7 августа 1973 года родился Михаил Горшенев, лидер группы «Король и Шут».
Личное дело
Михаил Юрьевич Горшенёв (псевдоним — Горшок, 1973—2013) родился в городе Бокситогорске Ленинградской области. Отец музыканта был военным, семья постоянно переезжала. Младший брат Михаила - вокалист группы «Кукрыниксы» Алексей Горшенев (Ягода) появился на свет уже в Биробиджане, через два года после старшего. В конце концов, семья обосновалась в Ленинграде.
В 1988 году 15-летний Михаил Горшенев с одноклассниками Александром Балуновым (Балу) и Александром Щиголевым (Поручик) основали группу «Контора». В 1990 году Горшенев поступил в петербургский реставрационный лицей, где познакомился с Андреем Князевым (Князь), который стал автором текстов «Конторы» и вторым вокалистом. С его приходом вместо классического панка группа начала исполнять песни со сказочными мотивами, навеянными Средневековьем. Тогда же коллектив взял название «Король и Шут».
К 1993 году Горшок окончательно забросил учебу и был отчислен из лицея, а «Король и Шут» начал активно выступать в петербургских и московских клубах. В 1994 году небольшим тиражом на кассетах вышел первый альбом коллектива «Будь как дома, путник!». Из-за качества аранжировок альбом позднее стал считаться неофициальным. Через два года материал с него был перезаписан под названием «Король и Шут».
В 1996 году к команде присоединился гитарист Яков Цвиркунов, благодаря которому звучание группы вышло на профессиональный уровень. Тогда же на студии «Мелодия» группа записала первый номерной альбом «Камнем по голове».
В 1998—2000 годах последовали «Акустический альбом» и сборники «Ели мясо мужики», «Герои и злодеи». Группа из нишевой превратилась в коллектив, известный по всей стране. Песня «Прыгну со скалы» с «Акустического альбома» (1999) несколько недель возглавляла хит-парад «Чартова дюжина» на «Нашем радио».
В 2001 году группа приобрела еще большую популярность, выпустив альбом «Как в старой сказке». Песня из него «Проклятый старый дом» полгода продержалась на первых строчках в «Чартовой дюжине», видеоклип часто ставили в эфир музыкальные каналы.
В 2005 году Горшенев выпустил сольный альбом «Я алкоголик! Я анархист!», в который вошли каверы на песни группы «Бригадный подряд», концерты которой он посещал в молодости. Деньги, заработанные от продажи диска и концертов в его поддержку, Горошок передал основателю «Бригадного подряда» Николаю Михайлову, тяжело болевшему, после того как на одном из выступлений ему в голову угодила бутылка. Когда Михайлова нашли, тот и вовсе бомжевал. Денег Горшенева хватило на небольшую квартиру для музыканта в Петербурге, в ней Михайлов умер в следующем, 2006 году.
В 2010-м Горшенев увлекся мюзиклом «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» — о брадобрее, убивавшем своих клиентов, для того чтобы его напарница готовила из них пироги. В 2007 году Тим Бертон экранизировал этот мюзикл, сняв в главной роли Джонни Деппа.
Горшенев превратил историю в рок-оперу TODD, в которой участвовали и другие музыканты «Короля и Шута». Горшок исполнял вокальные партии Тодда, материала мюзикла хватило на два альбома «TODD. Акт 1. Праздник крови» и «TODD. Акт 2. На краю».
19 июля 2013 года Михаил Горшенев был найден мертвым в своем доме в пригороде Петербурга. У музыканта остановилось сердце из-за злоупотребления алкоголем и морфином. Похоронен на главной аллее Богословского кладбища в Санкт-Петербурге.
Чем знаменит
Основатель и солист панк-группы «Король и Шут». Известен по песням «Кукла колдуна», «Проклятый старый дом», «Прыгну со скалы», «Ели мясо мужики», «Мертвый анархист», «Северный флот» и многим другим. Творчество Горшенева — это смесь панка и фэнтези. Его герои живут в альтернативной, сказочной реальности, которая соединяет в себе современность и идеализированное Средневековье.
