будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июнь 21, 2025
Человек дня

Надя Рушева

Надя Рушева
kak-slozhilis-sudby_555
Надя Рушева. Источник: tuva.asia

31 января 1952 года родилась Надя Рушева, художник-график.

 

Личное дело

 

Найдан (Надя) Николаевна Рушева (1952—1969) родилась в Улан-Баторе (Монголия) в семье театрального художника Николая Рушева и первой тувинской балерины Натальи Ажикмаа-Рушевой. Спустя несколько месяцев семья переехала в Москву.

Родители художницы познакомились в тувинском Кызыле, оба работали в местном музыкально-драматическом театре. В 1950 году их направили в Монголию, где Наталья была педагогом-балетмейстером, а Николай, как и прежде, создавал декорации к спектаклям. После переезда в Москву они устроились на телевидение, Николай — художником в редакции театральных постановок, Наталья — в производственную лабораторию телецентра.

Их дочь Надя в пять лет начала самостоятельно рисовать. Она рассказывала, что «сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время — просто то, что я сейчас, в данный момент чувствую, свое отношение к этой вещи. Потом, когда сама научилась читать, делала [иллюстрации] к "Медному всаднику", "Повестям Белкина", к "Евгению Онегину"».

В семь лет начала рисовать регулярно, занимаясь после уроков. Тогда же за один вечер создала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане», пока отец читал вслух эту сказку.

К двенадцати годам юная художница помимо графитного карандаша освоила тонкое перо, фломастер, цветной карандаш, пастель, создав более пяти тысяч рисунков. Тематика ее работ уже в то время была чрезвычайно разнообразна: это и прославленная конькобежка Лидия Скобликова, и космонавты на неизведанной планете, и маленькие лебеди (после первого посещения Большого театра), и эллины (по истории она проходила древних греков), и прославившие ее литературные иллюстрации.

Тогда же у Рушевой (1964) открылась ее первая выставка, организованная журналом «Юность».

В следующие пять лет прошли еще пятнадцать персональных выставок юной художницы в Москве, Ленинграде, а также за границей — в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году она проиллюстрировала повесть Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко», вышедшую в журнале «Юность».

Впоследствии создала иллюстрации к романам «Война и мир» и «Мастер и Маргарита», ее считали выдающимся книжным графиком, хотя сама Надя говорила, что хочет стать художником-мультипликатором.

В школе участвовала в самодеятельности, была капитаном команды КВН, работала над выпусками стенгазеты. Также много читала, посещала музеи в Москве и Ленинграде, ходила с родителями в театры. Строила большие планы художественной работы.

«"Мастера и Маргариту" я завершила. "Войну и мир" — тоже. "Биографию Пушкина", пожалуй, тоже... Буду продолжать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина... И, конечно, Шекспира! Но, папочка! Принеси мне сегодня из библиотеки "Дон-Кихота": вижу новый цикл!» — говорила 17-летняя художница своему отцу.

В феврале-марте 1969 года вместе с отцом Надя в очередной раз побывала в Ленинграде, где у нее завершалась выставка, посвященная Пушкину. Местные документалисты сняли о художнице зарисовку, посвященную «Пушкиниане».

На следующий день после возвращения в Москву, 6 марта 1969 года Надя Рушева погибла — во время сборов в школу у нее разорвался поврежденный сосуд головного мозга, врачи не смогли ее спасти.

 

 
Надя Рушева
Рушев Н.К./Wikipedia.ru

Чем знаменита

График-вундеркинд, чья первая выставка рисунков прошла в возрасте 12 лет. Широко известны легкие, простые и изящные иллюстрации Рушевой к пушкинским произведениям, в том числе «Евгению Онегину», романам «Война и мир» Льва Толстого, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, серия иллюстраций к «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери. Всего Надя проиллюстрировала произведения 50 авторов. Несмотря на трагическую гибель художницы в 17 лет, она оставила после себя большое наследие — около 12 тысяч работ.

 

О чем надо знать

Вдова Булгакова Елена Сергеевна, явившаяся прообразом Маргариты (как сам Булгаков — Мастера), высоко оценила иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», сделанные Надей Рушевой.

«Волею судьбы первым лежал большой вертикальный портрет, рисунок фломастером на розовой бумаге, образ Маргариты во время первой встречи ее с Мастером: "Вам не нравятся желтые цветы?"

Минута затаенного молчания... Все поглядывают на Елену Сергеевну и с удивлением убеждаются, что ясновидящая Надя интуитивно передала полное сходство с нею. Медленно и тихо Елена Сергеевна произнесла: "Это изумительно!"» — рассказывал отец художницы.

О другом рисунке («Прощайте! Мастер и Маргарита. Остались одни, смотрят на удаляющихся») Елена Булгакова говорила: «Чудно! Какие лица! Неземное счастье! Вечный покой… Какая акварельность… Мне пишет одна женщина из США — ей это непонятно, что это такое. А вот девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и изобразила. Не могу расстаться, душа взволновалась...».

Вдова Булгакова познакомилась с родителями Рушевой и увидела иллюстрации к роману через несколько месяцев после смерти Нади.

