6 мая 1922 года родился актер Владимир Этуш.
Личное дело
Владимир Абрамович Этуш (1922-2019) родился в Москве, в еврейской семье. Его отец Абрам Савельевич до революции был коммивояжером, в годы НЭПа владел небольшим галантерейным цехом, затем работал на строительстве; дважды был арестован. Мать Раиса Константиновна была домохозяйкой, потом работала кассиром в фотоателье.
Театром Этуш «заболел» еще в школе, где на вечерах читал «Маску» Чехова, занимался в самодеятельности. Однако по окончании школы решил стать не актером, а режиссером, и подал документы в ГИТИС.
«С меня потребовали письменный план постановки, – вспоминал артист. – Я не понимал, как это сделать, и ушел с разбитыми надеждами. Дорога моя лежала мимо книжного магазина, на глаза попалась брошюра: "Режиссерский план постановки «Воспитанницы» Островского". Я ее купил, немного перефразировал, подал свой текст экзаменатору – и получил тройку».
В итоге Этуш оказался вольнослушателем Щукинского училища – не без помощи тогдашнего руководителя Театра им. Вахтангова Рубена Симонова. Последний, по-видимому, принял приятельские отношения будущего актера со своей племянницей за нечто большее и решил поспособствовать возможному будущему родственнику.
В сентябре 1941-го Этуш добровольцем попросился на фронт (на него распространялась студенческая бронь). Сначала он попал в школу военных переводчиков в Ставрополе, а уже оттуда на линию огня – в горы Кабарды, Осетии и Ингушетии. Принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями, получил звание старшего лейтенанта. Последняя его фронтовая должность – помощник начальника штаба 581 Краснознаменного стрелкового полка по тылу. В 1943 году под Запорожьем был тяжело ранен. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован.
В 1944 году вернулся на четвертый курс Щукинского училища. В 1945-м начал преподавать в alma mater в качестве ассистента педагога по мастерству актера и был принят актером в Театр имени Вахтангова. Молодому актеру сразу стали доставаться возрастные характерные роли в комедиях. Самой заметной в числе первых стала роль слуги Лаунса в комедии Шекспира «Два веронца», заигравшая особым юмором благодаря интермедиям Николая Эрдмана, которые требовали умения импровизировать самому и стремительной реакции на импровизации партнера – и тем, и другим Этуш был наделен в полной мере. Постепенно от пусть впечатляющих, но «одномерных» персонажей актер переходил к сложным характерам, эволюционировавшим на глазах у зрителя – Блендербленд в «Миллионерше» Бернарда Шоу, Купо в «Западне» Эмиля Золя.
В кино Этуш пришел в 1953 году, сыграв в исторической картине Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» турецкого адмирала Сеида-Али – главного личного антагониста флотоводца. В следующие тринадцать лет актер снимался немного (Мартини в «Оводе», Мамедов во «Времени летних отпусков», Калоев в «Председателе»).
Прорыв в кинокарьере произошел в 1966 году, когда на экраны вышла «Кавказская пленница» Леонида Гайдая с неподражаемым товарищем Сааховым. Режиссер увидел вахтанговскую школу и практически не трогал актера – «спортсменка, комсомолка!» и прочие ушедшие в народ фразы родились в результате импровизации. После этого Этуша снимали много и охотно – фильмография актера насчитывает почти 40 названий, в числе которых наряду со «взрослыми» картинами и такие любимые детские фильмы, как «Приключения Буратино» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».
В 2000 году в Вахтанговском специально для артиста был поставлен «Дядюшкин сон» Федора Достоевского, где он сыграл Князя К. Спектакль стал своеобразным бенефисом артиста; за эту роль он получил Государственную премию.
Еще в 1976 году Этуш возглавил в «Щуке» кафедру актерского мастерства. С 1987 по 2003 год занимал пост ректора, а с 2003 года – художественного руководителя училища.
2 апреля 2009 года был избран директором Центрального Дома актёра имени А. А. Яблочкиной (ЦДА) в Москве. 21 октября 2011 года подал в отставку.
В числе последних работ актера – роли в сериале «Поворот ключа» и психологическом триллере «Классик». В 2000-х он снялся в новогоднем музыкальном фильме «Первый скорый» (2005), историческом приключенческом фильме/телесериале «Три мушкетёра» (2013) режиссёра Сергея Жигунова, кинокомедии «Убежать, догнать, влюбиться» (2013). Также он снялся в драматическом телесериале режиссёра Сергея Снежкина «Подросток» (2017) по одноимённому роману Ф. М. Достоевского.
