будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Ноябрь 13, 2025
Человек дня

Мемория. Петр Лавров

Мемория. Петр Лавров
1200px-Pyotr_Lavrov_1
Петр Лаврович Лавров. Источник: Wikimedia Commons

14 июня 1823 года родился Петр Лавров, один из идеологов народничества.

 

Личное дело

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в родовом имении Мелехово Псковской губернии в дворянской семье. Отец, Лавр Степанович, полковник артиллерии в отставке, был участником Отечественной войны 1812 года и личным другом военного министра Алексея Аракчеева. Мать, Елизавета Карловна (урожденная Гандвиг) была из обрусевшего шведского рода.

Благодаря матери мальчик получил хорошее домашнее образование, с детства хорошо владел французским и немецким языками, много читал, в том числе и книги из французской библиотеки отца. В 1837 родители отправили Петра в Санкт-Петербург в артиллерийское, где он считался лучшим учеником академика М. В. Остроградского. После окончания училища в 1842 году два года учился в высших офицерских классах.

Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности, знакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи, проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом. Успехи в учебе Петра Лаврова были так велики, что он был оставлен при училище репетитором математических наук.

Это положило начало его военно-преподавательской карьере — он преподавал в Петербургской Михайловской артиллерийской академии (с 1858 — полковник и профессор математики), в Константиновском военном училище (с 1860 наставник-наблюдатель).

В это время Лавров знакомится с историей Французской буржуазной революции конца XVIII в., которая сильно увлекла его. Тогда же он прочитал сочинения французского мыслителя-утописта Фурье, чьи социальные идеи произвели на молодого человека большое впечатление.

Во время Крымской войны, когда английские военные корабли проникли в Балтийское море, Лавров, как офицер-артиллерист, был командирован в Нарву на два месяца. Ни в каких военных действиях, по его собственному признанию, ему «участвовать не случилось». Он попал на батарею возле устья реки Наровы как раз в тот день, когда четыре английских корабля обстреливали укрепленный берег. Опасаясь ответного огня русских батарей, англичане вели обстрел с большого расстояния, лишь один их снаряд попал в цель - два артиллериста были убиты. А сотни снарядов были выпущены англичанами впустую - они лишь поднимали фонтаны воды в устье реки и зарывались в песок бруствера. Через несколько часов безрезультатного обстрела английские корабли ушли. Об этом эпизоде Лавров написал в журнал «Морской сборник» письмо под заголовком «Артиллерийское дело в устье Наровы»

В 1847 году Лавров женился на слывшей красавицей вдове с двумя детьми, титулярной советнице Антонине Христиановне Ловейко, которая была старше его. Это лишило Лаврова материальной поддержки со стороны отца.

В этом браке у него родилось четверо детей. Жалование преподавателя не давало возможности содержать такую большую семью, в связи с чем Лавров начал писать специальные статьи для «Артиллерийского журнала» и подрабатывать репетиторством. После смерти отца (1852) и старшего брата Михаила жизнь в материальном плане становится более обеспеченной.

Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А. И. Герцена в сборнике «Голоса из России», участвовал в работе над «Энциклопедическим словарем», писал статьи по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам нравственности, искусства, литературы и народного образования.

В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вынуждена вступить в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным же обществом для таких людей может быть только строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных личностей.

В 1860-х годах принимал активное участие в литературной жизни, общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Николаем Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». В это время он впервые привлек широкое внимание публики своими лекциями в новом зале петербургского Пассажа, которые были устроены с благотворительной целью. Денежный сбор предназначался Обществу для пособий нуждающимся литераторам и ученым (потом стало известно под названием Литературный фонд). Лавров прочел три лекции о современном значении философии, каждый раз зал был заполнен публикой.

Записи лекций, прочитанных в Пассаже, ему удалось потом напечатать в виде отдельной статьи, в журнале «Отечественные записки». За эту статью цензор, дозволивший ее к печати, имел серьезные неприятности, поскольку в ней упоминались «пять теней погибших героев русской мысли и русской жизни». Можно было догадаться, что речь идет о казненных декабристах, которые в статье были публично названы героями.

Во время студенческих волнений в университете Лавров привлек внимание полиции. Когда из-за этих волнений университет был временно закрыт и возбужденные студенты толпились у ворот его на набережной Невы, Лавров в полковничьей форме ходил от одной группы студентов к другой и выражал им свое сочувствие. А когда какой-то полицейский чин предложил ему удалиться, он отказался.

