будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 18, 2025
Человек дня

Мемория. Тимур Бекмамбетов

Мемория. Тимур Бекмамбетов
201989_3000x2102_1364_98190c70ed3e9151d1b175f09f8c9afe
Тимур Бекмамбетов. Источник: Зыков Кирилл/АГН "Москва"

25 июня 1961 года родился режиссер Тимур Бекмамбетов.

 

Личное дело

Тимур Нуруахитович Бекмамбетов (57 лет) родился в казахстанском городе Гурьев (ныне — Атырау). Его отец Нуруахит Бекмамбетов возглавлял «Гурьевэнерго», мать Мира Богословская была завотделом областной газеты «Прикаспийская коммуна».

В школе Тимур любил футбол и волейбол, в старших классах посещал кружок в театре юного зрителя.

Окончив школу, в 1979 году поступил в Московский энергетический институт (МЭИ). Спустя год, в преддверии Олимпиады-80, был выслан из Москвы, поскольку считался «неблагонадежным».

«После школы я сначала поступил по отцовской наводке в МЭИ. Параллельно связался с компанией тогдашних московских диссидентствующих художников — ну, знаете, компания Зверева, Оскара Рабина. Они тогда все уезжали через Вену в Париж. А перед Олимпиадой всех неблагонадежных высылали, вычищали столицу. Меня вычистили, и я рванул куда подальше», — рассказывал режиссер.

Бекмамбетов переехал в Ташкент, где поступил в театрально-художественный институт на специальность «художник театра и кино». После окончания вуза, 1987—1989 годах, проходил службу в армии. Служил артиллеристом под Ашхабадом.

Затем работал художником в ташкентском театре «Ильхом». «Потом попали мы с друзьями на один смешной кинопроект студии "Узбекфильм" — даже не помню, как фильм назывался, — вспоминал Бекмамбетов, — и вдруг поняли, что режиссера там на самом деле нет. Просто нет для нас режиссера. Вот и начали делать свое кино. Наша компания до сих пор сохранилась. Дима Юрков, он сейчас продюсер студии "Даго", Саша Войтинский — композитор, Сергей Трофимов — оператор. Он как раз снимал "Ночной дозор"».

Вскоре Бекмамбетов перебрался в Москву, где занялся производством рекламных роликов. Среди наиболее известных его работ реклама «КамАЗа» («Танки грязи не боятся»), шоколадок «Марс» и «Твикс», банков «Менатеп», «Империал», Альфа-банка, кофе Nescafe, сока «Я», освежающих таблеток «Рондо».

Свой первый фильм Бекмамбетов снял в 1993 году совместно с Геннадием Каюмовым. Картина об афганской войне «Пешаварский вальс» получила призы на фестивале в Карловых Варах и на Кинотавре. Фильм стал дипломной работой Бекмамбетова на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

В начале 1990-х он основал собственную продакшн-студию «Империал-фильм». Спустя годы она сменила название на Bazelevs («Базелевс»).

В 1998 году голливудский продюсер Роджер Корман пригласил Бекмамбетова снять «Гладиатрикс» (The Arena). Съемки приключенческого боевика велись в Санкт-Петербурге. Фильм был ремейком картины «Арена» Стива Карвера (1974), он вышел на экраны в 2001 году.

Годом ранее на РТР состоялась премьера восьмисерийной ленты Бекмамбетова «Наши 90-е».

Однако самый громкий успех пришел к режиссеру в 2004 году, после выхода его «Ночного дозора», снятого по одноименному роману писателя-фантаста Сергея Лукьяненко. В 2005 году вышло продолжение картины — «Дневной дозор».

В 2007 году Бекмамбетов снял еще один кинохит — сиквел новогодней лирической комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!».

После этого режиссера пригласили в Голливуд, где он создал боевик «Особо опасен» (2008) с Анджелиной Джоли и Джеймсом Макэвоем в главных ролях.

В декабре 2010 года вышла комедия Бекмамбетова «Елки» с Иваном Ургантом и Сергеем Светлаковым. Впоследствии Бекмамбетов продюсировал еще пять картин этой серии. В фильмах «Елки 1914» и «Елки 5» он также выступал режиссером.

В 2012 году состоялась премьера еще одного голливудского фильма Бекмамбетова — «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», который продюсировал Тим Бертон.

После этого Бекмамбетов снял в США исторический фильм «Бен-Гур» (2016) — ремейк одноименной картины 1959 года. В прокате картина провалилась.

В 2018 году состоялась фестивальная премьера триллера Бекмамбетова «Профиль» о британской журналистке, которая внедряется в систему «Исламского государства» (запрещено в России). Действие фильма разворачивается на мониторе компьютера.

 

 
Тимур Бекмамбетов
Gage Skidmore/flickr.com

Чем знаменит

Известный кинорежиссер, снявший «Дневной…» и «Ночной дозоры», новогодние хиты «Елки» (был продюсером всех картин, а также режиссером трех из них), продолжение «Истории судьбы…».

Помимо этого у Бекмамбетова удачно складывается судьба в Голливуде — в качестве режиссера независимого кино он снял фильмы «Особо опасен», «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» и «Бен-Гур».

 

О чем надо знать

Первый «десктопный» фильм Бекмамбетова — «Профиль» — получился одним из самых сильных в его карьере. В феврале 2018 года картина была удостоена приза зрительских симпатий программы «Панорама» Берлинского кинофестиваля.

По словам кинокритика Антона Долина, «"Профиль" невероятно интересен с точки зрения технологий "террористического пикапа". Смотря на подобную ситуацию со стороны, читая о ней сухой репортаж, мы каждый раз удивляемся: как же можно быть такой глупой и пасть в объятия демонов-джихадистов?». Фильм наглядно демонстрирует это.

 

Прямая речь

О поставленных на поток «десктопных» фильмах — помимо съемок «Профиля» Бекмамбетов продюсировал картины «Убрать из друзей» и «Поиск» (ТАСС, апрель 2018):

— Насколько я знаю, уже готово семь фильмов в формате screenlife. Как этот формат придумали?

— В 2013 году разговаривал со своей коллегой по скайпу, она нажала на кнопку share screen ("демонстрация экрана"), чтобы я мог увидеть ее экран, на котором был постер "Елок". И потом забыла выключить кнопку, я на протяжении нескольких минут был свидетелем ее поступков, ее реакций, ее выбора. Она звонила кому-то, писала. Грубо говоря, я оказался внутри человека. И понял: экран компьютера — это и есть рентген души. И решил, что это и есть самое интересное для сегодняшних кинематографистов. Если мы хотим рассказывать про современного человека, нам нужно заглянуть в его телефон или компьютер. Камеры тут не нужны».

О поддержке отечественного кино за счет зарубежного (там же):

— В связи с прокатом фильма "Время первых", где вы были продюсером, впервые была озвучена идея, что государство будет жестко отстаивать приоритет в прокате русских фильмов. Как вы относитесь к этому?

— Нормально отношусь, с пониманием. Цель ясна. Главное, когда молишься, лоб не разбить. Как кратковременная мера это работает. Так делала Южная Корея, Китай. Просто для того, чтобы сбалансировать рынок. Но существует опасность, связанная с тем, что если не будут появляться хорошие российские фильмы, кинотеатры просто закроют. Сейчас такой проблемы нет. Пока эта политика никак не сказалась на рынке.

О «Елках» (Snob.ru, декабрь 2016): «У всех существует иллюзия, что у "Елок" нет колючек, что это такое беззубое кино. На самом деле в каждой новелле есть остросоциальные проблемы. Гастарбайтер съел в "Макдональдсе" обед депутата. Чеченский парень полюбил русскую девушку. И так далее. В этом наш принцип: поставить очень острый вопрос и благодаря Новому году, благодаря рождественской кутерьме, найти на него ответ».

О них же («Медуза», декабрь 2016): «Я считаю, что "Елки" — это мое авторское кино, мой арт-проект. Это лубочное кино. В живописи к наивному искусству обращались и Шагал, и Малевич. Лубочная культура внешне примитивна, но такой она и должна быть. Главное, что наш фильм соответствует тональности самого праздника: искренней и эклектичной. Просто у нас нет критиков и искусствоведов, которые бы были способны адекватно ее оценить».

О режиссуре и продюсировании (там же): «Все свои продюсерские проекты я с радостью бы снял как режиссер — просто мне не хватает на все сил. С другой стороны, когда я понимаю, что есть люди, которые сделают это лучше меня, то с удовольствием даю им эту возможность. Главное, чтобы то, что однажды родилось у тебя в голове, было реализовано. Режиссер — это ведь просто профессия, это человек, который реализует идею, но сама идея рождается раньше. Я чувствую себя соавтором всех своих фильмов, но не потому, что я физически кричал "мотор" или монтировал их, а потому что принимал участие в рождении концепции будущей картины».

 

4 факта о Тимуре Бекмамбетове

  • Режиссер женат на художнице по костюмам и кинопродюсере Варваре Авдюшко. Вместе с супругой Бекмамбетов учредил фонд помощи детям с нарушениями иммунитета «Подсолнух». От первого брака у него есть дочь Жанна, художник-мультипликатор.
  • Раскопал свою родословную до X века. Девиз рода Бекмамбетова звучит следующим образом: «Жить нужно там, где трава зеленая».
  • В молодости Бекмамбетов всерьез думал о карьере художника. «И вот однажды после окончания института я поехал в Париж с целой папкой работ своих товарищей, меня там попросили их продать, — рассказывал режиссер. — Я отправился в разные галереи, ходил долго, и в итоге все закончилось в галерее, которая занималась русскими художниками. Тогда я понял, что настоящими авторами являются не художники, а галеристы, что авторство смещается от человека, который рисует, к тому, кто выставляет. И тогда я подумал, что, наверное, не буду художником».
  • Много проработавший в США режиссер считает что американцы, «с одной стороны, очень отличаются от нас, а с другой, вообще не отличаются». «Мне кажется, что Америка очень похожа на Советский Союз 80-х годов: многонациональная страна с сильной идеологией, в основе которой лежит идея о самореализации человека. Я себя очень комфортно там ощущаю, для меня это расслабленная среда, в которой, кажется, ничего не может измениться», — говорит Бекмамбетов.

 

Материалы о Тимуре Бекмамбетове:

Биография РИА Новости

Статья на 24СМИ

Биографическая справка в Википедии

Биография «Ленты.ру»

Интервью с режиссером на Belcanto.ru

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).