будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июнь 14, 2025
Человек дня

Мемория. Владимир Мясищев

Мемория. Владимир Мясищев
myasish1
Владимир Михайлович Мясищев

11 октября (28 сентября) 1902 года родился Владимир Мясищев, авиаконструктор, создатель тяжелых бомбардировщиков.

Личное дело

Владимир Михайлович Мясищев (1902—1978) родился в городе Евремове Тульской губернии. Отец его был богатым купцом, мать — дочерью аптекаря, высланного когда-то из Польши за «неблагонадежность». В 1918 году окончил реальное училище, в 1920-м поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. После окончания училища работал в конструкторском бюро А. Н. Туполева, участвовал в создании самолета АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 года — начальник бригады экспериментальных самолетов, создавшей бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41. В 1937—1938 годах — главный конструктор ОКБ по внедрению в производство лицензионного американского «Дугласа», ставшего в СССР Ли-2.

В 1937 году арестован, до 1940 года находился в заключении, работая в центральном конструкторском бюро НКВД. В конце 1939 года предложил проект дальнего бомбардировщика с герметичными кабинами. Для разработки самолета было создано новое КБ. Мясищев возглавлял его уже на свободе, в 1940—1943 годах.

С 1943 года Мясищев — главный конструктор на казанском заводе №22, производившем пикирующий бомбардировщик Пе-2, и на московском заводе №482 — там он занимался доводкой бомбардировщика ДВБ-102. После войны ОКБ было расформировано и отошло С. В. Ильюшину. Наработки Масищева позволили быстро создать реактивный Ил-22.

Несколько лет был завкафедрой проектирования самолетов Московского авиационного института. В середине 1950-х годов в воссозданном ОКБ-23 разрабатывал сверхзвуковой стратегический ракетоносец М-50 и первый в СССР пассажирский сверхзвуковой самолет  М-55. В 1960—1967 годах возглавлял Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

В 1966 году стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в подмосковном Жуковском, где проводились летные испытания на аналоге корабля «Буран».

Скончался 14 октября 1978 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Авиаконструктор, создатель советских реактивных стратегических бомбардировщиков. Самолеты КБ В. М. Мясищева до сих пор состоят на вооружении дальней авиации России. Некоторые из них используются для заправки в воздухе истребителей. Один из лайнеров В. М. Мясищева был использован в качестве самолета-носителя для советского космического корабля «Буран»: корабль доставили с завода-изготовителя на космодром Байконур.

О чем надо знать

 
Владимир Мясищев

В 1937 году Мясищева арестовали вместе с другими видными авиаконструкторами — А. Н. Туполевым, В. М. Петляковым, И. Г. Неманом, С. П. Королевым. Никто из них впоследствии не распространялся на эту тему, поэтому причины арестов точно неизвестны. Многие арестованные инженеры трудились в закрытых КБ — «шарашках». Одна из таких «шарашек» располагалась в Москве на улице Радио в здании конструкторского бюро А. Н. Туполева. Там арестованные конструкторы вместе с Туполевым разрабатывали новые модели военных самолетов. Они жили на верхнем этаже конструкторского бюро, а днем спускались в КБ и работали вместе с гражданскими сотрудниками.

Прямая речь:

«Скорость, высота, дальность, маневренность, экономичность — все это хорошо. Иным самолет и не должен быть. Надежность — тоже одно из обязательных качеств. Но как бы ни решались эти сложнейшие задачи, конструктор всегда стремится, чтобы его машина была красивой… У каждого свое понятие красоты, но без нее самолета нет».         Мясищев о прекрасном в самолетостроении.

«Мясищев сделал бомбардировщик, реактивный красавец М-4 (ЗМ). До Америки он долетал, но только в одну сторону, на дорогу обратно, Туполев и тут оказался прав, керосина не оставалось. Тогда Мясищев убедил генералов из ВВС: Отбомбившись на территории США, М-4 должен приземляться в Мексике, интернироваться. Если мексиканцы его, конечно, примут, не собьют. ЗМ, столь эффективно глядевшийся на земле, не только не получился межконтинентальным, но и вообще летал кое-как, отказ следовал за отказом. Оно и понятно, Мясищев, по своей природе сверхноватор, перенасытил самолет всяческими, еще не отработанными и не испытанными новинками: двигателями, насосами, бустерами, электромоторами, приборами. Доведение до ума каждого из них в отдельности требовало и труда, и времени».   Сын Н. С. Хрущева Сергей Хрущев о конструкторе.

5 фактов о Владимире Мясищеве

  • В молодости был участником Ефремовского народного театра, также играл в детской студии драмтеатра.
  • Владел английским, польским (от мамы) и французским.
  • Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Суворова второй степени, орденом Трудового Красного Знамени.
  • В 1981 году имя Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу (ЭМЗ).
  • На самолетах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов, на истребителях М-17 и М-55 — 25 и 16 мировых рекордов соответственно.

 

Материалы о Владимире Мясищеве:

Статья о Владимире Мясищеве в Википедии

Мясищев на историко-патриотическом сайте Тулы

Мясищев на сайте «Герои страны»

Н. В. Якубович «Мясищев. Неудобный гений. Забытые победы советской авиации»

С. Н. Хрущев «Никита Хрущев: рождение сверхдержавы»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).