23 августа 1917 года родился Никита Моисеев, выдающийся механик.
Личное дело
Никита Николаевич Моисеев (1917-2000) родился в Москве в семье приват-доцента Московского университета Николая Сергеевича Моисеева и его жены Елены Николаевны. Отец, происходивший из служилых дворян, в 1930 году был репрессирован и погиб в Бутырской тюрьме.
Через год после рождения Никиты отца уволили из университета, где он тогда работал, и семья осталась без всяких средств к существованию. В итоге семья перебралась в Тверскую губернию, в деревню Городок где отец получил место начальника небольшой конторы, которая заготовляла и сплавляла в Москву дрова. Жили очень скудно, но голода не испытывали. Пережив там три самых страшных и голодных года, родители с Никитой вернулись в Москву.
Вскоре после переезда мать Никиты родила его брата Сергея. Роды проходили тяжело, и через несколько месяцев она скончалась от общего заражения крови. Еще во время ее болезни к ним приехала мамина сослуживица - они вместе работали сестрами милосердия на галицийском фронте. После кончины матери она осталась в семье и вскоре вышла замуж за отца Никиты.
В Сходне отец построил для семьи собственный дом, в котором и прошли детские и юношеские годы Никиты.
Ещё в школьные годы Никита увлек математикой, посещал математический кружок Израиля Гельфанда в Математическом институте им. Стеклова. Вместе с двумя другими товарищами – соучениками по кружку завоевали первые места на первой в Советском Союзе математической олимпиаде, что, казалось бы, открывало путь на математическое отделение мехмата МГУ. Однако товарщай приняли, а Моисеева – нет. В итоге он по окончании школы поступил в Педагогический институт. Проучившись там год, в 1935 году перевелся, благодаря хлопотам Гельфанда, на механико-математический факультет МГУ.
В 1940 году был призван в армию. В 1941 году окончил МГУ по специальности «функциональный анализ».
В 1942 году после окончания специальных курсов Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского был направлен в действующую армию. Получил назначение на Волховский фронт в 14-ю воздушную армию в качестве старшего техника эскадрильи по вооружению самолетов. Сначала служил старшим техником авиационной эскадрильи, а затем инженером и начальником службы по вооружению авиаполка на Брянском, Волховском, Ленинградском и Втором Прибалтийском фронтах. В 1944 году вступил в коммунистическую партию.
После окончания войны Моисеев в 1946—1948 годах работал в НИИ-2 Министерства авиационной промышленности, где его назначили одним из «теоретиков» в группу Диллона. Занимался проблемами динамики и баллистики авиационных реактивных торпе. Параллельно преподавал в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. В 1948 году защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук и лишь тогда завершает службу в Советской Армии - в должности начальника учебного отдела Харьковского высшего военного авиационного училища в звании капитан запаса.
C 1949 года Никита Моисеев преподаёт на кафедре реактивной техники в одном из лучших технических вузов страны - МВТУ им. Баумана (здесь же читали спецкурсы С. П. Королёв, В. Н. Челомей, В. П. Бармин). Затем переезжает в Ростов, где последовательно занимает посты старшего преподавателя, доцента и, наконец, и. о. заведующего кафедрой теоретической механики Ростовского государственного университета.
В Ростове Моисеев прожил почти пять «очень счастливых», по его признанию, лет. Именно там у него родилась старшая дочь. Семья Моисеевых жила в двух хороших больших комнатах в старой шестикомнатной профессорской квартире в одном из лучших домов в самом центре города.
В начале 1950-х годов Моисеев был принят в докторантуру Математического института им. Стеклова, где вел исследовательскую работу под руководством и при участии, в том числе, академиков И. Е. Тамма, М. А. Лаврентьева, И. М. Виноградова, Л. И. Седова, С. Л. Соболева, М. В. Келдыша. В 1955 году он защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора физико-математических наук.
В том же году получил приглашение академика М.А. Лаврентьева занять профессорскую должность на кафедре «Теория взрыва» недавно организованного Московского физико-технического института (МФТИ) и вернулся из Ростова в Москву. Был назначен деканом аэромеханического факультета, на котором готовили специалистов для работы в аэрокосмической промышленности.
Довольно быстро Моисеев стал популярной личностью в Физтехе. В 1958 году М.А. Лаврентьев уехал в Новосибирск организовывать Сибирское отделение Академии наук СССР, а вслед за ним в Академгородок вскоре уехали все его ученики. Кафедра взрыва, по воспоминаниям ученика Моисеева академика А.А. Петрова, «захирела», и Никита Николаевич перешел на кафедру математики.