В конце апреля 1866 года, спустя три недели после покушения Д. В. Каракозова на Александра II, Петр Лавров был арестован и помещен на главную петербургскую гауптвахту – Ордонансгауз. При обыске у него нашли несколько листков с политическими стихами,  а также записка от Чернышевского, в которой предлагалось отправить арестованным студентам в Кронштадт пятьсот или шестьсот рублей из Литературного фонда.

Он был признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением», и в январе 1867 года приговорен к ссылке в Вологодскую губернию, где жил с 1867 по 1870 годы. Вместе с ним в ссылку поехала престарелая мать Елизавета Карловна.

Первоначально его определили на жительство в городок Тотьма. Еще до ареста успевший овдоветь Лавров познакомился там со ссыльной Анной Чаплицкой, полячкой по национальности. Она была осуждена за участие в Польском восстании 1863—1864 годов. Чаплицкая стала его гражданской женой. Обвенчаться они не могли, потому что у Анны  был муж, оставшийся в Варшаве и не поехавший за женой в ссылку.

Лавров не получал никакого жалованья, только пособие, которого едва хватало на жизнь. Но у него осталась возможность зарабатывать литературным трудом. Перед его отъездом из Петербурга редакторы некоторых петербургских журналов выражали готовность печатать его философские и научные статьи -- без обозначения фамилии автора, конечно. Он придумал себе прозрачный псевдоним П. Миртов.

Из Петербурга в Тотьму по его просьбе переслали часть его домашней библиотеки - около тысячи томов, которые могли пригодиться в работе.

Лавров взялся написать для петербургской газеты «Неделя» серию «Исторических писем» - с размышлениями об истории, но не слишком политически конкретных, чтобы эти письма могли быть разрешены к печати. «Письма» он посылал из Тотьмы с оказией, минуя полицию и почту. Всегда находился кто-нибудь, кто ехал из Тотьмы в Вологду, а из Вологды в Петербург.

В конце августа 1868 года Лавров получил разрешение перебраться из глухой Тотьмы в губернский город Вологду. Но не прожил в Вологде и двух недель – на основании доноса тотемского полицейского исправника власти решили, что он человек для губернского города вредный. Из Петербурга пришло распоряжение выслать Лаврова из Вологды. Вернуться в Тотьму, где он уже оброс знакомствами, ему также не позволили.

Лавров был вынужден уехать в Кадников – маленький городок в той же Вологодской губернии, где страшно тосковал без общения и от отсутствия достойных собеседников. В Кадникове он был тогда единственным ссыльным, и наблюдать за ним было поручено двум жандармам. Беспросветность провинциальной жизни скрашивали только редкие встречи с Анной Чаплицкой, к которой Лавров несколько раз тайно ездил в Вологду, ускользая из-под полицейского наблюдения.

Узнав, что дочь Мария решила отправиться в свадебное путешествие с мужем за границу, Лавров в письме, отправленном с оказией, попросил их встретиться по возможности с Александром Герценом и спросить о перспективах его эмиграции в Европу, если удастся бежать из ссылки.

В феврале 1870 года Лавров при помощи знакомого дочери - революционера Германа Лопатина бежал из ссылки, по чужому паспорту пересек границу, и приехал в Париж, куда ранее уже успела перебраться Анна Чаплицкая.

В Париже Лавров связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в Первый интернационал. В апреле 1870 года был принят в действительные члены парижского Антропологического общества как знаток естественной истории.

В 1873—1877 годах редактировал журнал «Вперед» и одноименную двухнедельную газету, ставшие рупором направления русского народничества, названного «лавризмом».

После убийства императора Александра II Лавров сблизился с народовольцами и в 1883—1886 годах редактировал вместе с Л. А. Тихомировым «Вестник Народной воли».

В последние годы жизни Лавров, не порывая связей с революционным движением, занимался написанием теоретических трудов по истории человеческой мысли: «Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли» и «Важнейшие моменты в истории мысли».

Петр Лавров умер в Париже 6 февраля 1900 года на 77-м году жизни. Похоронен на кладбище Монпарнас.

 

 
Петр Лаврович Лавров
Wikimedia Commons

Чем знаменит

Петр Лавров считается одним из основных идеологов российского народничества, а лавризм как система взглядов занимал значительное место в русском освободительном движении XIX века. В.И. Ленин называл Петра Лаврова «ветераном революционной теории».

Самым известным произведением Лаврова являются написанные в ссылке «Исторические письма», в которых содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям» проснуться, понять потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправедливости.

