будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 13, 2025
Человек дня

Мемория. Сергей Аверинцев

Мемория. Сергей Аверинцев
aver3
Сергей Сергеевич Аверинцев

10 декабря 1937 года родился Сергей Аверинцев, филолог, историк культуры и библеист.

 

Личное дело

Сергей Сергеевич Аверинцев (1937-2004) родился в Москве в профессорской семье. Его отец, и мать были биологами. Отец был представителем интеллигенции еще царской  России. Сергей был поздним ребенком – когда он родился, отцу было уже 62 года. В детстве мальчик часто и много болел, что давало ему возможность много времени уделять чтению. Экзамены сдавал экстерном, прекрасно знал мировую литературу и историю.

В 1961 году Сергей Аверинцев окончил классическое отделение филологического факультета МГУ и поступил в аспирантуру.

В 1967 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра». Университетские ученые старой закалки рекомендовали эту работу Аверинцева, который не был комсомольцем, на присуждение премии Ленинского комсомола. В 1968 году кандидатская была отмечена премией Ленинского комсомола, что стало для Аверинцева «пропуском» в большую науку.

После окончания аспирантуры с 1964 по 1966 годы работал научным редактором в издательстве «Мысль», затем до 1971 года — младшим научным сотрудником в Государственном институте искусствознания в Козицком переулке.  В этот период  Аверинцевым были созданы такие работы как «Культурология Иоганна Хёйзинги» (1969), а также серия блестящих и новаторских статей для четвертого и пятого томов «Философской энциклопедии» (1967 и 1970),  среди которых: «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и другие.

С 1971 и по 1991 годы Аверинцев проработал старшим научным сотрудником в Институте мировой литературы АН СССР, где в течение последних десяти лет  заведовал сектором истории античной литературы.

В этот период им были написаны монографии «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977) и «Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье» (1986), главы в коллективных трудах по история Византии, «Истории всемирной литературы», концептуальные статьи «К истолкованию символики мифа об Эдипе» (1972), «На перекрестке литературных традиций» (1973), «Судьбы европейской традиции в эпоху перехода от античности к средневековью» (1976), «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977); «Культура Византии IV— первой половины VII века» (1984); «От берегов Босфора до берегов Евфрата» (1987), «Бахтин. Смех. Христианская культура» (1988), «Попытки объясниться: беседы о культуре» (1988), «Византия и Русь: два типа духовности» (1988), «"Морфология культуры" Освальда Шпенглера» (1991), «Культура и религия» (1991), «Христианство и культура в Европе» (1992) и другие.

В это же 20-летие обозначился глубокий исследовательский интерес Аверинцева к русской поэзии. Он занимался подготовкой изданий Вяч. Иванова, Державина и Жуковского.

На волне горбачевской перестройки и гласности Аверинцев в декабре 1987 года был избран членом-корреспондентом АН СССР.

В конце 1980-х Аверинцев вплотную начал заниматься творчеством Осипа Мандельштама. Результатом стало знаковое издание — «черный» худлитовский двухтомник 1990-го года. В январе 1991 года он стал председателем международного Мандельштамовского общества и бессменно возглавлял его до самой смерти.

В 1989—1994 годах занимал должность  профессора кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ, одновременно являясь главныым научным сотрудником Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ.

В декабре 1991 года Аверинцев перешел в МГУ, где он заведовал отделением Института истории мировой культуры и преподавал на философском факультете. В 1990-е годы тесно сотрудничал с РГГУ, в частности, с Институтом высших гуманитарных исследований и по линии Мандельштамовского общества, бессменным председателем которого он являлся. Это было время активнейших занятий Аверинцева исторической поэтикой и русской поэзией (Вяч. Иванов, О. Мандельштам, А.С.Пушкин — в сопоставлении с Гёте). Одна за другой выходят многочисленные статьи и книги ученого — «Риторика и истоки европейской литературной традиции» (1996), «Поэты» (1996), «София-Логос» (1999; 2001), «От слова к смыслу» (2001), «Скворешниц вольный гражданин». Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами» (2001) и другие.

