будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 14, 2025
Человек дня

Мемория. Святитель Николай

Мемория. Святитель Николай
Николай_Японский
Николай Японский

13 августа 1836 года родился архиепископ Николай (Касаткин), основатель русской православной церкви в Японии. 

Личное дело

Святитель Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин, 1836—1912) родился в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии (деревня Береза в Тверской области) в семье дьякона. Учился в Бельском духовном училище и Смоленской духовной семинарии. Окончив семинарию в 1856 году, поступил в Петербургскую духовную академию.

По окончании четвертого курса Касаткин откликнулся на предложение Синода занять место настоятеля посольской церкви в Японии. 24 июня 1860 году был пострижен в монашество с именем Николай, 29 июня рукоположен в иеродиакона, а 30 июня — в иеромонаха. 2 июля 1861 года прибыл в японский город Хакодате, где располагалось российское консульство.

В момент прибытия отца Николая в Японию проповедь христианства в стране была запрещена, а переход японских подданных в христианство карался смертной казнью. В первые годы жизни в Японии отец Николай неустанно изучал японский язык и культуру. В 1864 году он обратил в православие первого японца. К весне 1868 года тайная община насчитывала уже около 20 человек. 6 апреля 1870 года указом Синода в Японии была открыта Духовная миссия, начальником которой стал иеромонах Николай с возведением его в сан архимандрита. В 1872 году к нему прибыл помощник, что позволило Николаю перебраться из Хакодате в Токио.

В 1873 году в Японии были отменены законы, запрещающие проповедь христианства, и отец Николай смог действовать открыто. Число новообращенных быстро росло. В 1880 году Николай был рукоположен в сан епископа.

Когда началась русско-японская война, епископ Николай остался в Японии, хотя имел возможность выехать в Россию. Он перестал проводить богослужения, так как согласно чинопоследованию богослужений, японские христиане должны были молиться о победе своей страны. «Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране», — писал отец Николай.

В 1906 году Николай был возведен в сан архиепископа Японского. 30 июня 1910 года в Токио был торжественно отпразднован 50-летний юбилей его служения в этой стране. Это событие отметили не только японские православные христиане, но также власти и пресса Японии.

Умер архиепископ Николай в Токио 3 (16) февраля 1912 года. 

Чем знаменит

 
Икона Николая Японского у храма в Хакодате. Фото: Alexander Klink

Выдающийся миссионер Русской православной церкви, принесший православную веру в Японию. Благодаря трудам епископа Николая к 1912 году в Японии насчитывалось уже более 30 тысяч православных. В 1875 году был рукоположен первый священник-японец, а к 1878 году их было уже шестеро.

Николай перевел на японский язык Библию, Октоих, Цветную и Постную Триоди, чин крещения и присоединения иноверных, «Православное вероисповедание» святителя Дмитрия Ростовского, катехизис для оглашенных, «Толковое Евангелие» епископа Михаила, «Нравственное богословие» митрополита Платона.

10 апреля 1970 года архиепископ Японский Николай был причислен к лику святых как равноапостольный.

О чем надо знать

Сейчас Японская православная церковь имеет статус автономной церкви в юрисдикции Русской православной церкви. Она насчитывает 150 приходов и примерно 30 — 40 тысяч прихожан. Большая часть приходов расположена на северном острове Хоккайдо. В составе церкви три епархии с кафедрами в Токио, Киото и Сэндае. Действует духовная семинария. Богослужебный язык — классический японский (бунго), иногда используются также церковнославянский и греческий. Издается журнал «Сэйкё Дзихо» («Православный вестник»). Церковь использует юлианский календарь. С 2000 года Японскую православную церковь возглавляет митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро). 

Прямая речь

«Приехав в Японию, я, насколько хватало сил, стал изучать здешний язык. Много было потрачено времени и труда, пока я успел присмотреться к этому варварскому языку, положительно труднейшему на свете, так как он состоит из двух: природного японского и китайского, перемешанных между собою, но отнюдь не слившихся в один. <...> Кое-как научился я наконец говорить по-японски и овладел тем самым простым и легким способом письма, который употребляется для оригинальных и переводных ученых сочинений… 

Не перевод Евангелия и Богослужения должен опускаться до уровня развития народной массы, а наоборот, верующие должны возвышаться до понимания евангельских, и богослужебных текстов. Язык вульгарный в Евангелии недопустим. Если мне встречаются два совершенно тождественных иероглифа или выражения и оба они для японского уха и глаза одинаково благородны, то я, конечно, отдам предпочтение общераспространенному, но никогда не делаю уступок невежеству и не допускаю ни малейших компромиссов в отношении точности переводов, хотя бы мне и приходилось употребить и очень малоизвестный в Японии китайский иероглиф. Я сам чувствую, что иногда мой перевод для понимания требует большого напряжения со стороны японцев. Но это в значительной мере объясняется новизной для них самого православия… 