Сам он рассказывал: «Мы играем все направления панк-рока, но всё меняется от альбома к альбому. Вот "Бунт на корабле" — панк-металл, как он есть. Но в центре, конечно, классический панк-рок».
О чем надо знать
Музыкант долгое время сидел на героине. От передозировок у него восемь раз случалась клиническая смерть. Принимал наркотики вместе с первой женой. Участвовал в программе анонимных наркоманов «Двенадцать шагов», однако она ему не помогла. Встретив вторую жену, Ольгу, «подшился» — ему имплантировали препарат, помогающий воздержаться от употребления наркотика.
В последние время часто ссорился с супругой, на месяц уходил из семьи, жил с родителями. За день до смерти произошла новая ссора. По некоторым данным, рядом с трупом музыканта были обаружены шприц и ложка.
Прямая речь
О знакомстве с женой Ольгой («Московский комсомолец», интервью, предположительно, 2008 года): «Мне отчетливо, во всех деталях запомнился день нашего с Ольгой знакомства. Это было кайфово! Поворотный момент жизни. Мы по городу мотались. Смеялись много. Перед концертом "Короля и шута" в клубе "Старый дом" сели поесть-отдохнуть, а у нее дела в ресторане клуба были. Она хотела автограф для брата попросить. И как-то так заболтались. В общем, у нас все просто вышло».
Об анархистах (там же): «Я очень верю в теорию [идеолога анархо-коммунизма Петра] Кропоткина. Читаю [народника Михаила] Бакунина. Только у нас анархию неправильно многие понимают. Анархия — это возможность быть свободным и уважать чужую свободу. То есть ты автоматически никому ничего не можешь навязывать. А многие думают, что анархия — делай, что хочешь. Это уже беспредел, его гасить надо. Поэтому я пока за тоталитарное государство. И вообще, то, что панки циничные, стереотип. Они, как хиппи, с идеалами, ведь в девяностых годах все неформалы вместе были. А я до сих пор отношу себя к неформалам».
О свете в конце тоннеля (там же): «Что за бред! Вот люди фантазируют! Я прекрасно себе представляю, что происходит в пограничном состоянии. Ты сам создаешь себе там картину, и она очень сумбурная. Это как сон днем, когда вроде дремлешь, а вроде все и наяву. Я раньше любил придти из училища, завалиться на диван и… Хр-хр… В форточку улетал, и ходил, видя себя со стороны. Даже кровь в жилах останавливалась. Ноги и руки немели. Но я четко понимал тогда, что сплю, и мог проснуться в любой момент, а когда клиническая смерть — не проснешься, не вырвешься».
О панке («Аргументы и факты», июль 2013): «В 1990-м году в Питере я познакомился с настоящими панками, металлистами, причем это были действительно культурные люди, у которых была своя фонотека западной музыки. Да, были известные пластинки The Beatles, Led Zeppelin, но нашлось и немало раритетов, записей, которые очень трудно было найти. Вот с тех пор я и ударился в настоящий рок-н-ролл. Такой, как в Англии, Америке, но больше тяготел, конечно, к английскому и американскому панк-року».
Об отличии от других групп (там же): «Нам было плевать на популярность! Когда мы начинали играть, вообще не думали, что будем популярны и не особо волновались о том, что будет дальше. Более того, я даже не рассчитывал, что доживу до сорока! Самое главное — получать кайф от того, что ты делаешь. А если тебе не кайфово, тогда зачем это все?.. Кроме того, я просто другого ничего не умею. Мы придумали такую текстовую тему, которую до нас никто не использовал. А это очень сложно, написать текст, в который можно вложить целый сценарий и сочинить припев, который будет подхватываться всеми».
О рэпе (там же): «Рэп — это тот же шансон. Ты знаешь, о чем они поют? "Я пошел — пошел — туда зашел — купил там наган — теперь у меня есть наган…" То есть ни о чем. А что такое рок, знаешь? Нет такого направления в музыке. Рок — это судьба. А в музыке нет рока, есть рок-н-ролл. Это огромнейший класс, в нем панк-рок занимает очень маленькую долю».
7 фактов о Михаиле Горшеневе
Материалы о Михаиле Горшеневе: