3 октября (20 сентября) 1837 года родился Петр Лесгафт, выдающийся медик, создатель научной системы физического воспитания.
Личное дело
Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) родился в семье петербургского немца, ювелира, купца третьей гильдии. В 1848 году поступил в знаменитую школу «Петришуле» при лютеранском приходе святых Петра и Павла. Учился он хорошо, однако в 1851 году отец по неясной причине забрал его из школы и отдал в ученики к аптекарю. От аптекаря Петр сбежал через год. Продолжил учебу в другом лютеранском учебном заведении Санкт-Петербурга – «Анненшуле». Успешно окончив школу, был принят в Медико-хирургическую академию. Специализировался на кафедре практической анатомии у профессора Венцеслава Грубера. В 1861 году сдал экзамены, получив степень лекаря и звание уездного врача. За успехи был награжден серебряной медалью. Продолжил работу на кафедре в качестве внештатного прозектора, готовя докторскую диссертацию. В этот период Петр Лесгафт руководил практическими занятиями студентов, читал лекции в Медико-хирургической академии и Военно-фельдшерской школе, затем стал внештатным ординатором без денежного содержания во Втором военно-сухопутном госпитале.
В 1865 году Петр Лесгафт получил степень доктора медицины за диссертацию «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки у человека и некоторых животных». После этого перешел на работу в глазное отделение того же госпиталя, где подготовил исследование «О круговой мышце глаза и влиянии ее на механизм всасывания слез», за которое был принят в Общество русских врачей. Через три года защитил также диссертацию на степень доктора хирургии: «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения».
После защиты диссертации Петр Лесгафт был приглашен на должность профессора кафедры нормальной анатомии Казанского университета. Но в 1870 году произошел конфликт, заставивший Петра Францевича покинуть свою кафедру. Начался он с того, что профессор А. В. Петров принял экзамен по патологической анатомии у одного студента и трех докторантов. Экзамен был проведен формально, без препарирования трупа. Лесгафт потребовал отмены результата. Сначала университет согласился с его доводами, однако потом под давлением попечителя Казанского учебного округа Шестакова признал экзамен законным. Возмущенный Лесгафт опубликовал в газете «Санкт-Петербургские ведомости» письмо, где резко критиковал самоуправство попечителя округа, «который постоянно домогается превратить ... университет в покорную гимназию или скорее в канцелярию послушных чиновников». Обиженный Шестаков добился у Александра II приказа об увольнении Лесгафта. Резолюция императора гласила: «Профессора Казанского университета Лесгафта уволить от службы без прошения с тем, чтобы впредь не определять его ни на какую должность по учебной части». В знак протеста против этого из Казанского университета ушли еще семь профессоров.
Лесгафт возвращается в Санкт-Петербург. Некоторое время единственной его работой, дающей средства к существованию, остается изготовление анатомических препаратов для ветеринарного отделения. Он не оставляет научных занятий, пишет большую статью «Задача антропологии и метод ее изучения». В 1872 году Петр Лесгафт стал чиновником при Медицинском департаменте и был направлен на борьбу с холерой в Киевской и Могилевской губерниях.
Также он поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение доктора А. Г. Берглинда, где признавалась важная роль гимнастики в процессе лечения. Там прошли первые практические исследования Лесгафта в области научного подхода к физической активности и тренировке человека. Вскоре он уже проводил занятия гимнастикой с воспитанниками 2-й Петербургской военной гимназии. В то же время Петр Лесгафт начал у себя на квартире бесплатно читать лекции по анатомии.
Успехи Лесгафта привели к тому, что его пригласили перейти в Главное управление военно-учебных заведений на должность чиновника по особым поручениям. На этом посту Лесгафт совершил несколько поездок в страны Европы «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». Результаты своих командировок он использовал для создания собственной системы гимнастики и в проведении практических занятий. С сентября 1877 года П. Ф. Лесгафт возглавляет учебно-гимнастические курсы при Второй военной гимназии. Он читает лекции по анатомии и руководит практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование. Курсы готовили учителей для военных гимназий. Лесгафт не оставляет и научный исследований в области анатомии, а также публикует книгу «Семейное воспитание ребенка и его значение».
В ходе разнообразных реорганизаций в 1870-е – 1880-е годы учебные центры по подготовке военных преподавателей физкультуры, которые возглавлял Лесгафт, неоднократно закрывали, но он вновь добивался их создания. С 1886 года П.Ф. Лесгафт вновь становится университетским преподавателем – на кафедре зоологии, анатомии и физиологии физико-математического факультета Петербургского университета. Одновременно с этим он не оставляет исследовательской работы, проведения занятий на домашних курсах, читает публичные лекции, преподает в училище лекарских помощниц и фельдшериц.
В 1893 году выдающийся меценат Иннокентий Сибиряков выделил П. Лесгафту 200 тысяч рублей и дом в Санкт-Петербурге. Благодаря этому Лесгафт смог основать независимое учебное и научное учреждение. Оно получило название Биологической лаборатории. При лаборатории действовал музей, для которого были закуплены зоологические и ботанические экспонаты. Также действовало издательство, в котором с 1896 года выпускались «Известия Санкт-Петербургской Биологической лаборатории».
