будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 21, 2025
Человек дня

Мемория. Вадим Сидур

Мемория. Вадим Сидур
sidur1
Вадим Абрамович Сидур

28 июня 1924 года родился художник, скульптор-авангардист и поэт Вадим Сидур.

Личное дело

Вадим Абрамович Сидур (1924-1986) родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). С детства рисовал и лепил, но призванием своим сначала считал медицину. Планы оборвала война – несколько месяцев он провел на фронтах Великой Отечественной. В чине младшего лейтенанта в 1944 году воевал на своей малой родине, где был тяжело ранен. По словам самого Сидура, «пуля выбила верхнюю челюсть слева, прошла насквозь гайморову полость, почти оторвала язык и разорвалась в углу нижней челюсти справа».  Он перенес несколько челюстно-лицевых операций, но остался инвалидом II группы. К 19 годам уже был кавалером орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степени, а также нескольких боевых медалей.

Демобилизованный как инвалид в 21 год Сидур поступает в Душанбинский мединститут, но уже через год порывает с медициной. После окончания войны приехал в Москву и поступил в Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), окончил его в 1953.  С тех пор жил в Москве.

Непродолжительное время – совпавшее с «оттепелью» – Сидур участвовал в молодежных выставках. Более того: основанной им вместе с Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом группе «ЛеСС» удалось получить несколько выгодных заказов, в частности, на скульптурное оформление Варшавского дворца науки и культуры. Его принимают в Союз художников, выделяют мастерскую. Однако после разгрома  знаменитой выставки в Манеже всем художникам-нонконформистам, в том числе и Сидуру, пришлось искать другой  путь.

По словам друга художника, западногерманского слависта Карла Аймермахера, Сидуру удалось заключить «своеобразный негласный компромисс с властями», состоявший в том, что «они его не трогают до тех пор, пока он от них ничего не требует». Скульптор продолжал работать в подвале на Комсомольском проспекте, где у него была мастерская.

В 1957 году Сидур познакомился с преподавательницей французского языка Юлией, бывшей на тот момент в два раза младше его. С 1972 года она оставила свою работу в школе и работала в его мастерской, называя себя «неквалифицированным помощником собственного мужа».

Скульптор пережил два инфаркта (первый – в 36 лет); его не стало после третьего. Он умер 26 июня 1986 года в Москве. Похоронен на кладбище в Переделкино.

 

Чем знаменит

Вадим Сидур – крупнейший представитель авангарда в русской скульптуре второй половины XX века. Творческое наследие художника публично признано «национальным достоянием России».

Наиболее известные работы Вадима Сидура – «Раненый» (1963), «Отчаяние» (1963), «Памятник погибшим от насилия» (1965), «Бабий Яр» (1966), «Треблинка» (1966), цикл «Женское начало» (1977), «Формула скорби» (1981).

 

О чем надо знать

 
Вадим Сидур

После разгрома выставки в Манеже шансов на персональные выставки у Сидура не осталось. При жизни скульптора в СССР были открыты только две композиции – «Структура №1» (1976) – у здания института морфологии человека и «Структура №2» (1980) – возле института геохимии и аналитической химии имени Вернадского. Кроме того, Сидур стал автором нескольких надгробий известных ученых на Новодевичьем и Востряковском кладбищах, в частности - Е.С.Варги, И.Е.Тамма, А.Н.Фрумкина.

Не имея возможности выставляться, Сидур занимался  книжной графикой: в частности, с его иллюстрациями в 1970 году вышли поэтические сборники Юрия Левитанского «Кинематограф» и Юнны Мориц «Лоза».

При этом работы Сидура были востребованы за рубежом, в частности, в Германии и США.

 

Прямая речь

О войне: «Мой жизненный опыт на 80% состоит из военного. Когда я дошел до своего родного города и своей улицы, то уже от угла увидел, что от дома, где я родился и вырос, не осталось ничего. Только печная труба торчала, как новаторский памятник моему детству... Потом я был убит на войне. Но произошло чудо воскрешения, и я остался жить».

О творчестве: «Лично для меня формальное новаторство никогда не было главной целью. Но я всегда старался говорить на языке своего времени… Мне хочется, чтобы зритель узнавал не "мою манеру", а мой мир. В центре моей модели мира всегда стоял и стоит человек и наиважнейшие, на мой взгляд, проблемы его бытия. Мир без человека мне неинтересен».

О мечте: «Самая моя большая мечта, чтоб неизвестно откуда сваливались бы на меня до конца моих дней деньги, достаточные для скромного существования непьющего, соблюдающего диету человека, а я бы, совершенно свободный от материальных забот, творил бы что душе угодно…. Но я не должен гневить Бога, т. к. в последние шестнадцать лет я поступал именно так (или почти так), как будто нет у меня забот о хлебе насущном. Но в этом "почти" вся загвоздка!»

Из вихря огненных листьев
Является мне Венера
Прекрасен лик-лопата
Сосцы из железных гаек
Сладострастие вызывают
Под взглядом моим влюбленным
Цветет Богиня как роза
Но ей не стоять в музее
Истлеет она в Подвале

(Вадим Сидур)

 

8 фактов о Вадиме Сидуре

  • Спасшие Сидура после ранения Александра Крюкова и ее мать за участие в спасении евреев получили звание Праведников мира.
  • Поступив в Строгановку, Сидур сначала спал на столах в аудиториях, а когда в общежитии освободилась койка – еще 12 лет на ней. 
  • Предлогом для запрещения выставок Сидура в СССР стали обвинения скульптора в  «формализме и пацифизме».
  • Работая над скульптурами, Сидур сочинял стихи. Причем не придерживался при этом ни правил стихосложения, ни правил грамматики.
  • По просьбе американских ученых Сидур сделал гипсовую копию портрета Альберта Эйнштейна и подарил ее Академии наук СССР. Академия передала ее американцам, они отлили скульптуру в бронзе и установили у себя.
  • В позднем творчестве Сидур использовал в качестве рабочего материала канализационные трубы, детали автомобильных моторов и прочие отходы человеческой цивилизации. Сам художник называл этот стиль «гроб-арт».
  • В 1989 году в Москве открылся музей Вадима Сидура.
  • После смерти художника в России были установлены всего две его скульптуры – «Памятник оставшимся без погребения» («Скорбящие матери», 1992 год) в Москве и «Формула скорби» (1991) в сквере Царского села.

 

Материалы о Вадиме Сидуре

Серафима Гольдберг. Вадим Сидур

Стихи Вадима Сидура

Ruskompas.ru – Музей Вадима Сидура

Статья о Вадиме Сидуре в Википедии

 

 

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).