будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 15, 2025
Человек дня

Мемория. Николай Трубецкой

Мемория. Николай Трубецкой
NSTrubetskoy
Николай Сергеевич Трубецкой. Источник: bfrz.ru

16 апреля 1890 года родился Николай Трубецкой, лингвист, философ, основоположник евразийства

 

Личное дело

Николай Сергеевич  Трубецкой (1890 -1938) родился в Москве в семье ректора Московского университета, известного профессора философии Сергея Николаевича Трубецкого. Семья, носившая древнюю княжескую фамилию, принадлежала к роду Гедиминовичей. Ее интеллектуальная атмосфера благоприятствовала раннему пробуждению у мальчика интереса к науке. В пятом классе гимназии он увлекся угро-финской этнографией и «Калевалой», с тринадцати лет начал посещать заседания этнографического отдела Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В пятнадцать лет опубликовал свою первую научную работу, выполненную под руководством археолога С. К. Кузнецова: «Финская песнь "Kulto neito" как переживание языческого обычая».

В 1907 году начал заниматься кавказскими языками и народным творчеством – проводил сравнительно-исторические и типологические исследования грамматического строя северокавказских и чукотско-камчатских языков.  Эта работа продолжалась вплоть до революции, однако все собранные Трубецким материалы пропали в годы Гражданской войны - «пошли дымом». Впоследствии они были восстановлены им в эмиграции по памяти.

В 1908 году Николай экстерном окончил 5-ю Московскую гимназию и поступил на философско-психологическое отделение историко-филологического факультета Московского университета. По воспоминаниям современников, Трубецкой в те годы увлекался русской религиозной философией и неокантианством Марбургской школы. Затем перевёлся на отделение западноевропейских литератур, а в 1910 — на только что созданное отделение сравнительного языковедения, где стал учеником Ф. Ф. Фортунатова. Трубецкой был в числе всего двух студентов (второй — М. Н. Петерсон), которые смогли окончить это отделение: первый и единственный выпуск состоялся в 1912 году. Трубецкой представил к нему сочинение «Образование будущего времени в главнейших индоевропейских языках». После выпуска был оставлен на университетской кафедре.

В 1913 году Николай Трубецкой был отправлен на стажировку в университет Лейпцига, где в течение двух лет изучал младограмматическую школу. Вернувшись в Москву и сдав магистерские экзамены, начал преподавать в Московском университете в качестве приват-доцента сравнительное языковедение. Был активным участником Московского лингвистического кружка, где наряду с вопросами языкознания серьезно изучал и разрабатывал мифологию, народоведение, этнографию и историю культуры. Опубликовал ряд статей по северокавказской фольклористике, проблемам финно-угорских языков и славяноведению.

Революция 1917 года застала Трубецкого во время научной поездки на Кавказ и он остался в Кисловодске; в 1918 году преподавал в качестве доцента в Ростовском университете. Здесь он продолжил начатую в Москве работу над двумя монографиями: «Предыстория русского языка» и «Сравнительная грамматика языков Северного Кавказа». В 1919 году при переезде в Константинополь обе рукописи были сданы на хранение в библиотеку Ростовского университета и с тех пор считаются утерянными.

В 1920 году Трубецкой эмигрировал в Болгарию, где устроился преподавателем в Софийский университет. В том же году издал сочинение «Европа и человечество», в котором близко подошёл к выработке евразийской идеологии. Обсуждение этой книги в софийском семинаре, в котором участвовали географ и экономист Пётр Савицкий, историк и религиозный мыслитель Георгий Флоровский, а также музыкальный писатель Пётр Сувчинский, привело к рождению евразийской идеологии, о чём было заявлено в  сборнике статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1», изданном в Софии в 1921 году.

В 1922 году, получив приглашение на кафедру славянской филологии Венского университета, Трубецкой переехал в Вену. В 1923 был избран ординарным профессором и вскоре стал заведующим кафедрой славянской филологии. В Венском университете проработал 15 лет, читал курсы по шести славянским и праславянскому языкам, по введению в общую фонологию и по истории русской литературы. Написал несколько оригинальных литературоведческих работ, тяготеющих к формализму.

В 20-х - 30-х годах Трубецкой активно участвует в евразийском движении, являясь одним из его теоретиков и политических лидеров. Наряду с П. П. Сувчинским и П. Н. Савицким входил в руководящие органы евразийства - Совет Трёх, Совет Пяти, и Совет Семи.

В 1922 году в Берлине вышел второй сборник «На путях», затем в 1923 — «Россия и латинство». В 1923 году на деньги английского миллионера-востоковеда Сполдинга было создано евразийское книгоиздательство и раз в два года начал выходить программный альманах евразийцев — «Евразийский временник» (1923, 1925, 1927). Одновременно стал выходить журнал «Евразийские хроники».