С 1992 по 2004 годы заведовал отделом христианской культуры Института мировой культуры МГУ.

Начиная с декабря 1994 года, работу в Москве Сергей Аверинцев совмещал с профессурой в Институте славистики Венского университета и практически перебрался в Вену, где в течение 10 лет читал общий курс русской литературы - от древнерусской и до наших дней.

В мае 2003 года был избран действительным членом РАН по Отделению историко-филологических наук (секция языка и литературы). Но сам Аверинцев этого так и не узнал.  3 мая, в Риме, где он присутствовал на конференции «Италия и Петербург», с ученым случился обширный инфаркт, и он впал в кому.

Последние девять месяцев провел в больницах Рима, Инсбрука и Вены, находясь на грани жизни и смерти.

Сергей Аверинцев скончался в Вене 21 февраля 2004 года. Похоронен в Москве на Даниловском кладбище.

 

 
Сергей Аверинцев

Чем знаменит

Филолог, крупнейший специалист по позднеантичной и раннехристианской эпохам, а также поэзии Серебряного века Сергей Аверинцев входит в плеяду советских и российских ученых-гуманистов, о которых сегодня ходят легенды. Его имя стоит в одном ряду с именами Бахтина, Мамардашвили, Лосева и Лотмана.

Аверинцев был  выдающимся гуманитарием-энциклопедистом. Основные направления его научных исследований — история позднеантичной, раннехристианской, византийской, европейской и русской культур и литератур, история богословской и философской мысли, христианская традиция в европейской мысли и литературе, новозаветная литература на фоне позднеантичной культуры, патристика, средневековая христианская гимнография и агиография, византийская литература и философия, схоластика, историческая поэтика, немецкая литература романтизма и неоромантизма.

В его статьях и лекциях современников поражали не только широта знаний, но и непривычно свободный, художественный стиль. Его доклады и лекции в 70-80-е годы собирали огромные  аудитории почти по тысяче человек.

«Его книги довольно широкому кругу людей требовалось знать наизусть, чтобы из круга не выпасть. Но внятно пересказать, что же в этих книгах написано, никому не удавалось — слишком сложно, слишком тонко, слишком невесомо», - писал о нем Григорий Ревзин.

Научная библиография Сергея Аверинцева насчитывает более 650 статей и книг.

 

О чем надо знать

Сергей Аверинцев был глубоко верующим человеком. Он крестился в 1973 году вместе с женой на частной квартире, поскольку в церкви требовали паспорт и это немедленно оказывалось известным на работе. Но и до крещения часто  ходил в церковь, очень любил бывать на богослужении, старался хотя бы ненадолго зайти на службу каждое воскресенье.

Еще до крещения Аверинцев опубликовал знаменитую статью «Христианство» в V томе «Философской энциклопедии», за что известный богослов отец Виталий Боровой предлагал канонизировать Сергея Сергеевича. Он оценивал появление этих статей тогда как апологетический подвиг.

В конце жизни Сергей Аверинцев переводил на русский язык  Библию. Его книги сейчас продаются в церковных лавках наравне с изданиями отцов церкви и трудами богословов.

Также Аверинцев ратовал за перевод богослужения на современный русский язык, считая, что молитвы, которые читают на Литургии (ектении, Отче наш, чтение Евангелия и Апостол), каждый православный должен читать сознательно, понимая, что он говорит и о чем молится. А вот песнопения он считал возможным оставить на старославянском, потому что они очень красивы, и их трудно переводить.

За идеи о необходимости перевода богослужения на русский язык Аверинцева иногда даже называют «первым протестантом в русской православной церкви».

Аверинцев был главным редактором трехтомной энциклопедии "Христианство" и председателем Русского библейского общества.

