будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 9, 2025
Человек дня

Мемория. Сергей Конёнков

Мемория. Сергей Конёнков
konenkov1
Сергей Тимофеевич Конёнков

10 июля 1874 года родился Сергей Конёнков, выдающийся скульптор, «русский Роден».

Личное дело

Сергей Тимофеевич Конёнков (1874—1971) родился в деревне Караковичи Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. После смерти матери воспитывался дядей. Рисовать научился у заезжего иконописца, иконы Конёнкова висели во многих домах села. С отличием окончил гимназию в Рославле, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За выпускную работу «Камнебоец» был удостоен малой золотой медали и стипендии имени Павла Третьякова, дававшей право годичной командировки за границу. Во Франции Конёнков посетил мастерскую Огюста Родена и был покорен его творчеством. Вернувшись на родину, был принят в петербургскую Академию художеств.

Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающей узы» (1902) вызвала споры преподавателей. В революционный 1905 год по распоряжению администрации Академии она была уничтожена, чтобы не будоражить студентов. Несмотря на критику профессоров, скульптор получил звание свободного художника. Его мастерская на Пресне стала местом сбора богемы Москвы и Петербурга. Это, однако, не помешало ему принять участие в уличных боях 1905 года. По собственному признанию, он закупил браунинги и возглавил одну из рабочих дружин. Под впечатлением событий создал цикл портретов участников боев на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»). В 1907 году выставил совсем другую, мирную «Лесную серию» — деревянные изваяния языческих богов, — которую до революции постоянно пополнял новыми работами.

После Октябрьской революции участвовал в плане «монументальной пропаганды». В 1918 году создал барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов», который открывал Владимир Ленин. В 1922 году женился на Маргарите Воронцовой, с которой отправился в США для участия в выставке русского и советского искусства. Поездка, рассчитанная на несколько месяцев, растянулась на 22 года.

В Нью-Йорке основным жанром для Конёнкова стал заказной портрет и архитектурное оформление различных зданий. По инициативе Максима Горького создал галерею скульптурных портретов деятелей русского искусства и науки, включая самого Горького. В 1935 году администрация Принстонского университета заказала скульптору бюст Альберта Эйнштейна. Во время Второй мировой войны Конёнков входил в Комитет помощи России. В 1945 году по приказу Сталина скульптора и его работы на специально зафрахтованном пароходе доставили в СССР. Конёнков получил мастерскую на улице Горького в Москве (ныне — Тверская). Был удостоен звания Народного художника СССР, первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. В 1965 году состоялась последняя большая прижизненная выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения мастера и 70-летию его творческой деятельности. Всего же Конёнков прожил 97 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Чем знаменит

 
Сергей Конёнков

Скульптора, популярного и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, и за границей, называли «русским Роденом». Еще в 1902 году Конёнков начал поиски нового пластического языка, который позволял не рассказывать сюжет, а выражать эмоциональный смысл образа. Тогда же он представил на суд Академии художеств своего «Самсона». Профессоров смущала модернистская трактовка библейского сюжета, разрушившая классические пропорции фигуры. Молодого скульптора поддержали лишь Илья Репин и Архип Куинджи, Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Разбитый по приказу администрации Академии гипс много позже был восстановлен мастером и получил название «Освобожденный человек».

О чем надо знать

В США Конёнков сблизился со «Свидетелями Иеговы». К американскому периоду его творчества относятся рисунки-размышления на библейские темы. Конёнков также писал Сталину письма с предсказаниями о начале Второй мировой войны, конце света и других событий. Часть пророчеств сбылись. Существует версия, согласно которой жена Конёнкова Маргарита добилась расположения Эйнштейна и выведывала у него тайную информацию об атомной бомбе для советской разведки. Маргарита была также знакома с отцом американской атомной бомбы Робертом Оппенгеймером.

Прямая речь

«Довелось мне быть однажды вместе со школьниками у Конёнкова, в его мастерской на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Колоритный старец показывал детям свои извлеченные им из дерева чудеса: всяких лесовиков, полевичков, зверушек, лесную нечисть, рассказывал, как в детстве любил слушать старого пасечника, изображал, как тот вытаскивал из бороды запутавшихся в ней пчел. И в конце встречи Сергей Тимофеевич угостил нас редкостным зрелищем. В то время он работал над проектом памятника Ленину, который, по его замыслу, должен был представлять установленную на Воробьевых горах высоченную фигуру вождя, с протянутой рукой вращающуюся в течение суток вокруг своей оси вслед за движущимся солнцем. “Степан! Заводи!” — раздался вдруг громкий голос Сергея Тимофеевича, и тотчас же откуда-то из дверей выбежал похожий на обломовского Захара нечесаный мужик, включил что-то в памятнике, агрегат загрохотал, и Владимир Ильич медленно задвигался вокруг своей оси, к восхищению школьников», —  вспоминал писатель Михаил Лобанов. 

5 фактов о Сергее Конёнкове

  • Конёнков одним из первых среди русских скульпторов обратился к изображению обнаженного женского тела. Часто его работы созданы в традициях народного искусства («Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918) и другие).
  • В 1974 году к столетию скульптора был открыт музей, в который входят мастерская, где он работал, квартира и кабинет. Здесь мастер провел последние 24 года своей жизни.
  • Некоторые критики отмечают, что главным периодом творчества Конёнкова был дореволюционный; тонкую одухотворенность своих ранних работ мастер, по их мнению, не смог превзойти.
  • Конёнков — почетный гражданин Смоленска.
  • Умер от воспаления легких, не дожив всего трех лет до предсказанного им для себя 100-летнего рубежа.

 

Статья о Сергее Конёнкове в Википедии

Передача на ТВЦ «Коненков и происхождение мира»

Биография на сайте Арт-онлайн

Биография на сайте Biography-peoples

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).