18 января 1835 года родился композитор Цезарь Кюи.
Личное дело
Цезарь Антонович Кюи (1835 – 1918) родился в Вильне, в семье бывшего офицера наполеоновской армии, оставшегося в России после 1812 года и преподававшего в гимназии французский язык. Способности к музки Цезарь проявлял с детства. Учился в Виленской гимназии, одновременно брал уроки игры на фортепиано и скрипки. Будучи гимназистом, сочинил мазурку на смерть одного из учителей. Затем последовали другие сочинения: ноктюрны, песни, мазурки и «Увертюра или нечто в этом роде». В течение нескольких месяцев брал уроки теории музыки, контрапункта и композиции у известного польского композитора Станислава Монюшко.
Однако после окончания гимназии Цезарь Кюи не стал профессионально учиться музыке, а поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Через четыре года ему был присвоен первый чин прапорщика, и он продолжил учебу в офицерских классах инженерного училища, которые образовывали теперь Николаевскую военную академию. Блестяще окончив академию («по первому разряду») в 1857 году, Цезарь Кюи получил звание поручика и был оставлен в академии в качестве репетитора по топографии и фортификации. С 1861 года получил должность преподавателя фортификации, которую занимал 18 лет до отправки на русско-турецкую войну. В 1862 году за отличие произведен в штабс-капитаны, в 1867 – в капитаны, в 1870 – в подполковники, в 1875 – в полковники. После начала русско-турецкой войны был командирован в действующую армию и участвовал в укреплении позиций русской армии под Константинополем.
После окончания войны вернулся в Николаевскую инженерную академию, где стал адъюнкт-профессором. Читал курсы по фортификации в трех военных академиях Петербурга: Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Академии Генерального штаба.
С 1850 года становятся известны сочиненные Цезарем Кюи романсы. В 1857 году он знакомится с Балакиревым. Под влиянием Балакирева и других композиторов балакиревского кружка Кюи все серьезнее начинает заниматься сочинением музыки. В 1858 году он завершил в первой редакции оперу «Кавказский пленник». Годом позже Кюи написал комическую оперу «Сын мандарина». Затем взялся за сочинение оперы «Вильям Ратклиф» по одноименной поэме Гейне. Она была поставлена в 1869 году на сцене Мариинского театра. Мусоргский писал Кюи: «Ну да хорошие вещи всегда заставляют себя искать и ждать, а «Ратклиф» более чем хорошая вещь... «Ратклиф» не только Ваш, но и наш. Он выползал из Вашего художнического чрева на наших глазах и ни разу не изменил нашим ожиданиям. ...Вот что странно: «Ратклиф» Гейне ходуля, „Ратклиф“ Ваш – тип бешеной страсти и до того живой, что из-за Вашей музыки ходули не видно – ослепляет». В 1876 году в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи – оперы «Анджело», которую многие называют вершиной творчества композитора.
Умер Цезарь Кюи в Петрограде 13 (26) марта 1918 года.
Чем знаменит
Цезарем Кюи написаны более десятка опер (самые известные – «Кавказский пленник», «Анджело», «Вильям Ратклиф»), около четырехсот романсов, а также оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Также Кюи был активным автором музыкально-критических работ. Его рецензии на концерты и оперные постановки составили своеобразную музыкальную летопись Петербурга, охватившую период с 1860-х годов почти до самой смерти Кюи.
Также ему принадлежат критические разборы творчества композиторов, в которых в значительной мере отражается идейная программа «Могучей кучки». Среди его работ есть и книга «Русский романс: очерк его развития».
О чем надо знать
Кюи сумел добиться успеха в двух сферах жизни. Он стал видным специалистом по фортификации, профессором трех военных академий. Как теоретик военно-инженерной науки он впервые привлек к себе внимание после русско-турецкой войны, опубликовав «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европейской Турции», которые вскоре были переведены на несколько европейских языков. Среди трудов Цезаря Кюи наиболее важны «Атака и оборона современных крепостей», «Долговременная фортификация: исторический очерк», «Краткий учебник полевой фортификации», «Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей», «Рост крепостей и изменение их формы в зависимости от увеличения численности армий», «Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ». Написанные им учебники неоднократно переиздавались.
Прямая речь
«Мне уже 53 года, и со всяким годом чувствую, как я отрешаюсь мало-помалу от всяких влияний и личных симпатий. Это отрадное чувство нравственной полной свободы. Я могу ошибаться в своих музыкальных суждениях, и это меня мало смущает, лишь бы моя искренность не поддавалась никаким посторонним влияниям, ничего общего с музыкой не имеющим».
Из письма Цезаря Кюи Балакиреву (1888 год)
«Балакирев на первых же шагах сделался не только его товарищем, но и его учителем и наставником, а Даргомыжский, в то время уже зрелый музыкант, уже автор "Русалки" и нескольких превосходнейших романсов, – так же его близким приятелем и отчасти руководителем. Балакирев стал наставником Кюи по части всего созданного для оркестра и фортепиано, Даргомыжский – по части созданного для голоса. Балакирев, учась сам, учил и своего друга, добирался с ним вместе до уразумения музыкальных форм, их склада, их красоты, поэзии, значения, они вместе вникали в смысл новых узнанных Кюи созданий, спорили, рассуждали, но главная доля познавания и указаний все-таки оставалась всегда на стороне младшего товарища, – у него слишком громадна была инициатива, да вдобавок он с самой ранней юности полон был великой любви к оркестру и понимания его средств и сил. Балакирев в короткое время переиграл с Кюи, в четыре руки, множество самых крупных созданий Бетховена, Шумана, Франца Шуберта, Мендельсона и других, не говоря уже об операх и увертюрах Глинки, которые были настоящим символом веры и знаменем обоих друзей. по они, в то же время, ходили вместе в петербургские концерты и оперные представления (это была совершенная новинка для обоих провинциалов, нижегородского и виленского), и эти "сеансы" были для них словно университетские лекции, ими всякий раз с любовью выслушиваемые, но тут же строго и глубоко обсуждаемые своим собственным умом. Даргомыжский же являлся для Кюи великим инициатором в мире музыкального выражения, драматизма, чувства – средствами человеческого голоса. Кюи прослушал, в исполнении Даргомыжского, множество романсов и отрывков из опер Глинки и самого Даргомыжского. С такими двумя несравненными руководителями Кюи, при своей чудесной даровитости, скоро стал на свои собственные ноги и быстро вырос до степени замечательного композитора, истинно правдивого и оригинального. Дружба с Мусоргским, новым товарищем Балакирева и его самого, человеком столь талантливым, самостоятельным и оригинальным, могла только еще более увеличивать его энтузиазм к музыке и творчеству и возвышать ту художественную атмосферу, которая давала ему новые силы и рост».
Владимир Стасов
13 фактов о Цезаре Кюи
Материалы о Цезаре Кюи
Статья о Цезаре Кюи в русской Википедии
Произведения Цезаря Кюи на Classic-Online.ru
В. В. Стасов «Цезарь Антонович Кюи»