будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 21, 2025
Человек дня

Мемория. Оскар Строк

Мемория. Оскар Строк
strock1
Оскар Давидович Строк

18 января 1893 года родился Оскар Строк, композитор, «король танго».

Личное дело 

Оскар Давидович Строк (1893-1975) родился в Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия). Он был младшим из восьмерых детей в музыкальной еврейской семье. Отец Давид Маркович Строк был армейским музыкантом, играл на нескольких инструментах (флейта, кларнет, фортепиано). Стремясь дать детям хорошее образование, он добился разрешения покинуть город, где проходила черта оседлости евреев, и переехал в Петербург. Уже в 10 лет Оскар Строк сочинил свой вариант романса «Я вас любил» на стихи Пушкина. В 13-летнем возрасте поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1912 году были изданы первые романсы Строка, а в 1913 году — его первые вальсы «Сон в окопах» и «Сон на чужбине». В эти же годы Строк работает в кинотеатрах как пианист-иллюстратор и выступает на эстраде в качестве аккомпаниатора.

В 1921 году Строк переехал в Ригу, где прошли основные годы его жизни и творчества. Долго выступал с регулярными концертами в известном ресторане-дансинг-кабаре «Альгамбра», а также в кафе-ресторане «Отто Шварц». Помимо занятиями музыкой, Строк постоянно пытался реализовать разнообразные коммерческие проекты — издавал книги, журналы и нотные сборники и даже открыл свой ресторан «Барберина», в котором сам же и играл на рояле. Однако все его бизнес-начинания неизменно заканчивались крахом.

Приобретя известность как композитор и автор песен, Оскар Строк гастролировал по миру, жил в Париже, Берлине, Харбине, Алма-Ате и Москве, но неизменно возвращался в Ригу.

В 30-х годах принял участие в конкурсе на создание Государственного Гимна СССР.

После начала Второй мировой войны семья Строков успела уехать из Риги в Алма-Ату, где еще до войны обосновалась его сестра Лиза. В военные годы он дал сотни концертов в госпиталях, написал несколько патриотических песен (среди которых — «Мы победим», «Фронтовой шофер»). Выступал как композитор, солист и аккомпаниатор. В 1944 году стал вторым пианистом в ансамбле В.Коралли и К.Шульженко.

После войны легкая танцевальная музыка западного образца оказалась в СССР под запретом. В 1948 году после знаменитого постановления ЦК ВКП (б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», известного как постановление о борьбе с формализмом в музыке, Оскара Строка исключили из Союза композиторов Латвии с формулировкой: «Деятельность Строка не отвечает целям и задачам СК ЛССР». Просьбы о восстановлении не помогали — из Москвы, из секретариата Союза композиторов СССР, неизменно приходили отказы.

Большинство шлягеров Строка немедленно вошли в список «нежелательных к исполнению». Но формально он не был запрещен полностью, и поэтому стал рассылать собственные произведения руководителям эстрадных коллективов, переписывая, переделывая и аранжируя их для конкретных исполнителей. В эти годы он писал, в основном, инструментальную музыку. На жизнь композитору пришлось зарабатывать, как и в молодости — он аккомпанировал в кафе, ресторанах, санаториях и домах отдыха.

В Советском Союзе новые пластинки с записями песен и инструментальных композиций Строка начали выходить лишь в начале 1970-х годов.

Оскар Строк скончался 22 июня 1975 года. Похоронен на еврейском кладбище Шмерли в Риге. 

 

Чем знаменит

Выдающийся мелодист, прозванный еще при жизни «королем танго», Оскар Строк  превратил этот салонный стиль в постине всенародный.

Славу «короля танго» Оскар Строк завоевал в 1930–е годы, на которые пришелся расцвет его творчества. Почти все написанные им в это время мелодии быстро становились шлягерами.

В предвоенный период Строк со своим оркестром гастролировал по всему миру. Пластинки с его песнями выпускали крупнейшие студии грамзаписи Европы огромными тиражами.

Музыкальные бестселлеры «Черные глаза», «Скажите, почему?», «Последнее танго» и «Утомленные солнцем», по мнению многочисленных экспертов, вошли в список лучших танго за всю историю его существования.

Всего Оскар Строк написал более трехсот танго, а также множество романсов, фокстротов, вальсов и полек.