Но у властей Лесгафт имел репутацию неблагонадежного. После студенческих волнений 1890-х годов он уходит из университета, а затем его высылают из столицы. Лесгафт живет в дачном поселки Териоки (ныне город Зеленогорск), пишет статьи. В 1902 году ему разрешают жить в Петербурге, и Лесгафт вновь возглавляет Биологическую лабораторию. В 1906 году он открывает «Курсы по наукам биологическим, педагогическим и социальным» (известны под названием «Вольная высшая школа»), но еще через год власти закрывают их. В 1909 году неутомимый Лесгафт вновь добивается открытия курсов, но здоровье ученого уже было подорвано. Из-за болезни почек он вынужден отказаться от преподавания и руководства Биологической лабораторией. Так как ему был рекомендован теплый сухой климат, Лесгафт в ноябре 1909 года отправляется в санаторий доктора Рабиновича, находившийся недалеко от Каира. Он успел добраться до Египта, но 28 ноября (11 декабря) 1909 года умер. Похоронен Петр Лесгафт был в Петербурге на Волковском кладбище.
Чем знаменит
Наиболее известна научная теория физического воспитания Петра Лесгафта. В основу ее создания легли исследования физиологии и анатомии человека, опыт практических занятий, изучение систем физической подготовки в 13 странах мира. Лесгафт по праву считается и одним из пионеров метода лечебной физкультуры в России. Стоит отметить, что многие идеи, которые сейчас представляются естественными, в его времена многим казались странным чудачеством профессора медицины. Чернышевский, например, писал: «Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырехлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…». Лесгафт же упорно создавал методы исправления врожденных и приобретены дефектов развития с помощью физических упражнений, устанавливает последовательность дозировки нагрузки, дает рекомендации по совершенствованию спортивных снарядов. Система Лесгафта изложена в его трудах «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», «Основы естественной гимнастики», «Физическое развитие в школах», «Приготовление учителей гимнастики в Западной Европе», «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» и многих других.
О чем надо знать
Помимо проблемы физического воспитания детей Лесгафт много занимался общей педагогикой. Он пишет о семейном воспитании детей, необходимости развития личности ребенка, сочетании предоставляемой ему свободы и разумного руководства со стороны родителей. «Вся тайна семейного воспитания, - говорит он, - в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности...». Лесгафт показывает, как ошибки со стороны родителей отражаются на духовном развитии детей, формируя патологические типы личности уже в раннем школьном возрасте: лицемерный тип, мягко забитый тип, злобно забитый тип, угнетенный тип; честолюбивый тип. Проблемам воспитания посвящены его работы «Материалы для изучения школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка», «Первые годы жизни ребенка», «Период возмужалости».
Прямая речь
«Развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует. Если орган не тренировать, не давать ему нагрузку, то он неизбежно слабеет и атрофируется».
«Только знание потребностей и возможностей человеческого организма, только научный подход к проведению любого вида гимнастики могут сделать ее веским орудием в совершенствовании человека, как физическом, так нравственном».
«Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании».
«Большинство воспитателей в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую “наследственность”, на “прирожденную испорченность детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать... Обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, толкуют о “неисправимо испорченных детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за неё ответственен сам ребенок! Влияние взрослых всегда остается в тени; и верить не хотят, что “испорченность ребенка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник».
«Не рецепты даю я вам, а также не техников и книжников хотел бы я видеть в вас, но прежде всего сознательно мыслящих людей, высококвалифицированных педагогов, горячо любящих избранную профессию, искренне преданных своему народу и родине, достойных интеллигентных работников русского общества».
«П.Ф.Лесгафт читал лекции по анатомии человека бесплатно, у себя на квартире. Группа человек сорок , состоявшая из курсисток-бестужевок, слушателей Медико-хирургической академии, университета и других высших учебных заведений, посещала лекции два раза в неделю утром и один раз вечером… Длинная комната набита до отказа. Сидят, стоят вдоль стен, у окон и дверей, слышен сдерживаемый гул голосов. Вдали стол и доска. За ней дверь, ровно в семь часов выходит Лесгафт. Все смолкает… На столе выставлены препараты. В процессе чтения профессор сам берет препарат и обходит с ним комнату, протискиваясь вдоль сжатых рядов… Кроме лекций и практических занятий Лесгафт устраивал экскурсии на заводы, на бойню, в лабораторию испытательных материалов в Институте путей сообщения, где его друг профессор Белелюбский демонстрировал сопротивление разных костей на давление, сжатие, удар…» Из воспоминаний Н. Вревской
7 фактов о Петре Лесгафте
Материалы о Петре Лесгафте
Статья о Петре Лесгафте в русской Википедии
Материалы о Петре Лесгафте и его работах на сайте имени П. Ф. Лесгафта