 

Прямая речь:

О рисовании и книгах (интервью студенту ВГИКа, февраль 1969): «Рисовать — просто потребность такая... Раньше можно было каждый день рисовать, это уже как-то в привычку вошло… А сейчас, конечно, школа заедает — все 90% времени. Когда приходишь, решаешь что-нибудь, задачку или еще что-нибудь, пишешь и видишь, что у тебя на столе бумажка лежит, и так охота забросить подальше все эти учебники и рисовать, рисовать, сколько хочешь и что хочешь!.. Хорошо, когда рисуешь, что хочешь. Вот когда уже начинаешь что-нибудь по заданию, то всегда становится что-нибудь не так. Ну и вообще, каждая вещь, которая делается по заданию, она уже из души вон. Как у нас было по литературе, с Грибоедовым "Горе от ума". Прочитала я ее летом. …У меня, конечно, там свое особое впечатление сложилось о ней, и совсем не так думаю о Чацком, о Софье. А когда мы в школе начали это проходить и нам стали вбивать, что Чацкий — это выразитель дум и веяний декабристов, и Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение, и весь его ум, и Софья там такая-сякая, и Молчалин-карьерист, ну как-то... Еще и сочинение надо было писать на эту тему, и писать вот именно то, что нам долбили. В общем, было неприятно».

Сон художницы (там же): «Я как-то начиталась литературы туристской, по Италии, там: путешествие по Италии, по Венеции... И вот мне приснился на этом основании сон. Будто бы проходит наша ежемесячная классная уборка: девчонки там все пришли, ведра стоят с водой, мыло тряпки. В общем, работа идет полным ходом. А работа происходит на лестнице гигантов, которая находится во Флоренции и почему-то там, наверху, вместо этих гигантов, там стоит микеланджеловский Давид, который находится во Флоренции. Ну, это нас нисколько не поражает, и мы продолжаем там это все убирать: чистим пыль, скребем эти огромные ступеньки. А сам Давид, как выяснилось, хотя он выглядит в общем беломраморным, но при ближайшем рассмотрении видно, что он состоит весь из козинака. Вот мы тоже с него пыль счищаем, а сами его тихонечко грызем (смеется), особенно его ноги — они у него такие, в общем, ближе к нам... Мы их едим тихонечко, ну так, чтобы начальство, конечно, не увидало. А я взобралась на стремянку к самой его голове и смотрю — у него такая пасть приоткрытая и клыки торчат еще из орехов (смеется). Хотя у скульптуры у самой там, конечно, все наоборот: такое суровое выражение лица. У меня вдруг такое чувство шальное взялось, я ему — раз! — и положила палец в рот. А он меня укусил! (смеется) Да, Давид укусил меня!».

О потерях (отец художницы, февраль 1969): «19 часов. Как и уговорились, я дождался дочку у касс Русского музея. Она сразу заметила, что я огорчен: на душе у меня было горько от пропажи на выставке лучших композиций Нади "Письмо Татьяны" и «"Пляж в Царицыне" (1966 год; на цветных фонах цветными фломастерами и пастелью).

От площади Искусств мы пошли на Невский ужинать в кафе "Дружба", и всю дорогу дочка утешала меня. Но я напомнил ей, что "Пляж в Царицине" был особо отмечен (и с пожеланием иметь) академиком А.А. Сидоровым, а в "Письме" я впервые увидел Татьяну в ее девичьем возрасте! Ибо все мастера (Репин, Зичи и др.) рисовали ее этакой дамочкой в 28 лет, которая уже прекрасно знает, что последует за такое письмо. А ведь милая Таня Ларина была в смятении: "Посылать или нет?" — "... Я плакать, я рыдать готова..." Вот ведь как у Пушкина!

— И на твоем рисунке Татьяне 16 лет? Представляю, как огорчится пропажей рисунков и наша мама, — заключил я. Но дочка загадочно улыбнулась...

— Все-таки я вас разутешу, как в сказке курочка Ряба: "Не плачь дед, не плачь, бабушка, я снесу вам новое яичко и не простое, а золотое..." Нарисую по памяти "Письмо Татьяны" и "Пляж"».

 

8 фактов о Наде Рушевой

  • Имя Найдан на монгольском означает «вечно живущая».
  • Она не ходила в художественную школу — отец боялся разрушить дар девочки, и решил не учить ее академическому рисованию. Надя редко рисовала с натуры, не любила и не умела этого делать. Все образы рождались в ее воображении.
  • После прочтения «Анны Карениной» Рушева создала зарисовки балета на тему этого произведения. Такой балет был поставлен уже после смерти художницы, солировала в нем Майя Плисецкая.
  • Свои рисунки Надя создавала без эскизов и никогда не пользовалась ластиком, говорила: «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести».
  • Многие ее рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в Кызыле, в Пушкинском доме в Петербурге, Государственном музее А. С. Пушкина и других собраниях. Помимо музея в Кызыле работает музей Нади Рушевой в Москве, он находится в здании школы №1466, которая носит имя художницы.
  • Надя Рушева похоронена на Покровском кладбище в Москве. На могильной плите воспроизведен ее рисунок «Кентавренок».
  • На Ереванской улице в Москве открыт парк «Надежда» в честь художницы (около школы, где располагается ее музей). В парке также стоит фигура кентавренка.
  • После смерти Нади ее родители посвятили себя сохранению ее творчества и тому, чтобы память о ней не угасла. Ее отец Николай Рушев составил книгу воспоминаний о юной художнице.

 

Материалы о Наде Рушевой:

Страница в Википедии

Сайт, посвященный художнице, Rusheva.org.ua

Биография на Factruz.ru

Факты о художнице на Izbrannoe.com

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).