Владимир Этуш скончался 9 марта 2019 года в Москве от остановки сердца. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Чем знаменит
Мастер острохарактерных ролей, по преимуществу комедийных отрицательных персонажей, будь то сластолюбивый Саахов, сребролюбивый Шпак или властолюбивый Карабас-Барабас.
При этом Этушу удалось не стать заложником амплуа – ему были подвластны и роли серьезного драматического звучания.
О чем надо знать
В приказе о награждении орденом Красной Звезды наряду с работой Этуша в качестве начальника штаба по тылу – на этом посту он обеспечил бесперебойное снабжение боевых подразделений, прием и эвакуацию раненых – особо отмечена его личная храбрость. Так, 7 сентября 1943-го в районе Моспино его рота была послана на подмогу батальону, оказавшемуся в сложной ситуации; подразделению под командованием Этуша удалось выбить противника из занятого района, при этом уничтожив 30 солдат и офицеров и захватив ручной пулемет. «15.09.1943 г., наступая на районный центр Куйбышево, лично с группой бойцов первым ворвался в село и в уличных боях уничтожил 8 солдат и офицеров противника», – отмечено в документе. Приказ о награждении был подписан уже через два дня после этого эпизода.
Прямая речь
О рождении: «Началось все с того, что я появился на белый свет дважды. Первый раз – 6 мая 1922 года. А второй – в ту же пору, но год спустя. Объясняется это очень просто. Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорожденного мальчика годом позже. Дескать, придет время призыва в армию – крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 1923-го года».
О Чарли Чаплине: «Мама, чтобы скрасить мое существование и поднять дух, устраивала мне настоящий праздник – давала сэкономленные копейки и говорила: " Можешь купить себе пирожное или пойти в кино". Хотелось и того и другого. Я зажимал в кулаке мелочь и лихорадочно думал: пирожное или кино, пирожное или кино, пирожное или... Чарли Чаплин? И как только я вспоминал об этом смешном человечке, ноги сами несли меня в кинотеатр повторного фильма. До сих пор считаю, что Чаплин – самый трагический комик и самый комический трагик».
О войне: «Иногда в чьих-то военных воспоминаниях проскальзывают строки о том, что, мол, к риску человек привыкает и становится бесстрашным. У меня такого не случилось. Страх быть убитым меня не оставлял. Впрочем, вскоре этот страх притупляется, становится как бы нормой жизни».
О войне – II: «Впервые после войны вышел на сцену в эпизоде в очень модном в те времена спектакле "Мадемуазель Нитуш". Я должен был появиться на сцене в момент, когда раздаются выстрелы. Залпы давали пиротехники за сценой. И вот я сделал шаг, другой, услышал стрельбу и по фронтовой привычке залег».
О «Кавказской пленнице»: «После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен – мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришел на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов – это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне».
О Шекспире и Толстом: «Помню, когда мне предложили играть Карабаса-Барабаса в фильме "Приключения Буратино", я мечтал о короле Лире. Вот такое расхождение. Но, на мое счастье, у меня легкий характер. Я очень быстро удовлетворяюсь "Карабасом-Барабасом". Поглощаю роль, отдаю себя работе и забываю, что хотел играть Шекспира».
О студентах: «Время идет, студенты меняются. Они более грамотные, чуть что, сразу лезут в Интернет. Прошла эпоха. Прошла вся жизнь. Если честно, сейчас я ощущаю, что от времени и от молодежи отстал. Дистанция увеличивается с каждым днем. Но тем не менее, когда прихожу на урок и начинаю заниматься, все уравнивается. У них есть скорость, здоровье и энергия. А у меня все-таки опыт».
Александр Олешко о методах Этуша-преподавателя: «Он говорит: иди сюда, иди. Я думаю: ой, какой же он все-таки хороший, он меня берет за руку и так шваркнул о дверь, там у нас сейф был. И потом в течение нескольких месяцев у меня такая пятерня на руке – синяя – после этого я запомнил, что текст нужно учить; как-то он меня выгнал из аудитории за то, что у меня была неглаженая рубашка, сказал, что артист должен быть опрятным».
10 фактов о Владимире Этуше
Материалы о Владимире Этуше
Владимир Этуш. Официальный сайт
Воры: мы вынуждены были обокрасть Владимира Этуша, но мы исправимся
Этуш и Бутман стали «Людьми года» по версии ФЕОР