В 1969 году Моисеев организует Факультет управления и прикладной математики МФТИ и становится его первым деканом. Одновременно он работает старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией Вычислительного центра (ВЦ) АН СССР, а в 1967—1985 годах является заместителем по научной работе директора центра. Под его руководством выполнены исследования по разработке математической модели последствий ядерной войны — «ядерная зима» (1983).
В 1985 году Моисеев занял пост советника директора ВЦ АН СССР.
В конце жизни ученый много внимания уделял вопросам экологии. В 1992 году стал одним из основателей и президентом Международного независимого эколого-политологического университета (Академия МНЭПУ). Содействовал созданию Российского общества экологической экономики (РОЭЭ) и выступил с пленарным докладом на открытии его Первой Международной конференции в 1993 году. Был членом Совета общества.
В 1994 году вышла работа Моисеева «Современный антропогенез и цивилизационные разломы (эколого-политологический анализ)», ставшая результатом, в том числе, длительных дискуссий по концепции развития в МНЭПУ. В 1995 году стал главным редактором научно-популярного журнала «Экология и жизнь». С 1998 года — почетный доктор МЭИ.
Никита Моисеев скончался 29 февраля 2000 года после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.
Чем знаменит
Основатель и первый декан Факультета управления и прикладной математики МФТИ, Никита Моисеев был одним из тех ученых, чья деятельность определила лицо Физтеха.
Моисеев — основоположник целого ряда новых направлений в прикладной математике. Основатель и руководитель целого ряда научных школ. Автор 35 монографий, 10 учебных пособий и более 300 научных и научно-популярных статей.
Его работы посвящены механике и гидродинамике, численным методам в теории оптимального управления, теории иерархических систем, имитационному моделированию, автоматизации проектирования, междисциплинарным исследованиям экологических проблем. Немалое значение имеют труды Моисеева по динамике твёрдого тела с жидкостью, численным методам математической физики, теории оптимизации управления.
Более всего широким кругам российской и мировой общественности Моисеев известен как руководитель исследований по разработке математической модели экологических последствий ядерной войны (т.н. «ядерная зима»). Результаты этих исследований повлияли на заключение договоров между СССР и США на ограничение гонки ядерных вооружений.
Завершающим жизнь трудом ученого стала вышедшая уже после его смерти книга «Универсум. Информация. Общество» (2001), в которой академик изложил основы универсального эволюционизма и увязал их с ожидаемыми перспективами и альтернативами грядущего.
В основу универсального эволюционизма Моисеева легли дарвиновская эволюция жизни, развития ее форм, механизмы, порождающие это развитие (изменчивость, наследственность, отбор) и концепция биосферы В.И. Вернадского, включающая представления о закономерности и глубокой взаимосвязи всех процессов, протекающих на Земле, – геологических, химических, биологических, а также учение о ноосфере, то есть о сфере разума.
О чем надо знать
В 1949 году Никита Моисеев был вынужден уехать в провинциальный Ростов из Москвы, где находился на взлете своей научной и преподавательской карьеры.
На кафедре МВТУ ему был поручен первый в жизни самостоятельный курс: динамика управляемых снарядов и ракет. Он был целиком разработан Моисеевым. «Я думаю, что это вообще был первый подобный курс, прочитанный в высших учебных заведениях страны. Он шёл с грифом "совершенно секретно", и его рукопись я держал в своем сейфе в НИИ-2», - вспоминал ученый.
И карьера и научная деятельность Никиты Моисеева развивались очень успешно, его ждали самые блестящие перспективы. Он быстро входил в число заметных исследователей-теоретиков в области ракетной техники читал интересный и новый предмет в одном из самых престижных инженерных высших учебных заведений. При этом его лекции пользовались успехом не только у студентов - их приходили слушать и сотрудники различных НИИ и КБ.
Но неожиданно была арестована мачеха Моисеева, более четверти века поработавшая учительницей младших классов сходненской школы и уже вышедшая на пенсию. Ее осудили по печально знаменитой 58-й статье на 10 лет и отправили в лагерь около города Тайшет.
После этого Моисеев был уволен из НИИ-2, а в МВТУ лишен допуска к секретной работе и возможности исполнять обязанности доцента на закрытой кафедре. Фактически он оказался на улице без права работать по специальности.
«Каких-либо перспектив в возможности заняться научной деятельностью у меня, казалось бы, не было совсем. Рукопись докторской диссертации осталась в сейфе - я ее никогда больше не видел. Однажды мне кто-то сказали, что ее все-таки как-то использовали. Но это было уже в другой жизни и меня не интересовало. Месяц, а может быть и больше я ходил как опущенный в воду. На работу меня никто никуда не брал. Сначала говорили весьма любезно, но как только видели штамп в моей трудовой книжке, всякие переговоры прекращались. Я как-то жил, пока оставались какие-то деньги. Большинство друзей меня стали сторониться. И постепенно меня начала охватывать настоящая паника - дело теперь шло уже не о научной карьере, а о жизни. Всё происходившее было куда страшнее того, что я испытывал на фронте», - вспоминал впоследствии ученый.