Процесс исторического развития Лавров оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. По его мнению, историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Поэтому первая задача революционных деятелей — выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться на практике.

Важность «Исторических писем» состояла в том, что они выявили новый взгляд на историю общества и показали возможность превратить слепой исторический процесс в процесс сознательный, а человека рассматривали не как игрушку высших сил и непознаваемых законов, а как центр и движущую силу исторических событий.

В обстановке конца 1860-х — начала 1870-х годов это произведение стало одним из идейных руководств для практической деятельности революционных интеллигентов. Оно подвигло огромное количество разночинцев на пропагандистскую работу в народной среде.

 

О чем надо знать

Отдельные стихотворения Петра Лаврова имели успех и ходили по рукам в рукописях, хотя поэтического дарования по большому счету у него не было. Некрасов, характеризуя эту сторону творчества Лаврова, говорил, что стихи его — это рифмованные передовые статьи.

Самым известным стихотворением Лаврова стала  «Новая песня», опубликованная в газете «Вперед!» в июле 1875 года и получившая позднее название «Рабочая Марсельеза» («Отречемся от старого мира…»). В первые месяцы после Февральской революции «Новая песня» использовалась в качестве гимна.

Александр Блок писал, что это «прескверные стихи, корнями вросшие в русское сердце; не вырвешь иначе, как с кровью…». В 2013 году поэт Евгений Евтушенко отозвался на эти слова Блока такими строчками:

Тому простятся все грехи

(как подсказал нам Блока вывод),

чьи и прескверные стихи

из сердца русского не вырвать.

 

Прямая речь

О нравственной личности: «Для оценки значения и достоинства человека важно не то слово, которое он повторяет беспрестанно, а то чувство или та мысль, под влиянием которой он действует. Мало ли знаменитых лицемеров говорят о справедливости, о бескорыстии, о своей всегдашней преданности общему благу, а сами... готовы защищать самое вредное установление для своего отечества, лишь бы им было хорошо!».

Об ответственности поколений: «За грехи отцов мы ответственны лишь настолько, насколько продолжаем эти грехи и пользуемся ими, не стараясь исправить их последствий... Каждое поколение ответственно перед потомством за то лишь, что оно могло сделать и чего не сделало».

О роли интеллигенции в пробуждении народных масс: «В одном народе есть... достаточно энергии, достаточно свежести, чтобы совершить революцию, которая улучшила бы положение России. Но народ не знает своей силы, не знает возможности низвергнуть своих экономических и политических врагов. Надо его поднять. На живом элементе русской интеллигенции лежит обязанность разбудить его, поднять его, соединить его силы, повести его в битву. Он разрушит гнетущую его монархию, раздавит своих эксплуататоров и выработает своими свежими силами новое, лучшее общество. Здесь и только здесь — спасение России»

 

Не вечен будет сон; настанет пробужденье,

И устыдится Русь невежественной тьмы...

(Из стихотворения «Пророчество», 1857 год)

 

6 фактов о Петре Лаврове

  • Будучи преподавателем артиллерийской академии, Лавров предлагал вести там курс лекций по философии, но начальник военно-учебных заведений, великий князь Михаил Николаевич, наложил резолюцию: «А сему полковнику не разрешаю». После этого в академии ему дали шуточное прозвище «сей полковник».
  • Лавров никогда не писал сразу набело. Обычно первый черновик он откладывал в сторону и брался за другую статью, потом возвращался к черновику, перечитывал, обдумывал заново, что-то добавлял, подклеивал вставки, опять откладывал. Под конец каждый лист рукописи оказывался переделанным многократно, к каждой странице были подклеены вставки, а к этим вставкам еще вставки. В итоге перед сдачей в печать рукописи обычно приходилось отдавать переписчикам.
  • Для организации помощи осажденной Парижской коммуне Лавров ездил в Лондон, где познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом.
  • Полностью наследие Лаврова до сих пор так и не выявлено до конца. Известны 825 его произведений, 711 писем; раскрыто около 60 псевдонимов,
  • Последними словами Лаврова были: «Зовет… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».
  • Внучка Лаврова русская писательница Ольга Копылева (Розенфельд) в память о деде стала подписывать свои литературные произведения псевдонимом О. Миртов.

 

Материалы о Петре Лаврове

Биография Петра Лаврова

Сергей Тхоржевский. Испытание воли. Повесть о Петре Лаврове

Михаил Седов. П.Л. Лавров в революционном движении России

Статья о Петре Лаврове в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Статья о Петре Лаврове в Википедии

 

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).