будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июнь 14, 2025
Человек дня

Мемория. Николай Олейников

Мемория. Николай Олейников
Oleynikov
Николай Олейников. 1928

17 августа 1898 года родился поэт Николай Олейников

 

Личное дело

Николай Макарович Олейников (1898—1937) родился в станице Каменская (сейчас город Каменск-Шахтинский Ростовской области) в семье зажиточного казака. Окончил 4 класса Донецкого окружного мужского училища. После нескольких лет дальнейшей учебы в реальном училище поступил в 1916 году в Каменскую учительскую семинарию, где  серьезно занимался изучением литературы и математики.

В марте 1918 года пошел добровольцем в Красную армию, участвовал в Гражданской войне. В 1920 году вступил в РКП(б). В том же году вернулся в родную станицу и по назначению Каменского райкома партии стал членом редколлегии газеты «Красный казак».

Одновременно Олейников становится слушателем трехлетних учительских курсов, а в 1921 году едет в Ростов и поступает в педагогический техникум. Однако студенческая жизнь продлилась недолго – вскоре он был приглашен в город Бахмут Донецкой области Украины (в 1924-2016 годах – Артемовск) на должность ответственного секретаря газеты «Всероссийская кочегарка».

Вместе с приехавшими из Петрограда писателями Михаилом Слонимским и Евгением Шварцем с  сентября 1923 года издавал литературно-художественное приложение к «Кочегарке» — журнал «Забой». Первые литературные опыты Шварца были опубликованы именно в «Забое» и «Кочегарке» Олейникова. Тогда же и началась их дружба, продлившаяся почти всю жизнь.

В 1925 году, уже будучи опытным редактором, Олейников получает от ЦК ВКП(б) вызов в Ленинград и назначение в газету «Ленинградская правда». Вскоре начинается его сотрудничество с редакцией детского журнала «Новый Робинзон», которая впоследствии переросла в знаменитый детский отдел Госиздата, под руководством корифея детской литературы Самуила Маршака. «Детский отдел помещался на пятом этаже Госиздата, занимавшего дом бывшей компании Зингер, Невский, 28; и весь этот пятый этаж ежедневно в течение всех служебных часов сотрясался от хохота. Некоторые посетители Детского отдела до того ослабели от смеха, что, кончив свои дела, выходили на лестничную площадку, держась руками за стены, как пьяные», - писал о детстве советской детской литературы Николай Чуковский.

В сотрудничестве с Маршаком Олейников вырабатывает свою самостоятельную позицию в детской литературе. Им был создан новый, до него не существовавший жанр прозы, который можно назвать публицистикой для детей. Он придумывал задачи, загадки и фокусы, позволявшие приобщиться к началам логики, математики и физики. Организовал клуб любознательных, который сокращенно назывался КУР – кружок умных ребят.

В 1926—1928 годах Олейников, сотрудничая с ленинградскими и московскими журналами, параллельно занимается организацией детского радиовещания. Он готовит первые детские радиопередачи, привлекает к новому делу многих талантливых литераторов и актеров, экспериментирует в области звукозаписи, в том числе впервые вводит на радио чередование голосов при чтении рассказов и стихов.

В 1928 году Олейников организует издание в Ленинграде детского журнала «Еж» («Ежемесячный журнал») и становится его редактором. «Лучший в мире журнал для детей», как утверждала реклама, действительно вошел в историю. В непринужденной и творческой атмосфере «Ежа» собрался коллектив авторов, составивших впоследствии славу отечественной литературы. Среди них – именитые мэтры К.И. Чуковский и С.Я. Маршак. С журналом сотрудничали Борис Житков, Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Евгений Шварц, Ираклий Андроников и многие другие будущие мастера. В «Еже» приобщались к детской литературе и молодые поэты, входившие в художественную группу «ОБЕРИУ» (объединение реального искусства) – Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский. К обэриутам примкнул и сам Олейников.

