на полусогнутых, чтобы никто не догадался, что у тебя рост сто восемьдесят семь? Или врать, что ты никто и звать тебя никак? И вообще – что ты на елке рос и тебя ветер снес? Да, я на виду, я не прячусь, не изображаю скромность. Надеюсь, у меня есть мое место и я его чувствую. Я же не рвусь петь в Большом театре, не пытаюсь разбираться в проблемах офтальмологии или писать японские танки! Но в своей нише я хочу органично существовать, соответствуя своему собственному масштабу и оставаясь тем, кто я есть. Если это кого-то не устраивает, то это не мои проблемы. Не надо заставлять меня быть похожим на тех, кто зависит от того, что про него скажут, и лицемерно заглядывает в глаза: правда, я на вас похож?».
8 фактов о Никите Михалкове:
Материалы о Никите Михалкове:
Биография режиссера в Википедии