… жаль было бедных китайцев… Вот народ-то будущего — величайшего из всех судеб, достававшихся на долю других народов. Великий народ, и теперь бы могущий задавить весь свет, а как он мирен! Негде жить ему, а разве он подумал о завоевании Кохинхины. Сиама. Бирманы? Какой же другой народ на свете удержался бы? Из европейских ни об одном и представить себе этого нельзя. Вот французам — на что Кохинхина? А взяли же. Китайцы же — со своим терпением, своим трудолюбием, экономиею. честностью — ни с чем иным, в смысле завоевательных наклонностей,— идут Бог весть куда зарабатывать себе хлеб и мирно живут под всяким правительством, не думая грабить под свое.— Да. привить христианство этому народу, и он именно будет водворителем на земле того высшего блага, что будет едино стадо и един пастырь, но не завоеваны будут все народы для этого, а мирное влияние христианского Китая будет таково … Но — не скоро еще будет это, к несчастию! Однако думать о водворении христианства в Китае, думать Православной Церкви,— пора».

Из дневников святителя Николая Японского

«Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово "Николай", и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался "Николай," и место миссии также "Николай ," даже само православие называлось именем "Николай." Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: "Николай"...».

Из воспоминаний протоиерея И. Восторгова о посещении Японии

«Вместе с мягкостью, он был железным человеком, не знавшим никаких препятствий, практичным умом и администратором, умевшим находить выход из всякого затруднительного положения. Вместе с любезностью в нем была способность быть ледяным, непреклонным и резким с людьми, которых он находил нужным воспитывать мерами строгости, за что-либо карать или останавливать. Вместе с общительностью в нем была очень большая, долгим опытом и горькими испытаниями приобретенная сдержанность, и нужно было много времени и усилий, чтобы заслужить его доверие и откровенность. Наряду с какой-то детской наивностью веселого собеседника в нем была широта идеалов крупного государственного ума, бесконечная любовь к родине, страдание ее страданиями и мучение ее мучениями... Широкие и святые идеалы, железная воля и неистощимое трудолюбие — вот сущность архиепископа Николая».

Востоковед Д. М. Позднеев

«Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественнаго Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире».

Тропарь Николаю, архиепископу Японскому. 

9 фактов о Николае Касаткине

  • Чтобы добраться до Смоленской семинарии, юный Иван Касаткин прошел пешком 150 верст.
  • В годы войны деревня Береза была полностью разрушена, и храм, где служил отец Николая Японского, не сохранился.
  • С собой в Японию отец Николай взял Смоленскую икону Божьей Матери, которую хранил всю жизнь.
  • Первым японцем, обращенным в христианство отцом Николаем, стал синтоистский священнослужитель Такума Савабэ, бывший самурай, пришедший в дом к отцу Николаю, чтобы убить его, так как считал, что христианство — средство, используемое другими государствами для захвата Японии.
  • При переводе молитвы «Господи, помилуй» возник вопрос, как следует переводить слово «помилуй», которое зачастую воспринимается как помилование преступника. Епископ Николай говорил: «У нас таких отношений с нашим Богом нет. Мы возьмем слово «аварема». Так мать «милует» ребенка, «жалеет» в исконном древнерусском смысле».
  • Ряд преподавателей и студентов основанной Николаем семинарии переводили на японский язык произведения русской художественной литературы. Николай писал об этом: «Пусть переводят и читают. Узнав русскую литературу, узнав Пушкина, Лермонтова, гр. Толстых, Достоевского, нельзя не полюбить России».
  • После смерти архиепископа Николая император Японии лично разрешил похоронить его в черте города Токио.
  • В 2014 году дневники Николая Японского были изданы в России в пяти томах.
  • Во время войны Николай создал специальное общество для духовного утешения русских военнопленных. Так как самого Николая к русским пленным не допускали, он поручил эту работу пятерым священникам-японцам, знающим русский язык. 

Материалы о Николае Касаткине

Статья в русской Википедии

Сайт, посвященный святителю Николаю Японскому

Житие на сайте «Русское православие»

Официальный сайт Японской православной церкви

Святитель Николай на сайте «Вселенная православия»

О. В. Шаталов. «Святитель Николай (Касаткин) в первый период деятельности Российской православной миссии в Японии (1861—1875 гг.)»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).