Свои произведения в журнале «ЁЖ» он чаще всего публиковал под псевдонимом «Макар Свирепый», создав образ отважного всадника, неутомимого изобретателя и любознательного путешественника, рассказы о невероятных приключениях которого печатались из номера в номер. Художник  Борис Антоновский «изображал его на множестве маленьких квадратных картинок неотличимо похожим на Олейникова - кудри, чуб, несколько сложно построенный нос, хитрые глаза, казацкая лихость в лице. Подписи под этими картинками писал Олейников; они всегда были блестяще забавны и складывались в маленькие повести, очень популярные среди ленинградских детей того времени». Истории про Макара Свирепого называют «первым советским комиксом».

С 1930 года по инициативе Николая Олейникова начинает выходить еще одно периодическое издание для детей - «Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал»). Если «Еж» был ориентирован на аудиторию пионерского возраста, то «Чиж» предназначался совсем маленьким читателям. Но традиция старшего издания сохранялась: здесь царили неистощимая выдумка, юмор, умение просто рассказать о сложнейших вопросах, воплощалось в жизнь педагогическое кредо редактора – воспитание без наставления.

В обоих журналах часто печатались рассказы Николая Олейникова. Одна за другой выходили и при жизни автора неоднократно переиздавались книги, написанные им для детей. Головоломные задачи предлагали ребятам веселые книжки «Кто хитрее» (1927) и «Хитрые мастеровые» (1929). Вводили в мир природы, приобщали к познанию законов ее развития «Живые загадки» (1928). Иронические «Блошиный учитель» (1930) и «Учитель географии» (1932) позволяли увидеть в необычном ракурсе знакомые вещи и события окружающей жизни.

В декабре 1931-го  было арестовано несколько поэтов, которые одновременно были обэриутами и сотрудничали у Маршака и Олейникова в журналах «Чиж» и «Ёж» - Введенского, Хармса и Бахтерева арестовали по обвинению в участии в «антисоветской группе писателей» и сослали. Этот год стал последним годом существования ОБЭРИУ - после этого обэриуты «уже не очень высовывались» и официально уже не выступали.

С начала 1937 года Олейников возглавлял издание детского журнала «Сверчок».

В ночь на 3 июля 1937 года в своей ленинградской квартире Олейников был арестован сотрудниками НКВД. 19 ноября 1937 года он был приговорён к расстрелу как «участник контрреволюционной троцкистской организации» .

Николай Олейников был расстрелян 24 ноября 1937 года в Ленинграде. Захоронен на Левашовской пустоши.

 

Чем знаменит

 
Николай Олейников

Николай Олейников - один из самых оригинальных и ярких представителей русского поэтического авангарда 1920-1930-х годов, с именем которого связано целое художественное направление так называемого «абсурдизма» (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий и др.). Помимо значительного вклада, который он внес в становление и развитие детской литературы 20-30-х годов XX века, он был еще и оригинальным и своеобразным представителем взрослой литературы и поэзии – поэзии иронической, сатирические корни которой уходят к псевдоинтеллектуальным сентенциям Козьмы Пруткова.

«Олейников сформировался в двадцатые годы, когда существовал (наряду с другими) тип застенчивого человека, боявшегося возвышенной фразеологии, и официальной, и пережиточно-интеллигентской. Олейников был выразителем этого сознания. Люди этого склада чувствовали неадекватность больших ценностей и больших слов, не оплаченных по строгому социальному и нравственному счету. Они пользовались шуткой, иронией как защитным покровом мысли и чувства. И только из толщи шуток высвобождалось и пробивалось наружу то подлинное, что они хотели сказать о жизни. На высокое в его прямом, не контролируемом смехом выражении был наложен запрет», - писала о поэтике Олейникова Лидия Гинзбург - одна из тех, кто находился рядом с обэриутами, много разговаривала с ними.

Ставший жертвой сталинских репрессий поэт на многие годы был вычеркнут из советской литературы. Его произведения не издавались, большая их часть оставалась в рукописях и списках, сохраненных семьей и друзьями поэта.

 

О чем надо знать

Биографии поэта утверждают, что  еще юношей он ушел в Красную Армию, а в дни наступления белых, скрываясь, добрался до отчего дома. Но отец собственноручно выдал его белым как отступника, после чего Олейникова избили до полусмерти и бросили в сарай, чтобы утром расстрелять с партией пленных. Но он сумел сбежать и пробрался в другую станицу, к деду, который и спрятал его.

