18 февраля 1921 года родился композитор Оскар Фельцман
Личное дело
Оскар Борисович Фельцман (1921–2013) родился в Одессе в семье хирурга-ортопеда Бориса Фельцмана и Цили Фельцман. В пятилетнем возрасте отец отвел его в знаменитую музыкальную школу Петра Столярского, где он начал заниматься скрипкой, но впоследствии перешел в класс фортепиано. «Через две недели занятий на скрипке я заявил: «Не хочу стоять – устал!» Столярский мгновенно отреагировал: «Садись за рояль». С тех пор играю сидя», - рассказывал Фельцман.
В 1939 году Фельцман окончил школу имени П.С. Столярского, по классу композиции занимался у профессора Николая Вилинского. Затем поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс Виссариона Шебалина, который от имени консерватории направил Вилинскому благодарственное письмо за мастерскую подготовку ученика.
Во время войны Фельцман был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет стал ответственным секретарем Сибирского Союза композиторов. В Новосибирске он писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, работал заведующим музыкальной частью Белорусского государственного Еврейского театра. Здесь же в 1941-м он встретил студентку дирижерско-хорового факультета Московской консерватории Евгению Петровну Кайдановскую, на которой женился. В Москву он вернулся с женой в 1945 году.
Фельцман зарекомендовал себя как композитор крупных форм – сразу после войны на сценах периферийных театров появились его музыкальные комедии «Дочь фельдмаршала» (1946), «Чужая ночь» (1946), ставшая во многих городах аншлаговым спектаклем. В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера его музыкальной комедии «Воздушный замок», через год появилась «Если сердце молодо» (1949). В 1952 г. состоялись ещё две премьеры: в Театре оперетты ‑ «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича‑Данченко ‑ «Шумит Средиземное море».Тогда же был написан концерт для скрипки с оркестром. Параллельно Фельцман начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям, постановкам для детей в театре Натальи Сац.
В том же 52-м была написана и первая песня – «Теплоход». В 1954 году ее исполнил по телевидению Леонид Утесов. Настоящим же хитом стали «Ландыши», которые первой исполнила Гелена Великанова – и это несмотря на то, что в прессе песня была названа мещанской и идеологически несостоятельной.
В 1973 году Оскар Фельцман написал музыку к опереттам «Тетка Чарлея», «Старые дома» и «Пусть гитара играет» – все они с большим успехом шли в Свердловском академическом театре музыкальной комедии. В середине 1980-х годов Фельцман организовал для своих авторских концертов инструментальный ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой.
Помимо эстрадных вещей, перу Фельцмана принадлежат и несколько камерных сочинений: «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Хаима Бялика».
Оскар Фельцман скончался от сердечной недостаточности 3 февраля 2013 года. Прощание состоялось в Доме Союза композиторов России. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
Один из самых плодовитых песенных композиторов Советского Союза – всего Фельцманом написано порядка полутора тысяч песен. Самые известные из них – «Теплоход», «Ландыши», «Черное море мое…», «Белый свет» («На тебе сошелся клином белый свет…»), «Огромное небо».
Практически никто из звезд советской эстрады «не избежал» исполнения песен Фельцмана. В числе исполнителей – Леонид Утесов, Марк Бернес, Валентина Толкунова, Вероника Круглова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Георг Отс, Михаил Чуев, Лев Лещенко, София Ротару, Анна Герман и многие другие. Любимой же своей исполнительницей Фельцман называл Эдиту Пьеху.
Фельцман сотрудничал со многими поэтами. В их числе Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Кохановский, Марк Лисянский, Лев Ошанин, Роберт Рождественский, Игорь Шаферан, Михаил Танич. А стихи для одной из самых известных песен «Четырнадцать минут до старта» (про пыльные тропинки далеких планет) написал Владимир Войнович.
Композитору присвоены звания заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской республики и РСФСР, народного артиста Дагестанской АССР и РСФСР
О чем надо знать
Удивительна история создания популярной песни семидесятых годов «Помнят люди». Стихотворение было написано поэтом-фронтовиком Евгением Долматовским на основе достоверного факта. В оккупированной Белоруссии фашисты поймали советского разведчика, который был по национальности грузином, и повели на расстрел, не поверив, что он местный житель. К ним бросилась деревенская девушка с криком: «Отпустите моего младшего брата!». Так она спасла незнакомого человека.
Фельцман написал на слова мелодию и отдал песню выдающейся и неповторимой Людмиле Зыкиной, которая проникновенно исполнила эту балладу на «Песне-77». Зыкина буквально прожила каждый куплет и последние строки:
«Ничего о них мне больше не известно,
Но о брате и сестре сложили песню.
Может, в Грузии ту песню он услышит
И письмо ей в Белоруссию напишет».
И, как ни удивительно, этот разведчик нашелся через год. «Он жил в Тбилиси и услышал песню в исполнении любимой певицы. А спустя полгода откликнулась и женщина из Белоруссии… Наша общая встреча, состоявшаяся в Грузии, была радостной, трогательной и душевной», - рассказывал Фельцман.
Прямая речь
О родине: «Одесса – особенный город у Черного моря. Он очень красивый, обладает своим неповторимым колоритом. Я бываю в разных странах и когда, отвечая на вопрос "где вы родились?", называю имя этого неповторимого города на Земле, – люди по особому улыбаются, показывая то, что место это широко известно и пользуется особой любовью и уважением».
О первой песне: «Когда закончилась война и я вернулся в Москву, то написал первую настоящую песню "Теплоход". Вы знаете слова: "Теплоход, теплоход уходит в море...". Этой песне уже 50 лет. Тогда я дал ноты Леониду Утесову. И он сказал, что через две-три недели вся страна будет ее петь. Так оно и получилось».
О музыке: «Вообще музыка бывает двух сортов – хорошая и плохая. Хорошая мелодия должна быть простой и содержать сильный эмоциональный настрой. Песни должны настолько легко запоминаться, чтобы их можно было вспомнить в нужный момент. Ведь песни – как друзья.
Должен вам сказать, что к нашему времени, и это закономерно, я отношусь критически. Сейчас получила огромное развитие поп-индустрия, иначе говоря популярная музыка. Но я назвал бы это именно поп-индустрией, потому что она выпускает не всегда доброкачественную продукцию. Даже когда вы слушаете радио или смотрите центральное телевидение, вам никто не может гарантировать высокое качество. Когда я только приехал в Москву и начинал свою карьеру, к творчеству предъявлялись более высокие требования. Раньше были художественные советы. Я был заместителем председателя художественного совета на фирме «Мелодия», наверное, лет двадцать, и через наш совет проходили все новые произведения легкого жанра, все песни, инструментальная музыка и т.д. И мы предъявляли самые высокие требования к исполнительскому мастерству, творчеству. Теперь худсоветов в природе не существует, поэтому на радио вы можете услышать такие слова: "я беременна, но это временно". Понимаете? В мои молодые годы этого быть не могло. Но я чувствую, что постепенно возвращаются, в хорошем смысле слова, "старые времена", и есть надежда, что музыка будет более высокого качества».
8 фактов об Оскаре Фельцмане
Материалы об Оскаре Фельцмане
Статья об Оскаре Фельцмане в Википедии
Интервью с Оскаром Фельцманом на сайте Русский Дом.
Воспоминания Оскара Фельцмана о Николае Вилинском