будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 10, 2025
Человек дня

Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе
246699_1000x674_347_e179fa5308c8256999d52c6069ffbc90
Николай Цискаридзе. Источник: Сергей Киселев / АГН "Москва"

31 декабря 1973 года родился Николай Цискаридзе, артист балета, ректор Вагановской академии.

 

Личное дело

Николай Максимович Цискаридзе (47 лет) родился в Тбилиси в семье скрипача и учительницы математики.

«С семьей отца я не общался, родители разошлись до моего появления, — рассказывал Цискаридзе. — У меня был отчим, замечательный человек, у нас была интернациональная семья: отчим был армянин, мама и я — грузины… моя няня была украинка. …Первый язык, на котором я заговорил, это был украинский».

По словам артиста, Тбилиси в то время был «фантастически театральным городом», также у семьи «было очень много кинематографических знакомых, и любой закрытый показ — Висконти, Феллини, Бертолуччи, Бергман — меня мама на все водила, она считала, что я должен все знать».

В 10 лет Николай увидел объявление о наборе в Тбилисское хореографическое училище. Втайне от родителей принял участие в конкурсе, и лишь после поступления сообщил им об этом. Проучившись три года, перевелся в Московское хореографическое училище, которое окончил в 1992 году (класс Петра Пестова). По личному указанию председателя экзаменационной комиссии Юрия Григоровича был принят в штат Большого театра.

Вспоминал: «В официальной заявке на десятерых выпускников училища моя фамилия отсутствовала. Нонсенс! Потрясение! Я же лучший ученик, мечтал о Большом. И свершилось чудо. Григорович председательствовал в комиссии на госэкзамене. По завершении он произнес историческую фразу, кстати, зафиксированную в протоколе: "Грузину — пять, и взять в театр!" Прослушав объяснения про исчерпанный лимит мест, сказал: "Значит, добавим штатную единицу". И лично вписал меня в список под номером один».

Вначале танцевал в кордебалете, вскоре начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича. Взлет карьеры танцовщика начался в 1995 году, когда он исполнил главные партии в «Щелкунчике» Григоровича, «Чиполлино» Генриха Майорова, «Шопениане» Михаила Фокина, «Сильфиде» Августа Бурнонвиля.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В 2001 году стал первым исполнителем Злого Гения в «Лебедином озере» Чайковского (постановка Юрия Григоровича) и Германна в «Пиковой даме» Ролана Пети. В том же году ему было присвоено звание Народного артиста России.

В 2004 году начал преподавать в Московской академии хореографии, также стал вести балетный класс в Большом театре.

Осенью 2011 года разразился скандал с участием Цискаридзе и руководства театра. Премьер резко раскритиковал реконструкцию ГАБТа, где, по его словам, старинная лепнина была заменена на «пластмассу или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской».

В декабре 2011 года артист выступил с критикой уже репертуара театра и политики гендиректора Анатолия Иксанова. Вскоре после этого руководство Большого решило сократить половину преподавательской ставки Цискаризде и еще одного педагога-совместителя, солиста Большого Яна Годовского. В отличие от Годовского Цискаридзе отказался уходить и пригрозил театру судом. Руководство пошло на попятную.

В 2012 году премьер поступил в магистратуру Московского государственного юридического университета, спустя два года окончил его с красным дипломом.

В январе 2013 года на художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина напали — плеснули в лицо кислотой. Филин долгое время лечился, перенес множество операций. Цискаридзе из-за существовавшего конфликта с Филиным был одним из подозреваемых в причастности к атаке. Эти подозрения не подтвердились.

Летом 2013 года Большой театр отказался продлевать трудовой договор с Цискаридзе. Вскоре после премьера из театра ушел и его директор Анатолий Иксанов.

В октябре 2013 года Цискаридзе был назначен и. о. ректора петербургской Академии русского балета имени Вагановой. Назначение проходило со скандалом: своих должностей лишились предыдущий ректор и худрук. Спустя год Цискаридзе стал ректором уже без приставки «и. о.» — его избрал коллектив академии.

 

Чем знаменит

 
Николай Цискаридзе
Кирилл Венедиктов / soccer.ru

Один из самых известных российских артистов балета, премьер Большого театра на протяжении 20 лет (вплоть до 2013 года). Исполнял главные партии в балетах «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Собор Парижской Богоматери» и других. Цискаридзе много гастролировал с труппой Большого, выступал на сценах ведущих театров мира, таких как «Ла Скала» в Милане, Новый национальный театр в Токио, Театр Елисейских полей в Париже.

После ухода из ГАБТа — ректор Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

Артист регулярно появляется на телевидении, участвует в проектах телеканала «Культура» («Шедевры мирового музыкального театра» и другие программы). Член жюри телепроектов «Танцы со звездами», «Танцы на льду» и «Синяя птица».

 

О чем надо знать

Мать танцовщика Ламара Цискаридзе посвятила свою жизнь его обучению и карьере. Она умерла рано, в 1994 году. Артист рассказывал: «Ради моей учебы в Московском хореографическом училище мама оставила дом, рассталась с отчимом, который не захотел уезжать из Тбилиси (его тоже уже нет в живых), и вообще бросила свою привычную благополучную тбилисскую жизнь. …Сначала мы жили у маминой сестры, потом на съемных квартирах. Работы у мамы не было. Жили на пенсию и деньги от тбилисской квартиры, которую мама сдавала. Очень трудно стало после дефолта. Спасибо, мне платили стипендию — она выручала.