В 2015 году филолог Олег Лекманов заявил, что в его распоряжении оказался документ, согласно которому Олейников «во время гражданской войны, на почве политических разногласий, убил отца». Об этом поэт сообщил членам комиссии по проверке состава ячейки РКП(б), что и было зафиксировано в протоколе.

«Но почему же мы должны поверить в подлинность именно этого факта, который (с очевидной выгодой для себя тогдашнего) Олейников сообщил членам комиссии по проверке нерабочего состава РКП(б) ячейки №9?, - писал впоследствии сам Лекманов. -  Ведь члены комиссии были абсолютно лишены, если не возможности, то уж точно – желания выяснять подлинные обстоятельства смерти Олейникова-отца: ее заседание состоялось в Ростове-на-Дону, а не в станице Каменская. Так что Олейников-сын вполне мог позволить себе эпатажный и цинический жест из тех, к которым он был в высшей степени склонен. В 1935 году, представ перед ленинградской Комиссией по чистке, Олейников ни словом не обмолвится о том, что убил отца. "По причинам личного характера с отцом разошелся", – коротко объяснит он».

 

Прямая речь

Страшно жить на этом свете

В нем отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут

Улетает птица с дуба,

Ищет мяса для детей,

Провидение же грубо

Преподносит ей червей

Плачет маленький теленок

Под кинжалом мясника

Рыба бедная спросонок

Лезет в сети рыбака

Лев рычит во мраке ночи

Кошка cтонет на трубе

Жук-буржуй и жук рабочий

Гибнут в классовой борьбе.

Все погибнет, все исчезнет,

От бациллы до слона -—

И любовь твоя, и песни,

И планеты, и луна

(Николай Олейников)

 

О себе: «Не может быть, чтобы я был поэтом в самом деле. Я редко пишу. А все хорошие писатели графоманы. Вероятно – я математик».

Л.Гинзбург о Николае Олейникове: «Олейников один из самых умных людей, каких мне случалось видеть. Точность вкуса, изощренное понимание всего, но при этом ум его и поведение как-то иначе устроены, чем у большинства из нас; нет у него староинтеллигентского наследия»

Николай Чуковский об Олейникове: «Коля Олейников был казак, и притом типичнейший — белокурый, румяный, кудрявый, похожий лицом на Козьму Пруткова, с чубом, созданным богом для того, чтобы торчать из-под фуражки с околышком. Он был сыном богатого казака, державшего в станице кабак, и ненавидел своего отца. Он весь был пропитан ненавистью к казакам и всему казачьему. Он утверждал, что казаки — самые глупые и самые ленивые люди на свете. В казачьих землях, говорил он, умны только женщины. А мужчины — бездельники и выдающиеся дураки. Все взгляды, вкусы, пристрастия выросли в нем из ненависти к окружавшему его в детстве казачьему быту. <…> Он даже учился и читал книги из ненависти к тупости и невежеству своих казаков. Казаки были антисемиты, и он стал юдофилом,— с детства ближайшие друзья и приятели его были евреи, и он не раз проповедовал мне, что евреи — умнейшие, благороднейшие, лучшие люди на свете».

Леонид Пантелеев о визите в детский отдел Ленгосиздата: «...И вот мы с трепетом ступаем на плитки длинного издательского коридора и вдруг видим, навстречу нам бодро топают на четвереньках два взрослых дяди: один – пышноволосый, кучерявый, другой – тонколицый, красивый, с гладко причесанными на косой пробор волосами.

Несколько ошарашенные мы прижимаемся к стене, чтобы пропустить эту странную пару, но четвероногие тоже останавливаются.

- Вам что угодно, юноши? - обращается к нам кучерявый.

- Маршака... Олейникова... Шварца, - лепечем мы.

- Очень приятно... Олейников! - рекомендуется пышноволосый, поднимая для рукопожатия правую переднюю лапу.

- Шварц! - протягивает руку его товарищ.

