30 июня 1960 года родился Святослав Задерий, основатель групп «Алиса» и «Нате!».
Личное дело
Святослав Геннадьевич Задерий (1960—2011) родился в Ленинграде, в профессорской семье. Подростком играл на ритм-гитаре и был вокалистом школьной группы «Звездочеты». После школы поступил в техникум приборостроения.
Осенью 1978 года участники «Звездочетов» перешли в хард-рок-группу «Летающая крепость», лидерами которой стали Задерий и Алексей Ильин. Группа играла собственный материал и была популярна в своем микрорайоне.
В 1980 году «Крепость» распалась, в мае Задерий собрал коллектив «Хрустальный шар».
В марте 1983 года, после распада «Шара», Задерий основал новый коллектив. Вместе с барабанщиком Михаилом Нефедовым и музыкантами из группы «Демокритов колодец» (гитарист Андрей Шаталин и клавишник Павел Кондратенко) они создали квинтет, который поначалу назывался «Дафна» и «Магия». Первая программа коллектива носила название «Синтезатор сладострастия». Музыкальные вкусы участников сильно различались.
«Ситуация была такая, — вспоминал Задерий, — Шаталин любит [американскую группу] Boston, "хард-рок", Deeр Рurрle. Паша Кондратенко — более мягкую музыку, я увлекался психоделическими сложными штуками, поэтому вроде бы сначала произошла несостыковка, но потом я их уговорил… С помощью алкоголя, места и аппаратуры: ребята, почему бы нам, собственно, не сойти с ума, и не начать изначально — с хаоса? Давайте не будем задаваться вопросом — что мы будем играть, а просто будем играть и чувствовать гармонию того, кто играет дальше».
Первым серьезным проектом группы стала программа «Кривозеркалье», которую они исполнили на II фестивале Ленинградского рок-клуба. Программа, созданная по мотивам сказок Льюиса Кэрролла, подсказала идею нового имени коллектива. Так появилась «Алиса».
На том выступлении присутствовал музыкант Константин Кинчев, спустя некоторое время он присоединился к «Алисе».
Пока же на роль вокалиста Задерий пригласил Петра Самойлова, лидера распавшейся к тому времени студенческой команды «Золотое время».
Самойлов недолго пробыл вокалистом, покинув коллектив, после того как Задерий взял в группу саксофониста Бориса Борисова. В свое время Самойлов не принял Борисова в «Золотое время», и то, что его взяли в новый проект, задело музыканта.
В 1984 году, после ухода Борисова из «Алисы», Задерий пригласил в группу автора-исполнителя из Москвы Константина Кинчева. Музыкант вскоре стал лицом коллектива. Среди первых песен, написанных и исполненных Кинчевым, — молодежные гимны «Мы вместе» и «Мое поколение»,
В 1985 году был выпущен магнитоальбом «Энергия», а весной 1986 года «Алиса» представила свою новую программу «По ту сторону добра» на четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба.
В том же году Задерий из-за разногласий с Кинчевым покинул «Алису». В ноябре 1986-го он создал новую группу «Нате!». Она просуществовала до сентября 1989 года. После гастрольного тура по стране и триумфального концерта на фестивале журнала «Аврора» коллектив прекратил выступления.
После этого Задерий занимался проектом «Гамбринус», в состав которого вошли участники «Нате!», «Кошкиного дома» и другие музыканты.
В начале 1990-х годов он выступал соло или в паре со своей спутницей Айгуль Бакировой; собрал, а затем распустил несколько новых составов «Нате!». В 1997 году записал альбомы «В рок-н-ролльном сите» (сольный) и «Филантроп» (со своей новой группой «Магна матер» (Magna Mater).
Одно из первых выступлений «Магна матер» состоялось зимой 1998 года в ДК им. Горького, на концерте памяти Александра Башлачева.
В 2003 году Задерий в очередной раз реанимировал группу «Нате!». Группа давала концерты в клубах, в 2008 году выступила на ежегодном питерском фестивале «Окна открой» с новой программой «Матриархат».
В 2009 году музыкант перенес первый инсульт, после которого редко покидал квартиру.
30 апреля 2011 года его госпитализировали с новым инсультом. 6 мая Святослав Задерий скончался.
Чем знаменит
Советский и российский музыкант, основатель рок-групп «Хрустальный шар», «Алиса», «Нате!» и Magna Mater. Именно Задерий пригласил в «Алису» Константна Кинчева, ставшего новым лидером коллектива.
В составе «Алисы» Задерий выпустил альбомы «Кривозеркалье», «Акустика», «Энергия» и «Поколение Икс». Также у него вышло пять альбомов в группе «Нате!», спродюсированный Петром Мамоновым альбом «Джазус Крест», кроме этого «Филантроп» (в составе Magna Mater), сольная пластинка «В рок-н-рольном сите» и другие записи.
О чем надо знать
Задерий близко знал Александра Башлачева. В 1999 году он выпустил книгу воспоминаний «Дети равновесия. Об Алисе, СашБаше и других». Некоторое время Задерий работал в легендарной кочегарке «Камчатка».
«В том треугольнике Кинчев — Башлачев — Задерий мы давали друг другу максимально всего того, что можно было дать. Даже познакомились совершенно странным образом, — писал Задерий в книге… — У него [Башлачева] был домашний сейшен, там были какие-то матросы, солдаты, сидели, важно курили папиросы. Перед Саш-Башем стояли стакан вина и свеча. И он пел. Я Косте сказал: слушай, у меня просто "перегруз" идет оттого, что он говорит, и он либо сумасшедший, либо гений, одно из двух. Когда слушаешь его в первый раз — это очень сложно. У него слово переходило в дело, в то же время становилось образом… Косте — одна песня сразу же пришлась, мне — другая, но когда мы стали разговаривать — поняли, что идем в принципе в одну сторону и, собственно говоря, нашли своего третьего брата… Он нас как принял — так мы сразу и остались вместе. С тех пор у нас ситуации стали только увеличиваться в размерах. Ну, как скарабей — катит свой шар и накатывает его, чем дальше, тем больше».
Прямая речь
О приглашении Кинчева в «Алису» (Zabriski.ru): «Мы искали вокалиста — поскольку я прыгал с гитарой и часто попадал мимо микрофона, то есть не успевал кувыркаться и одновременно петь… ситуация клоунская. Поэтому нам нужен был вокалист, но человек, отвечающий нашим, так сказать, требованиям. И когда Панкер нас познакомил с Костей, я предложил ему это. Тот согласился: "Давайте, я вам помогу, мне так нравятся ваши песни". Но я говорю: "Нет, у тебя же достаточно сложная своя психологическая позиция, хорошая программа"… Поэтому мы сделали программу целиком на его стихи. При этом порой выходило так: "питеризировали" гармонию его песен, так, что Костю иногда шокировало — Шаталин вообще очень жестко меняет гармонию. Сделали классную программу. Однажды ему даже пришлось спеть песню, когда он не знал, что в ней будет за музыка. Мелодия та же, а гармония совершенно другая… Тем не менее, получилось достаточно великолепно».
О разногласиях с Кинчевым (там же): «Я понимаю, что этот вопрос все равно мне зададут, как задают его всякий раз, когда мне приходится давать интервью. — Но все-таки почему же вы разошлись с Костей? Я отвечаю по возможности кратко: — В результате творческого несогласия. Подчеркиваю — творческого. Или спрашивают еще категоричней: Что между вами произошло? — Между нами ничего не произошло. Он был и остается моим старшим братом. Просто у каждого вокзала оказалась своя дорога».
О тяге к театру (интервью Rockmusic.ru):
— Еще в те времена, когда ты играл в группе "Хрустальный шар", ну и потом, еще в докинчевской "Алисе", ты всегда тяготел к неким театральным эффектам, к театрализованности музыкальных концертов.
— Да, это мне давно свойственно. Начиная еще с пионерского лагеря — там я поставил спектакль "Руслан и Людмила" на музыку Ллойда Вебера. Репетировали мы прямо в пионерском лагере. А потом я занимался сценической культурой и работал заведующим постановочной частью. Я не музыкант — я концептуалист».
О смерти Башлачева (книга Задерия «Дети равновесия»): «[Февраль 1988 года.] Похороны. Я сказал, что на похороны не пойду. Потому что я где-то за год до этого похоронил своего отца. И у меня было такое несколько шоковое состояние — некоторое время я не мог вспомнить отца живым. Я сказал: пусть Санька остается для меня живым, я буду считать, что он просто куда-то ушел, потому что я до сих пор его чувствую, я врубаюсь, что он здесь. «Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов». По этому принципу. Кому это надо — тому это надо. Мне это не надо было.
Мне позвонил приятель и говорит: приезжай в гости, я хочу тебя познакомить с одной девушкой. В принципе, я готов был поехать куда угодно. И я поехал. Сел в такси — приятель назвал мне адрес. Я этой улицы толком не знал, никогда там не был. Но чем дальше мы едем — тем больше я врубаюсь, что мы едем к башлачевскому дому… Район наворачивается на район… и вдруг перед нами из-за поворота выворачивает машина, грузовая, с крытым брезентом верхом, а сзади открытая. И там стоит голубой гроб. Я… и так у меня нервы, что называется на пределе… и в течение, наверное, минут пяти я ехал следом за этой машиной, а она медленно, планомерно продвигалась туда, куда и мы — к башлачевскому дому.
В какой-то момент машина свернула в одну сторону, я — в другую».
6 фактов о Святославе Задерии
Материалы о Святославе Задерии: