будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июнь 17, 2025
Человек дня

Мемория. Петр Лесгафт

Мемория. Петр Лесгафт
lesgaft1
Петр Францевич Лесгафт

3 октября (20 сентября) 1837 года родился Петр Лесгафт, выдающийся медик, создатель научной системы физического воспитания.

Личное дело

Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) родился в семье петербургского немца, ювелира, купца третьей гильдии. В 1848 году поступил в знаменитую школу «Петришуле» при лютеранском приходе святых Петра и Павла. Учился он хорошо, однако в 1851 году отец по неясной причине забрал его из школы и отдал в ученики к аптекарю. От аптекаря Петр сбежал через год. Продолжил учебу в другом лютеранском учебном заведении Санкт-Петербурга – «Анненшуле». Успешно окончив школу, был принят в Медико-хирургическую академию. Специализировался на кафедре практической анатомии у профессора Венцеслава Грубера. В 1861 году сдал экзамены, получив степень лекаря и звание уездного врача. За успехи был награжден серебряной медалью. Продолжил работу на кафедре в качестве внештатного прозектора, готовя докторскую диссертацию. В этот период Петр Лесгафт руководил практическими занятиями студентов, читал лекции в Медико-хирургической академии и Военно-фельдшерской школе, затем стал внештатным ординатором без денежного содержания во Втором военно-сухопутном госпитале.

В 1865 году Петр Лесгафт получил степень доктора медицины за диссертацию «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки у человека и некоторых животных». После этого перешел на работу в глазное отделение того же госпиталя, где подготовил исследование «О круговой мышце глаза и влиянии ее на механизм всасывания слез», за которое был принят в Общество русских врачей. Через три года защитил также диссертацию на степень доктора хирургии: «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения».

После защиты диссертации Петр Лесгафт был приглашен на должность профессора кафедры нормальной анатомии Казанского университета. Но в 1870 году произошел конфликт, заставивший Петра Францевича покинуть свою кафедру. Начался он с того, что профессор А. В. Петров принял экзамен по патологической анатомии у одного студента и трех докторантов. Экзамен был проведен формально, без препарирования трупа. Лесгафт потребовал отмены результата. Сначала университет согласился с его доводами, однако потом под давлением попечителя Казанского учебного округа Шестакова признал экзамен законным. Возмущенный Лесгафт опубликовал в газете «Санкт-Петербургские ведомости» письмо, где резко критиковал самоуправство попечителя округа, «который постоянно домогается превратить ... университет в покорную гимназию или скорее в канцелярию послушных чиновников». Обиженный Шестаков добился у Александра II приказа об увольнении Лесгафта. Резолюция императора гласила: «Профессора Казанского университета Лесгафта уволить от службы без прошения с тем, чтобы впредь не определять его ни на какую должность по учебной части». В знак протеста против этого из Казанского университета ушли еще семь профессоров.

Лесгафт возвращается в Санкт-Петербург. Некоторое время единственной его работой, дающей средства к существованию, остается изготовление анатомических препаратов для ветеринарного отделения. Он не оставляет научных занятий, пишет большую статью «Задача антропологии и метод ее изучения». В 1872 году Петр Лесгафт стал чиновником при Медицинском департаменте и был направлен на борьбу с холерой в Киевской и Могилевской губерниях.

Также он поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение доктора А. Г. Берглинда, где признавалась важная роль гимнастики в процессе лечения. Там прошли первые практические исследования Лесгафта в области научного подхода к физической активности и тренировке человека. Вскоре он уже проводил занятия гимнастикой с воспитанниками 2-й Петербургской военной гимназии. В то же время Петр Лесгафт начал у себя на квартире бесплатно читать лекции по анатомии.

Успехи Лесгафта привели к тому, что его пригласили перейти в Главное управление военно-учебных заведений на должность чиновника по особым поручениям. На этом посту Лесгафт совершил несколько поездок в страны Европы «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». Результаты своих командировок он использовал для создания собственной системы гимнастики и в проведении практических занятий. С сентября 1877 года П. Ф. Лесгафт возглавляет учебно-гимнастические курсы при Второй военной гимназии. Он читает лекции по анатомии и руководит практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование. Курсы готовили учителей для военных гимназий. Лесгафт не оставляет и научный исследований в области анатомии, а также публикует книгу «Семейное воспитание ребенка и его значение».

В ходе разнообразных реорганизаций в 1870-е – 1880-е годы учебные центры по подготовке военных преподавателей физкультуры, которые возглавлял Лесгафт, неоднократно закрывали, но он вновь добивался их создания. С 1886 года П.Ф. Лесгафт вновь становится университетским преподавателем – на кафедре зоологии, анатомии и физиологии физико-математического факультета Петербургского университета. Одновременно с этим он не оставляет исследовательской работы, проведения занятий на домашних курсах, читает публичные лекции, преподает в училище лекарских помощниц и фельдшериц.

В 1893 году выдающийся меценат Иннокентий Сибиряков выделил П. Лесгафту 200 тысяч рублей и дом в Санкт-Петербурге. Благодаря этому Лесгафт смог основать независимое учебное и научное учреждение. Оно получило название Биологической лаборатории. При лаборатории действовал музей, для которого были закуплены зоологические и ботанические экспонаты. Также действовало издательство, в котором с 1896 года выпускались «Известия Санкт-Петербургской Биологической лаборатории».

