будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 19, 2025
Человек дня

Мемория. Оскар Фельцман

18 февраля 1921 года родился композитор Оскар Фельцман

 

Личное дело

Оскар Борисович Фельцман (1921–2013) родился в Одессе в семье хирурга-ортопеда Бориса Фельцмана и Цили Фельцман. В пятилетнем возрасте отец отвел его в знаменитую музыкальную школу Петра Столярского, где он  начал заниматься скрипкой, но впоследствии перешел в класс фортепиано. «Через две недели занятий на скрипке я заявил: «Не хочу стоять – устал!» Столярский мгновенно отреагировал: «Садись за рояль». С тех пор играю сидя», - рассказывал Фельцман.

В 1939 году Фельцман окончил школу имени П.С. Столярского, по классу композиции занимался у профессора Николая Вилинского. Затем поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс Виссариона Шебалина, который от имени консерватории направил Вилинскому благодарственное письмо за мастерскую подготовку ученика.

Во время войны Фельцман был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет стал ответственным секретарем Сибирского Союза композиторов. В Новосибирске он писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, работал заведующим музыкальной частью Белорусского государственного Еврейского театра. Здесь же в 1941-м он встретил студентку дирижерско-хорового факультета Московской консерватории Евгению Петровну Кайдановскую, на которой женился. В Москву он вернулся с женой в 1945 году.

Фельцман зарекомендовал себя как композитор крупных форм – сразу после войны на сценах периферийных театров появились его музыкальные комедии «Дочь фельдмаршала» (1946), «Чужая ночь» (1946), ставшая во многих городах аншлаговым спектаклем. В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера его музыкальной комедии «Воздушный замок», через год появилась «Если сердце молодо» (1949). В 1952 г. состоялись ещё две премьеры: в Театре оперетты ‑ «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича‑Данченко ‑ «Шумит Средиземное море».Тогда же был написан концерт для скрипки с оркестром. Параллельно Фельцман начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям, постановкам для детей в театре Натальи Сац.

В том же 52-м была написана и первая песня – «Теплоход». В 1954 году ее исполнил по телевидению Леонид Утесов. Настоящим же хитом стали «Ландыши», которые первой исполнила Гелена Великанова – и это несмотря на то, что в прессе песня была названа  мещанской и идеологически несостоятельной.

В 1973 году Оскар Фельцман написал музыку к опереттам «Тетка Чарлея», «Старые дома» и «Пусть гитара играет» – все они с большим успехом шли в Свердловском академическом театре музыкальной комедии. В середине 1980-х годов Фельцман организовал для своих авторских концертов инструментальный ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой.

Помимо эстрадных вещей, перу Фельцмана принадлежат и несколько камерных сочинений: «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Хаима Бялика».

Оскар Фельцман скончался от сердечной недостаточности 3 февраля 2013 года. Прощание состоялось в Доме Союза композиторов России. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Чем знаменит

Один из самых плодовитых песенных композиторов Советского Союза – всего Фельцманом написано порядка полутора тысяч песен. Самые известные из них –  «Теплоход», «Ландыши», «Черное море мое…», «Белый свет» («На тебе сошелся клином белый свет…»), «Огромное небо».

Практически никто из звезд советской эстрады «не избежал» исполнения песен Фельцмана. В числе исполнителей – Леонид Утесов, Марк Бернес, Валентина Толкунова, Вероника Круглова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Георг Отс, Михаил Чуев, Лев Лещенко, София Ротару, Анна Герман и многие другие. Любимой же своей исполнительницей Фельцман называл Эдиту Пьеху.

Фельцман сотрудничал со многими поэтами. В их числе  Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Кохановский, Марк Лисянский, Лев Ошанин, Роберт Рождественский, Игорь Шаферан, Михаил Танич. А стихи для одной из самых известных песен «Четырнадцать минут до старта» (про пыльные тропинки далеких планет) написал Владимир Войнович.

Композитору присвоены звания заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской республики и РСФСР, народного артиста Дагестанской АССР и РСФСР

 

 

О чем надо знать

Удивительна история создания популярной песни семидесятых годов «Помнят люди». Стихотворение было написано поэтом-фронтовиком Евгением Долматовским на основе достоверного факта. В оккупированной Белоруссии фашисты поймали советского разведчика, который был по национальности грузином, и повели на расстрел, не поверив, что он местный житель. К ним бросилась деревенская девушка с криком: «Отпустите моего младшего брата!». Так она спасла незнакомого человека.