До 1929 года Трубецкой участвовал во всех программных евразийских сборниках («Евразийский временник. Книга 2», 1925; «Евразийский временник. Книга 3»,  1927), а также в периодических изданиях евразийцев (журнал «Евразийские хроники», газета «Евразия»).

Был соавтором коллективных евразийских манифестов («Евразийство (опыт систематического изложения)», 1926; «Евразийство (формулировка 1927 года)»). В Евразийском книгоиздательстве у него вышли книги «Наследие Чингисхана» (1925) и «К проблеме русского самосознания» (1927).

Как идеолог евразийства разрабатывал концепции многополярного мира, славяно-туранских культурных взаимодействий, монгольского влияния на русскую политическую историю и культуру, идеократии, учения о правящем отборе в государстве.

Параллельно в 1920—1930-х годах преподавал в Венском университете славянские языки и литературу, занимался научной деятельностью. В конце 1920-х — начале 1930-х разработал фонологическую теорию. Был одним из участников и идейных лидеров Пражского лингвистического кружка, одним из создателей школы славянского структурализма в лингвистике. В своих лекциях по истории русской литературы высказывал революционные идеи о необходимости «открытия» древнерусской литературы, о применении формального метода к произведениям древней и средневековой литературы (в частности к «Хожению за три моря» Афанасия Никитина), о метрике русских былин.

В 1929 году Трубецкой оставил все посты в руководящих органах евразийского движения и уже не участвовал в создании в 1932 году Евразийской партии. Однако личные контакты с Петром Савицким он продолжал поддерживать, участвовал в работе теоретических евразийских семинаров и в 1930-х годах начал печататься в евразийских изданиях (журнал «Евразийские тетради» и др.).

Тогда же совместно с Р. О. Якобсоном он разрабатывает теорию евразийского языкового союза и вообще евразийского учения о языке в связи с географическим фактором, на основе онтологического структурализма, сформировавшегося в идейном пространстве Пражского лингвистического кружка.

В 1930-х годах выступал в печати против национал-социализма, видя в нём своеобразный «биологический материализм», столь же несовместимый с православным мировоззрением, как и марксистский «исторический материализм». Выступил с теоретической антинацистской статьёй «О расизме». Как лингвист резко критиковал «арийскую теорию в лингвистике», доказывая, что индоевропейского праязыка не существовало, а сходства языков индоевропейской семьи можно объяснить их влияниями друг на друга в ходе исторического развития. Эти идеи, высказанные им в статье «Мысли об индоевропейской проблеме», стали причиной доноса в гестапо со стороны пронацистски настроенного австрийского лингвиста.

В 1938 году после аншлюса Австрии Трубецкой подвергся притеснениям со стороны гестапо, был вызван на допрос и арестован на трое суток, в его квартире был произведён обыск. По словам Савицкого, от концлагеря его спас только титул князя. Однако значительная часть его научных рукописей, в том числе и неоконченная «Предыстория славянских языков», над которой он работал около 25 лет, во время обыска была конфискована и впоследствии утрачена. Из-за потрясения от этой потери у ученого случился инфаркт миокарда.

25 июня 1938 года Николай Трубецкой скончался в венской больнице на 49-м году жизни.

 

 
Н.С. Трубецкой. 1920-е гг.
Wikimedia Commons
 

Чем знаменит

Николая Трубецкого называют «евразийцем номер 1», поскольку именно с его мировоззренческих тезисов началось это философско-политическое направление, постулирующее преемственность и кооперацию культуры русскоязычных народов с кочевыми империями степей Евразии. Трубецкой первым заявил, что Россия является наследницей не Киевской Руси, а «монгольской монархии, основанной великим Чингисханом». Он утверждал, что русских и кочевников связывает особое умонастроение или «бытовое исповедание», которое основано на идеях личной преданности, героизма, духовной иерархии и вере в высшее начало мира.

Эти ценности он противопоставлял европейским мещанству и меркантилизму, критикуя отождествление интересов и ценностей «романогерманцев» с интересами и ценностями всего человечества. Таким образом, евразийство подавалось как обновлённая антитеза западничеству.

«В некотором смысле, именно Трубецкой создал евразийство, открыл главные силовые линии этой теории, которые в дальнейшем разрабатывались целой плеядой крупнейших русских мыслителей — от Петра Савицкого, Николая Алексеева и Льва Карсавина до Льва Гумилева», - отмечает лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин.

Следует отметить,  что уже началу 1930-х годов Николай Трубецкой разочаровался в идеологических построениях своей молодости. «Я постоянно перечитываю свои произведения евразийского периода, а также переписку этого времени. И многое мне теперь кажется ребячеством. <…> Мы оказались великолепными диагностами, недурными предсказателями, но очень плохими идеологами - в том смысле, что наши предсказания, сбываясь, оказываются кошмарами. Мы предсказали возникновение новой евразийской культуры. Теперь эта культура фактически существует, но оказывается совершеннейшим кошмаром, и мы от неё в ужасе, причем нас приводит в ужас именно её пренебрежение известными традициями европейской культуры (например, положение науки и пр.)», - писал он Савицкому в декабре 1930 года.