Но у властей Лесгафт имел репутацию неблагонадежного. После студенческих волнений 1890-х годов он уходит из университета, а затем его высылают из столицы. Лесгафт живет в дачном поселки Териоки (ныне город Зеленогорск), пишет статьи. В 1902 году ему разрешают жить в Петербурге, и Лесгафт вновь возглавляет Биологическую лабораторию. В 1906 году он открывает «Курсы по наукам биологическим, педагогическим и социальным» (известны под названием «Вольная высшая школа»), но еще через год власти закрывают их. В 1909 году неутомимый Лесгафт вновь добивается открытия курсов, но здоровье ученого уже было подорвано. Из-за болезни почек он вынужден отказаться от преподавания и руководства Биологической лабораторией. Так как ему был рекомендован теплый сухой климат, Лесгафт в ноябре 1909 года отправляется в санаторий доктора Рабиновича, находившийся недалеко от Каира. Он успел добраться до Египта, но 28 ноября (11 декабря) 1909 года умер. Похоронен Петр Лесгафт был в Петербурге на Волковском кладбище.

Чем знаменит

 
Петр Лесгафт

Наиболее известна научная теория физического воспитания Петра Лесгафта. В основу ее создания легли исследования физиологии и анатомии человека, опыт практических занятий, изучение систем физической подготовки в 13 странах мира. Лесгафт по праву считается и одним из пионеров метода лечебной физкультуры в России. Стоит отметить, что многие идеи, которые сейчас представляются естественными, в его времена многим казались странным чудачеством профессора медицины. Чернышевский, например, писал: «Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырехлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…». Лесгафт же упорно создавал методы исправления врожденных и приобретены дефектов развития с помощью физических упражнений, устанавливает последовательность дозировки нагрузки, дает рекомендации по совершенствованию спортивных снарядов. Система Лесгафта изложена в его трудах «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», «Основы естественной гимнастики», «Физическое развитие в школах», «Приготовление учителей гимнастики в Западной Европе», «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» и многих других.

О чем надо знать

Помимо проблемы физического воспитания детей Лесгафт много занимался общей педагогикой. Он пишет о семейном воспитании детей, необходимости развития личности ребенка, сочетании предоставляемой ему свободы и разумного руководства со стороны родителей. «Вся тайна семейного воспитания, - говорит он, - в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности...». Лесгафт показывает, как ошибки со стороны родителей отражаются на духовном развитии детей, формируя патологические типы личности уже в раннем школьном возрасте: лицемерный тип, мягко забитый тип, злобно забитый тип, угнетенный тип; честолюбивый тип. Проблемам воспитания посвящены его работы «Материалы для изучения школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка», «Первые годы жизни ребенка», «Период возмужалости».

Прямая речь

«Развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует. Если орган не тренировать, не давать ему нагрузку, то он неизбежно слабеет и атрофируется».

«Только знание потребностей и возможностей человеческого организма, только научный подход к проведению любого вида гимнастики могут сделать ее веским орудием в совершенствовании человека, как физическом, так нравственном».

«Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании».

«Большинство воспитателей в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую “наследственность”, на “прирожденную испорченность детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать... Обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, толкуют о “неисправимо испорченных детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за неё ответственен сам ребенок! Влияние взрослых всегда остается в тени; и верить не хотят, что “испорченность ребенка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник».

«Не рецепты даю я вам, а также не техников и книжников хотел бы я видеть в вас, но прежде всего сознательно мыслящих людей, высококвалифицированных педагогов, горячо любящих избранную профессию, искренне преданных своему народу и родине, достойных интеллигентных работников русского общества».

«П.Ф.Лесгафт читал лекции по анатомии человека бесплатно, у себя на квартире. Группа человек сорок , состоявшая из курсисток-бестужевок, слушателей Медико-хирургической академии, университета и других высших учебных заведений, посещала лекции два раза в неделю утром и один раз вечером… Длинная комната набита до отказа. Сидят, стоят вдоль стен, у окон и дверей, слышен сдерживаемый гул голосов. Вдали стол и доска. За ней дверь, ровно в семь часов выходит Лесгафт. Все смолкает… На столе выставлены препараты. В процессе чтения профессор сам берет препарат и обходит с ним комнату, протискиваясь вдоль сжатых рядов… Кроме лекций и практических занятий Лесгафт устраивал экскурсии на заводы, на бойню, в лабораторию испытательных материалов в Институте путей сообщения, где его друг профессор Белелюбский демонстрировал сопротивление разных костей на давление, сжатие, удар…»      Из воспоминаний Н. Вревской

 

7 фактов о Петре Лесгафте

  • Братом Петра Лесгафта был химик Франц Францевич Лесгафт.
  • Неясно, откуда у Петра Лесгафта и его брата появилось отчество «Францевич». Их отца звали Иоганн Петер Отто Лесгафт, также он звался Петром Карловичем. В официальных документах Лесгафта встречаются записи: «Петр Петрович, тоже Францевич».
  • Первые медицинские знания Лесгафт получил от матери, которая была повивальной бабкой.
  • В 1860 году за умело выполненную работу по бальзамированию тела императрицы Александры Федоровны студент пятого курса Петр Лесгафт получил вознаграждение в размере 300 рублей.
  • В Казанском университете Лесгафт впервые в России пригласил в качестве ассистената для проведения практических занятий на медицинском факультете женщину – Евгению Мужскову.
  • Петр Лесгафт одним из первых в России обратил внимание на открытие рентгеновских лучей. В 1897 году он опубликовал в «Известиях» небольшую статью «О применении лучей Рентгена к анатомическим исследованиям живого человека».
  • Основанные Лесгафтом Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования превратились в Государственный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта (ныне – Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта).

 

Материалы о Петре Лесгафте

Статья о Петре Лесгафте в русской Википедии

Биография Петра Лесгафта

Материалы о Петре Лесгафте и его работах на сайте имени П. Ф. Лесгафта

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).