Начиная с 1980-х годов, писал собственные духовные стихи, ориентирующиеся на европейский фольклор и поэзию («Стихи духовные», 2001)

 

Прямая речь

О юморе:«Человек способен к юмору в том случае и в той мере, в которой он остается способным к соблюдению заветов и запретов. Неспроста к лучшим проявлениям человеческого юмора принадлежат клерикальные анекдоты. Ведь и Франсуа Рабле был персона духовного чина. Ощущая себя в самой непосредственной близости наиконсервативнейших табу, часто погружаясь в волны густого запаха святыни, человек нередко получает особенно благоприятное расположение к юмору».

 

О книгах: «Книги делятся не на хорошие и плохие - книги делятся на необходимые и те, без которых можно обойтись. Книги необходимые бывают несовершенны, и наоборот.»

 

Боже, слова отбегают
от утлого жилья человека,
к чувству нашему плотскому
неразгаданно безучастны;
отбившись от руки, блуждают,
как псы одичалые, воют:
лучше им к Тебе возвратиться,
к Твоей приникнуть святыне.
Ты видишь, мы стоим пред Тобою,
последние меж песнопевцев…

Сергей Аверинцев

 

Н. Струве о Сергее Аверинцеве:  «Пытаясь определить значение Сергея Сергеевича в русской культуре, я говорил себе: он вроде бы Жуковский наших дней! С той разницей, что Жуковский стоял у колыбели русской культуры, а Аверинцеву суждено было преодолеть ужасающее безвременье, когда культуру сознательно разрушали. […] И не только потому, что оба они исключительные поэты-переводчики, ведь их объединяла через поколения христианская вера, о которой они свидетельствовали и жизнью своей и словом».

 

Григорий Ревзин о Сергее Аверинцеве: «Русский религиозный ренессанс, и византийская литература, и антиковедение, и церковная жизнь, и философия экзистенциализма, и Мандельштам — по отдельности всего этого было много в 60-80-е годы, но соединить это все вместе в одной личности — это слишком сложно и уникально, и непонятно, как это у него получилось».

 

 

7 фактов о Сергее Аверинцеве

  • Аверинцев знал несколько иностранных языков. Английскому и французскому языку его в детстве учила приходящая преподавательница. Немецкий выучил в университете. Кроме классических языков, он знал еще латинский, греческий, древнееврейский, немного сирийский языки, читал по-итальянски, по-испански, по-польски.
  • Со своей женой Натальей Аверинцев познакомился еще во время учебы на филологическом факультете МГУ.
  • С рождения Сергей Аверинцев жил в коммуналке в трехэтажном доме в Бутиковском переулке между набережной и Остоженкой. Когда Аверинцев женился, в их 8-комнатной квартире проживало 23 человека. У семьи Аверинцевых была 30-метровая комната, которую они перегородили на две части – большую и маленькую.
  • По воспоминаниям жены, Аверинцев активно не любил кино и не очень любил театр. Театральных спектаклей он видел очень немного, а фильмов не больше 5-6: 2 фильма Бергмана, 2 или 3 фильма Тарковского и немой фильм «Жанна Д’Арк», который произвел на него самое сильное впечатление.
  • В 1989—1991 годах был народным депутатом СССР, разрабатывал закон о свободе совести. Он серьезно занимался депутатской работой, регулярно ходил на заседания комитета, и там действительно работал, хотя на общих заседаниях иногда просто писал стихи.
  • Сергей Аверинцев являлся лауреатом Государственной премии СССР (1990 г.) за фундаментальное исследование «Мифы народов мира» и Государственной премии Российской Федерации (1996 г.)
  • В своем завещании Сергей Аверинцев просил похоронить его на Даниловском кладбище и написать на надгробии два слова: «Аверинцев. Чтец»

 

Материалы о Сергее Аверинцеве

 Сергей Сергеевич Аверинцев. Воспоминания жены

Аверинцев Сергей Сергеевич. Статья на Лирикон.ру

Сергей Аверинцев

Статья о Сергее Аверинцеве в Википедии

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).