Как ученый-лингвист Трубецкой являлся одним из идеологов и основателей Пражской лингвистической школы – так называемого «Пражского кружка», ставшего в то время  центром мировой фонологии. Его труд «Основы фонологии» считается классическим, он ввел понятие «языковой союз» в сравнительно-историческое языкознание, разработал основы русской морфонологии, «дисциплины, в полной мере созданной самим автором», занимался вопросами славянской поэтики и историей славянских языков - праславянским языком.

 

О чем надо знать

В 1927 году во Франции выделилось «левое евразийство», которое в большей мере стало ориентироваться на СССР. К этому течению относились Л. Карсавин, Д. Святополк-Мирский, С. Эфрон (муж поэтессы Марины Цветаевой) и другие.

В 1928 году один из основателей евразийства — Г. В. Флоровский —  выступил с резкой критикой нового течения. В  его статье «Евразийский соблазн» критике подвергалась апология большевиков и революции в России, возвеличивание принципа государственности, негативное противопоставление Западу, забвение христианских подходов к истории, а также преклонение перед стихией («романтический перегар»).

Рупором левых евразийцев стала парижская газета «Евразия». В знак протеста против ее просоветской и прокоммунистической направленности в 1929 году Николай Трубецкой вышел из руководства евразийского движения. С ним вместе свои посты оставили Петр Савицкий и Николай Алексеев. Они выпустили брошюру «Газета "Евразия" — не евразийский орган», в которой объявляли левое евразийство антиевразийством. Те же идеи звучали в «Евразийском сборнике» (1929).

Апологеты «левого евразийства» С. Эфрон и Д. П. Святополк-Мирский в итоге стали жертвами советского режима. Эфрон c 1931 года был агентом советских спецслужб и в 1937 году, несмотря на возражения жены, вернулся в СССР, где впоследствии был репрессирован и расстрелян на Бутовском полигоне НКВД. Святополк-Мирский, став марксистом, возвратился в СССР ещё в 1932 году при содействии Максима Горького, также был репрессирован и умер в лагере под Магаданом.

 

Прямая речь

О единстве народов Евразии: «Евразия есть географическое, экономическое и историческое целое. Судьбы евразийских народов переплелись друг с другом, прочно связались в один громадный клубок, который уже нельзя распутать, так что отторжение одного народа из этого единства может быть произведено только путем искусственного насилия над природой и должно привести к страданиям».

О евразийстве: «Между народами Евразии постоянно существовали и легко устанавливаются отношения некоторого братания, предполагающие существование подсознательных притяжении и симпатий (обратные случаи, т. е. случаи подсознательного отталкивания и антипатии, между двумя народами в Евразии очень редки). Одних этих подсознательных чувств, разумеется, недостаточно. Нужно, чтобы братство народов Евразии стало фактом сознания, и притом существенным фактом. Нужно, чтобы каждый из народов Евразии, сознавая самого себя, сознавал себя именно прежде всего как члена этого братства, занимающего в этом братстве определенное место. И нужно, чтобы это сознание своей принадлежности именно к евразийскому братству народов стало для каждого из этих народов сильнее и ярче, чем сознание его принадлежности к какой бы то ни было другой группе народов».

 

5 фактов о Николае Трубецком

  • Трубецкие ведут свой род от внука Гедимина Дмитрия Ольгердовича, князя брянского, стародубского и трубчевского, участника Куликовской битвы, погибшего в битве на Ворскле (1399) вместе с сыном Иваном.
  • Среди родственников и предков Николая Трубецкого были такие выдающиеся деятели России, как боярин и дипломат Алексей Никитич (ум. в 1680), фельдмаршал Никита Юрьевич (1699-1767), соратник Н.И.Новикова писатель Николай Никитич (1744-1821), декабрист Сергей Петрович (1790-1860), создатель Московской консерватории Николай Петрович (1828—1900), религиозные философы Сергей Николаевич (1862-1905) и Евгений Николаевич (1863-1920), скульптор Павел (Паоло) Петрович (1790-1860) Трубецкие.
  • Николай Трубецкой учился в Пятой московской гимназии одновременно с Борисом Пастернаком, а с 1909 года с ним же учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета.
  • Был воцерковленным православным христианином. Выполнял обязанности старосты русской Никольской церкви в Вене.
  • Посмертно были изданы три курса прочитанных в Венском университете лекций Трубецкого по литературоведению: о русских писателях XVIII и XIX веков, о Достоевском и о древнерусской литературе.

 

Материалы о Николае Трубецком

Александр Дугин. Преодоление Запада (эссе о Николае Трубецком)

Трубецкой Николай Сергеевич: Биография. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

Биография Николая Трубецкого на сайте peoples.ru  

Статья о Николае Трубецком в Википедии

 

 

 

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).