 

О чем надо знать

 
Оскар Строк

Знаменитые «Черные глаза» — первое танго Оскара Строка — было написано в 1928 году на слова Александра Перфильева. В это время у Строка, занявшегося в Риге изданием собственного журнала, вспыхнул роман с секретаршей Лени Либман, ради которой он бросил семью — жену Луизу-Анжелу, дочь Веру и сына Евгения, — и перенес издательство журнала в Париж. Как раз в 1928 году в Париже гастролировал основатель жанра танго-песни аргентинец Карлос Гардель. Возможно, Строк его там слышал.

Журнал, однако, быстро развалился, Либман от композитора ушла, деньги закончились, и примерно через полгода Оскар Строк вернулся восвояси. Его мудрая жена все стоически выдержала и простила.

Эта любовная история стала толчком к яркому всплеску творчества композитора. Одна за другой появились несколько песен, которые и прославили имя Строка. «Голубые глаза», «Мое последнее танго», «Когда весна опять придет» и знаменитое танго «О, эти черные глаза», которое вскоре заиграл весь мир.

Колоссальному успеху строковского танго способствовала и очень удачная его  интерпретация, сделанная лондонским эстрадным оркестром под управлением популярного эстрадного скрипача и дирижера Марека Вебера, граммофонную запись которой выпустила знаменитая фирма HMV (His Master’s Voice). Ноты Вебер получил от самого Строка — он приезжал в Германию в связи с изданием своих сочинений в апреле 1929 года. На пластинке вышли танго «Черные глаза» и еще два строковских фокстрота в интерпретации Вебера: O, my boy! и «Яша коммивояжер».

Мировая известность к Строку пришла и с помощью Петра Лещенко, которого он считал лучшим исполнителем танго «Черные глаза». Их дружба началась с приездом Петра Лещенко в латвийскую столицу в 1930 году. Именно в Риге, при поддержке Строка-пианиста, танцор Петр Лещенко вышел на сцену как певец.

Лещенко повсюду пел сочинения Оскара Строка и выпустил записи его песен на самых знаменитых студиях Европы. Тембр его голоса был очень красив, пение — чрезвычайно выразительно и наполнено удивительной теплотой, поэтому успех пластинок русского эмигранта был фантастическим.

 

Прямая речь

«Небольшого роста, рыжий, необыкновенно легкий на подъем, влюбчивый, он производил впечатление человека, которому все дается легко. Даже в последние годы жизни терпеть не мог разговоров о возрасте. — Мне  не  80,  а  два  раза  по  40, — говорил  он», — статья об Оскаре Строке «Король  сочиняет  танго».

«Строк пытался издавать все — от журналов до художественной классики и бульварной литературы. Издания расходились плохо, и нераспроданные тиражи годами пылились в широких коридорах его съемной квартиры. Другое дело — нотные издания! Здесь Строк чувствовал конъюнктуру, печатал вперемешку свои и чужие сочинения, и сборнички раскупались довольно быстро», — Марина Михайлец. «Кто такой Оскар Строк?»

«Была полная тишина. Ни официальных речей, ни телеграмм соболезнования. И вдруг словно тонким серебристым ручейком полилась мелодия — зазвучали "Черные глаза". Это заиграл на скрипке Павел Муллер. Потом скрипка на мгновение умолкла и вновь запела — "Спи мое бедное сердце". Слезы выступили на глазах у провожавших в последний путь своего друга», — Константин Сокольский о похоронах Оскара Строка.

 

5 фактов об Оскаре Строке

 

  • Оскар Строк открыл в Риге ресторан «Барберина» неподалеку от Александро-Невской церкви, однако не учел, что по законам того времени продажа алкоголя в радиусе  500  метров от культовых сооружений была запрещена. Он понес огромные убытки и за долги попал в тюрьму. Находясь за решеткой, написал танго под названием  «Банкрот».
  • Оскар Строк участвовал в работе над музыкой к кинофильму «Котовский», а также снялся в этом фильме в эпизодической роли аккомпаниатора в белогвардейском кабаке.
  • 22 июня 1975 года, когда к Оскару Строку приехала скорая, он шутил, играл для врача на рояле, подписал ему на память пластинку. А через несколько минут умер.
  • В 2012 году Рижский русский театр им. М. Чехова поставил посвященный Оскару Строку спектакль «Танго между строк» драматурга Алексея Щербакова.
  • Раймонд Паулс посвятил Оскару Строку песню «Король сочиняет танго» (на стихи М. И. Танича)

 

Материалы об Оскаре Строке

Марина Михайлец. Кто такой Оскар Строк?

Статьяоб Оскаре Строке в Википедии

Танго «Черные глаза». Поет Петр Лещенко

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).