Спас его случай - невероятное стечение благоприятных обстоятельств. Один из друзей посоветовал ему, пока не поздно, «послать Москву к чертовой матери» и уехать куда-нибудь подальше.
Начальником главного управления университетов, куда Моисеев пошел в поисках работы на периферии, оказался хорошо его помнивший бывший замдекана мехмата МГУ профессор Григорий Двухшерстов. Выслушав его историю, он сказал: «Поезжай-ка ты, батенька, в Ростов. Там у меня посадили всю кафедру механики во главе с профессором Коробовым. Некому лекции читать. Будешь читать гидродинамику и общую механику».
Так Моисеев уехал в Ростов-на-Дону, став исполняющим обязанности доцента по кафедре теоретической механики местного университета.
Этот отъезд из Москвы сыграл решающую роль в его жизни. И не только потому, что условия жизни в Ростове и работа в местном университете дали ему несколько лет спокойной работы и возможность во многое вдуматься и получить те знания, которые затем составили основу его дальнейшей профессиональной деятельности. Самое главное состояло в том, что на несколько лет Моисеев исчез из поля зрения органов безопасности.
Примерно через год или полтора после его отъезда в Ростов, им начали интересоваться районные органы безопасности. По рассказам соседей, к нему приходили, и не раз, но дом был заперт, а соседи ничего не знали – им он не сообщил, куда уезжает.
В марте 1953 года умер Сталин и уже осенью того же года вернулась из тайшетского лагеря мачеха Моисеева.
«Я жил, не очень отдавая себе отчет в том, что надо мной многие годы висел топор. Я этого не знал и не понимал. На мое счастье!», - писал в своих воспоминаниях Моисеев.
Прямая речь
Ученик Никиты Моисеева академик А.А. Петров о его манере преподавания: «Никита Николаевич был не лектором-профессионалом, а лектором-ученым, активно работающим. Читал то, чем сам занимался, над чем размышлял. Курс гидродинамики читал в то время, когда развивал теорию движения тела, содержащего жидкость, теорию волн. Курс нелинейных колебаний – когда начал заниматься асимптотическими методами нелинейной механики. Ставил цикл курсов методов оптимизации, когда активно занимался численными методами оптимизации и общей теорией управления. Говаривал, что лучший способ разобраться в предмете – прочитать по нему курс лекций. Строгость изложения, отделка деталей отнюдь не были сильными сторонами его курсов. Сбивался в доказательствах, перемежал их анекдотами. Поэтому тем студентам, кто склонен относиться к лектору как к живому учебнику, лекции Моисеева не нравились. Тем же, для кого лекции были введением в определенный круг идей и методов, кто был чуток к личности лектора, лекции Моисеева нравились».
Он же о личности Никиты Моисеева: «Студенты попадали под обаяние личности Моисеева, они его любили, и не было отбоя от желающих попасть в дипломники и аспиранты к Никите Николаевичу. Он был своеобразным руководителем. Учеников не опекал по мелочам, ценил в них самостоятельность и прививал вкус к науке. Сила его была в том, что у него всегда была масса идей. Собственных рук, времени да и желания не хватало, чтобы их реализовывать, и он дарил их ученикам. В технической работе не помогал, но следил за общим ходом и регулярно обсуждал принципиальные вещи. Искренне радовался успехам учеников и помогал их продвижению. Было у него замечательное качество: не обижался, если его ученик не принимал его идею и начинал разрабатывать собственную или чью-то чужую. Не боялся показать, что что-то не знает или не понимает. Учился у своих учеников, к ним относился как к своим коллегам. Совершенно не свойственна ему была поза ментора, хотя не чужд был красивых поз. Любил повторять: «Мин херц! Я за Вами внимательно наблюдаю». Был неподдельно демократичен в общении, любил играть с учениками в пинг-понг, ходить на лыжах, прививал им вкус к дружеским застольям с неторопливыми разговорами о науке, искусстве, вообще о жизни. Пил наравне со всеми своими учениками и никогда не терял лица. А на лыжах обгонял неслабых аспирантов, впрягшись в постромки, за которые держалась десятилетняя дочь Аленка, сама на лыжах. С ним было интересно и непринужденно, он был нам и учителем, и другом».
5 фактов о Никите Моисееве:
Материалы о Никите Моисееве:
Никита Моисеев. «Как далеко до завтрашнего дня... Свободные размышления. 1917-1993».
Никита Николаевич Моисеев — человек века
Никита Николаевич Моисеев. Судьба страны в судьбе ученого