Фельцман написал на слова мелодию и отдал песню выдающейся и неповторимой Людмиле Зыкиной, которая  проникновенно исполнила эту балладу на «Песне-77». Зыкина буквально прожила каждый куплет и последние строки:

 

«Ничего о них мне больше не известно,

Но о брате и сестре сложили песню.

Может, в Грузии ту песню он услышит

И письмо ей в Белоруссию напишет».

 

И, как ни удивительно,  этот разведчик нашелся через год.  «Он жил в Тбилиси и услышал песню в исполнении любимой певицы. А спустя полгода откликнулась и женщина из Белоруссии… Наша общая встреча, состоявшаяся в Грузии, была радостной, трогательной и душевной», - рассказывал Фельцман.

 

Прямая речь

О родине: «Одесса – особенный город у Черного моря.  Он очень красивый, обладает своим неповторимым колоритом. Я бываю в разных странах и когда, отвечая на вопрос "где вы родились?", называю имя этого неповторимого города на Земле, – люди по особому улыбаются, показывая то, что место это широко известно и пользуется особой любовью и уважением».

О первой песне: «Когда закончилась война и я вернулся в Москву, то написал первую настоящую песню "Теплоход". Вы знаете слова: "Теплоход, теплоход уходит в море...". Этой песне уже 50 лет. Тогда я дал ноты Леониду Утесову. И он сказал, что через две-три недели вся страна будет ее петь. Так оно и получилось».

О музыке: «Вообще музыка бывает двух сортов – хорошая и плохая. Хорошая мелодия должна быть простой и содержать сильный эмоциональный настрой. Песни должны настолько легко запоминаться, чтобы их можно было вспомнить в нужный момент. Ведь песни – как друзья.
Должен вам сказать, что к нашему времени, и это закономерно, я отношусь критически. Сейчас получила огромное развитие поп-индустрия, иначе говоря популярная музыка. Но я назвал бы это именно поп-индустрией, потому что она выпускает не всегда доброкачественную продукцию. Даже когда вы слушаете радио или смотрите центральное телевидение, вам никто не может гарантировать высокое качество. Когда я только приехал в Москву и начинал свою карьеру, к творчеству предъявлялись более высокие требования. Раньше были художественные советы. Я был заместителем председателя художественного совета на фирме «Мелодия», наверное, лет двадцать, и через наш совет проходили все новые произведения легкого жанра, все песни, инструментальная музыка и т.д. И мы предъявляли самые высокие требования к исполнительскому мастерству, творчеству. Теперь худсоветов в природе не существует, поэтому на радио вы можете услышать такие слова: "я беременна, но это временно". Понимаете? В мои молодые годы этого быть не могло. Но я чувствую, что постепенно возвращаются, в хорошем смысле слова, "старые времена", и есть надежда, что музыка будет более высокого качества».

 

8 фактов об Оскаре Фельцмане

  • Отец композитора - специалист по костному туберкулезу и лучший одесский ортопед – до того, как стать врачом, был профессиональным пианистом. Про него говорили: «Боря Фельцман – лучший врач среди пианистов и лучший пианист среди врачей».
  • По эскизам отца композитора был построен детский санаторий «Люстдорф» под Одессой на 350 коек для больных костно-суставным туберкулезом, который он сам и возглавил.
  • Игре на рояле Фельцман обучался у профессора Берты Рейнгбальд, у которой также занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие известные пианисты
  • Первая фортепианная пьеса Оскара Фельцмана «Осень» была им написана в шесть лет.
  • Во время учебы в Московской консерватории, Фельцман как лучший студент композиторского факультета получал сталинскую стипендию, что тогда было очень престижно.
  • В 1992 году Олег Нестеров с группой «Мегаполис» записал кавер-версию песни «Ландыши» с новым текстом на немецком языке под названием «Karl-Marx-Stadt»
  • Фельцман награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» трех степеней и Орденом Дружбы.
  • Сын композитора Владимир Фельцман стал известным американским пианистом.

 

Материалы об Оскаре Фельцмане

Статья об Оскаре Фельцмане в Википедии

Интервью с Оскаром Фельцманом на сайте Русский Дом.

Воспоминания Оскара Фельцмана о Николае Вилинском

Интервью с Оскаром Фельцманом

 

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).