будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 20, 2025
Человек дня

Мемория. Николай Попов

Мемория. Николай Попов
popov1
Николай Сергеевич Попов

14 декабря 1931 года родился Николай Попов, советский танковый конструктор

 

Личное дело

Николай Сергеевич Попов (1931–2008) родился в станице Усть-Лабинская Северо-Кавказского края (с 1958 года – город Усть-Лабинск Краснодарского края). Окончив семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС.

В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт. Окончив его с отличием в 1955 году, пришел на работу в танковое конструкторское бюро знаменитого Кировского завода в Ленинграде.

В 1968 году Попов был назначен начальником и главным конструктором КБ. В 1972 году занял должность генерального конструктора СКБ «Трансмаш» производственного объединения «Кировский завод». Именно здесь в 1976 году рождается главное детище Попова – первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем Т-80.

С 1976 по 1981 год Попов был членом Центральной ревизионной комиссии КПСС; при этом в партию он вступил только в 1981 году.

Николая Попова не стало 4 февраля 2008 года. Конструктор похоронен на кладбище Сестрорецка.

 

Чем знаменит

 
Танк Т-80. Фото: wikipedia.org

Созданный под руководством Попова танк Т-80 считается одним из самых значимых достижений советской военной техники. Он производился более 20 лет, всего было изготовлено около 10 000 машин. Именно на нем была впервые установлена противоснарядная динамическая защита, что отвечало требованиям к основному боевому танку – сочетанию высокой огневой мощности с хорошей защищенностью. Защита лобовой части танка считается эквивалентной почти метру литой брони.

Главной особенностью Т-80 стало использование в качестве силовой установки танка газотурбинного двигателя – также впервые в мировой практике. По сравнению с дизельным или  бензиновым двигателем газовая турбина обладает значительно большей мощностью при равном объеме, что позволяет резко повысить скоростные и разгонные характеристики боевой машины и улучшить управление ею – члены боевых экипажей отмечают «скорость, динамику и плавность хода». Немаловажна и возможность быстрого запуска такого двигателя при низких температурах.

Помимо Кировского завода, Т-80 выпускался также в Омске и Харькове. Танк стоит на вооружении России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Сирии. На его базе создано несколько машин для выполнения самых разнообразных задач, включая специальную пожарную машину.

 

О чем надо знать

Когда одну из модификаций изначально строжайше засекреченного танка Т-80У показали на выставке вооружений в Абу-Даби в начале девяностых годов, танк весом более 45 тонн пролетел с трамплина по воздуху 14 метров и после приземления помчался дальше. С тех пор за машиной закрепилось имя «летающий танк».

Вклад Попова в отечественное машиностроение не ограничивается танком Т-80 и не сводится исключительно к разработке военной техники. Гражданскому населению, пожалуй, более известно другое его детище – тяжелый трактор К-701, одна из модификаций знаменитого «Кировца». На его базе, в свою очередь, Поповым было разработано целое семейство дорожно-строительных машин (погрузчик, грейдер, экскаватор, бульдозер, виброкаток).

Другие известные разработки Попова – гусеничное самоходное орудие большой мощности «Пион» и его модификация «Малка-2С7М»; на момент разработки они превосходили по дальности стрельбы все аналогичные зарубежные орудия. Созданное в том же 1976 году высокозащищенное специальное гусеничное транспортное средство позволило экипажу работать в автономном режиме в течение нескольких суток  – за рубежом подобных аналогов также не было. На гусеничной базе артиллерийского самоходного орудия был построен высокомобильный гусеничный кран СГК-80Р грузоподъемностью 80 тонн для ликвидации на железнодорожном транспорте последствий техногенных и стихийных аварий и катастроф. Также Попов занимался    подъемными установками для ремонта нефтяных и газовых скважин.

Кроме того, конструктор исследовал возможности снижения шума внутри проектируемых изделий и внешнего шума их силовых установок. Им разработаны телеметрические методы передачи информации при исследовании нагруженности узлов транспортных средств, а также система дистанционного управления транспортными средствами.

Попов также создал прообраз танка ХХI века – полностью автоматизированную машину с двумя членами экипажа и лучшей в мире комплексной защитой; этому проекту уже не суждено было реализоваться.

 

Прямая речь

Главный конструктор «Уралвагонзавода» Леонид Карцев о недостатках Т-80: «В середине 1976 г. член ЦК КПСС, главный конструктор Кировского завода в Ленинграде Н.С. Попов сумел убедить руководство страны принять на вооружение Советской Армии далеко не лучший танк Т-80… В танке Т-80 использовано менее удачное, чем у Т-72, боевое отделение от танка Т-64А с вертикальной укладкой выстрелов, что в боевых условиях снижает живучесть танка и практически делает невозможным прямое общение экипажа с механиком-водителем и его эвакуацию в случае ранения. В этом танке применена несовершенная ходовая часть и т. д. В целом, танк Т-80 сложнее, дороже и ненадежнее танка Т-64А, не говоря уже о Т-72».

Эксперты о достоинствах Т-80 («Чего не боятся танки?»): «Оперативная готовность танка Т-80 при температуре минус 40 градусов составляет не более 3 минут. Быстрота и надежность пуска двигателя в любых климатических условиях, определяющая техническую готовность, является одним из важнейших требований боевой готовности танка… Двигатель не заглохнет, если даже танк упрется в каменную стену, так как силовая турбина ГТД (газотурбинного двигателя – «Полит.ру»), передающая крутящий момент на трансмиссию, не имеет механической связи с турбокомпрессорами, точнее, имеет только через газовый тракт. Эта особенность танка Т-80 придает ему несравненные, отличные от собратьев свойства по проходимости, плавности хода при стрельбе, преодоления препятствий и, наконец, по незаглохаемости».

Министр обороны Сирии Мустафа Тлас: «Как солдат и специалист по танкам я считаю Т-80 лучшим танком в мире».

 

4 факта о Николае Попове

  • Попову принадлежит авторство более 40 научных трудов, а также 60 авторских свидетельств и патентов на изобретения
  • Конструктор был действительным членом двух академий: транспорта и инженерной
  • Попов – Герой Социалистического Труда, лауреат орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Ленинской и Государственной премий СССР
  • Российская Федерация отметила заслуги Попова Государственной премией (1993 год) и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)

 

Материалы о Николае Попове

Статья о Николае Попове в Википедии

Николай Попов на сайте «Герои страны»

Танковый прорыв. Умер создатель самой легендарной боевой машины

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).