...Мне кажется, она стольким пожертвовала в своей жизни ради меня, в первую очередь потому, что надеялась обеспечить мне благополучную жизнь, ведь в те годы профессия артиста балета считалась очень престижной. Маме хотелось, чтобы я получил возможности, которых сама она была лишена. Например, ее мечта о поездках за рубеж, чтобы своими глазами посмотреть мир, так и не осуществилась. И когда я с Московским хореографическим училищем стал выезжать за границу, мама каждый раз говорила: "Посмотри там за меня одним глазком"».

 

Прямая речь

О женщинах в Тбилиси своего детства: «Я никогда не видел маму в халате, я никогда не видел, как она красится — когда я просыпался, мама уже была одета и накрашена, когда я засыпал, мама еще была одета и накрашена. Даже не то, что накрашена, а прибрана. Это были женщины, которые три раза в неделю посещали парикмахерскую, причесывались, делали маникюр, педикюр, и так далее. Это был стиль их жизни, они по-другому не знали, как жить. И я помню очень хорошо, когда мы ходили в театр с мамиными тетями или знакомыми, это всегда были дамы с вуалетками, которые ходили весной и летом под зонтиками, у всех были перчатки и лайковые, и кружевные».

О корнях: «Честно сказать, я не большой знаток грузинского языка. В детстве понимал, но не говорил по-грузински. И если взрослые хотели что-то скрыть, они переходили с русского на грузинский. Я хитрил и притворялся, что язык не знаю, но понимал все. Тогда мама решила: грузин обязательно должен знать родной язык. Она отвезла меня в деревню на две недели. "Будет умирать есть просить, не давайте, пока по-грузински не скажет", — велела она родне. Через две недели я прекрасно болтал.

Когда мы с мамой жили в Москве, она старалась хотя бы изредка говорить со мной по-грузински. И когда мамы не стало, я купил кассеты с грузинскими фильмами. Фильмы понимаю, а вот новости по грузинскому каналу понимаю с трудом, особенно, когда говорят о политике — так быстро и такие слова дикторы употребляют, которых я не знаю».

О демократии в балете: «Это армия. Даже хлеще, чем армия. Но дисциплина работает на результат. Чем строже педагог, тем большего в будущем добьются его ученики.

Демократии никогда не было в нашем искусстве. Демократии в искусстве быть не может вообще — в нем может быть только абсолютистская монархия. Повезло вам с "императором-батюшкой" — значит, все у вас будет хорошо. Во главе дурак? Будет так, как сейчас обстоит дело во многих знаменитых театрах».

О жизни после балета: «…Когда мне было лет 15, я жалел [что пошел в балет]. Но у меня был с мамой немножко спор, он говорила: ''Я же говорила, что ничего не выйдет''. Я сказал: ''У меня не выйдет? У меня выйдет!''. В принципе, не могу сказать, что я сейчас жалею, но — когда я вижу свои фотографии балетные, я не воспринимаю себя на них как себя. …Все говорят: ''Ты никогда не сможешь без этого''. А у меня нет этого сумасшествия. Другое дело, что я могу приносить пользу в этом деле очень большую. Но если жизнь скажет, что надо выучиться чему-то другому, ты не представляешь, как быстро и с какой легкостью я это сделаю. Пойду вышивать. Я так это делаю, что могу зарабатывать хорошие деньги, haute couture очень дорого стоит».

О работе ректором: «Моя жизнь — она очень поменялась. По сути, я поменял профессию. Сейчас выходить на сцену — мое хобби. Любая серьезная театральная профессия должна быть хобби, которое становится призванием и смыслом жизни. А сегодня я выхожу на сцену, чтобы получить удовольствие. …Конечно, сейчас моя жизнь резко поменялась: из человека, который постоянно сдавал экзамены, ведь любой спектакль — это очень крупный экзамен, я превратился в человека, который экзамены принимает».

 

6 фактов о Николае Цискаридзе

  • Фамилия Цискаридзе происходит от грузинского слова «цискари» — в переводе на русский это либо «небесные врата», либо «первая звезда на небе».
  • Благодаря няне-украинке вырос в украинских традициях. «Весь наш жизненный уклад, кухня, быт были украинскими. Вообще семья у нас получилась интернациональная: я с детства говорил на русском, украинском, грузинском и армянском языках», — рассказывал танцовщик.
  • В школе хорошо учился, «очень быстро все воспринимал, поэтому все думали, что я буду учиться в МГУ. А я всех обманул и ушел в балет».
  • Никогда не пытался разыскать родного отца: «А вот с его родственниками недавно довелось пообщаться. Узнал от них, что этот человек давно скончался. Рад, что у них все хорошо».
  • Цискаридзе близорук — «зрение упало на втором курсе, но линзы специально не стал носить, чтобы не видеть никого в кулисе. Мне было все равно, что бы там ни происходило, — я всегда жил в своем иллюзорном мире».
  • В ноябре 2012 года ряд деятелей культуры направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой назначить Цискаридзе директором ГАБТа вместо Анатолия Иксанова. Через год Большой театр покинули и Цискаридзе, и Иксанов.

 

Материалы о Николае Цискаридзе:

Биография в Википедии

Статья на сайте 24СМИ

Справка РИА Новости

Интервью Цискаридзе «Радио Свобода»

Интервью журналу «Теленеделя»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).