...Позже мы узнали, что, отдыхая от работы, редакторы таким образом разминались, «изображали верблюдов». Евгению Львовичу Шварцу было тогда двадцать девять лет, Николаю Макаровичу Олейникову, кажется, и того меньше».

 

12 фактов о Николае Олейникове

  • После того, как Олейников вступил сначала в комсомол, а потом в партию, казаки-одностаничники судили его за это и выпороли шомполами на площади. «Однажды он снял рубаху и показал мне свою крепкую очень белую спину, покрытую жуткими переплетениями заживших рубцов», - вспоминал Николай Чуковский.
  • Уезжая навсегда из станицы Каменская, Олейников выправил себе справку: «Сим удостоверяется, что гр. Олейников Николай Макарович действительно красивый. Дана для поступления в Академию художеств». Олейников вытребовал ее в сельсовете, уверив председателя, что в Академию Художеств принимают только красивых. Оформлена справка была по всей форме — с печатью сельсовета и подписью его председателя.
  • Олейников, по воспоминаниям Н.Чуковского, никогда не считал себя поэтом и до переезда в Ленинград вообще стихов не писал.
  • В редакции «Забоя» Олейников ведал начинающими поэтами и наиболее причудливые из их стихотворений переписывал себе в особую тетрадку. «У него образовалась замечательная коллекция плохих стихов, доставлявшая его насмешливому уму большое удовольствие», - вспоминал Н.Чуковский.
  • Олейников называл себя внуком Козьмы Пруткова. Он даже посвящал стихи его памяти.
  • Олейников придумал настольную игру «Путешествие Макара Свирепого по Советскому Союзу». В процессе  игры дети учили географию страны и получали знания о ее природе, животном мире, полезных ископаемых и жизни различных народов.
  • Совместно с Евгением Шварцем Олейников создал ряд сценариев, по которым были поставлены обошедшие экраны страны кинофильмы «Разбудите Леночку» (1934), «Леночка и виноград» (1935), «На отдыхе» (1936). Киноповесть о приключениях Леночки была задумана как первый советский сериал для детей.
  • Официально Николай Олейников не входил в группу ОБЭРИУ. Хотя сначала он хотел выйти выступать, в последний момент отказался выходить на сцену. Когда его друзья спросили: «Как же так, ты же собирался?», он сказал: «Видишь, сидят ребята из райкома, не хочу перед ними называться обэриутом». Олейников так и не вышел на сцену, и остался, как Хармс пишет, «оглашенным» при обэриутах. Что все равно не спасло его от репрессий.
  • По одному делу с Олейниковым были расстреляны ленинградские востоковеды, обвинённые в шпионаже, в том числе японист Н. А. Невский; поэт был знаком лишь с некоторыми из них.
  • Олейников был реабилитирован посмертно в 1957 году. Тогда его вдова получила в ЗАГСе справку, что её муж умер «от возвратного тифа 5 мая 1942 года». Эта недостоверная дата вошла во многие биографические справочники и энциклопедии.
  • Через 60 лет после смерти Олейникова, в 1997 году, харьковский композитор и режиссер Алексей Коломийцев написал рок-оперу «Вивисекция» по мотивам его стихотворений-притчей о маленьких животных.
  • В 2015 году издательство ОГИ выпустило книгу «Число неизреченного» – собрание всех уцелевших после ареста произведений Олейникова. Впервые опубликованы вместе рассказы для детей из ленинградских журналов «Чиж» и «Еж», комикс о похождениях Макара Свирепого и 142 стихотворения. Более половины тома занимает книга об Олейникове, написанная филологами Олегом Лекмановым и Михаилом Свердловым. В 2016 году ОГИ выпустило второе издание сборника, существенно дополненное.

 

Материалы о Николае Олейникове

Л. Гинзбург. Николай Олейников

Жизнь и творчество Николая Олейникова

Воспоминания Николая Чуковского об Олейникове

ОБЭРИУ: Что это было?

Обэриуты. Языковые маски Н.Олейникова

Тайны поэта Николая Олейникова

Статья о Николае Олейникове в Википедии

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).