будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 21, 2025
Человек дня

Сергей Михеев

Сергей Михеев
MikheevSV
Сергей Михеев на фоне созданного им вертолёта Ка-52 «Аллигатор». Источник: Bkm89z / Wikimedia Commons

22 декабря 1938 года родился Сергей Михеев, генеральный конструктор АО «Камов».

 

Личное дело

Сергей Викторович Михеев (81 год) родился в Хабаровске, в рабочей семье Виктора Михеева и Евдокии Леоновой. После войны отца направили в Хабаровский крайком на должность инструктора рыбного отдела. В 1952—1956 годах семья жила на Чукотке. Отец к этому времени закончил краевую партшколу, и его командировали на партийную работу в города Певек и Анадырь.

После окончания школы Сергей уехал в Москву поступать в авиационный институт.

Вспоминал: «Я грезил самолетами. Рисовал их, вел специальный альбом, перечитал об авиации все книги, которые мог купить в Хабаровске. Пролетающие над головой самолеты были для меня привычной картиной с детства. Дом деда стоял в створе взлетной полосы Хабаровского аэродрома».

Выдержав экзамены, успешно отучился первые два курса, после чего в 1958 году всю группу Михеева перевели на кафедру вертолетостроения. В 1962 году Михеев окончил МАИ и попросил о распределении в ОКБ Николая Камова (позднее Ухтомский вертолетный завод, ныне АО «Камов»), где тогда испытывался винтокрыл Ка-22.

Диплом Михеева представлял собой проект четырехвинтового вертолета-крана на базе Ка-22. Его защита длилась необычно долго — как он узнал впоследствии, в конструкторском бюро Камова как раз занимались такой разработкой, поэтому и задавали бывшему студенту множество вопросов.

Михеев был принят инженером-конструктором в отдел перспективного проектирования. Вместе с ним в ОКБ пришла и его супруга Раиса Александровна. Они учились в одной группе в МАИ, вместе проходили практику на вертолетном заводе Камова, в один день защищали дипломные проекты.

«Я глубоко признателен судьбе за то, что рядом со мной оказалась такая женщина, которая взяла на себя всю заботу о детях, доме, предоставив мне возможность всецело посвятить себя любимому делу», — говорил конструктор.

Михеев быстро продвигался по карьерной лестнице, за 12 лет вырос от начальника бригады до ведущего конструктора, начальника ведущего отдела ОКБ.

Рассказывал: «Должность никогда не была для меня самоцелью. Хотя уже на третий год работы в ОКБ Н. И. Камова мне приходилось исполнять обязанности начальника отдела. На время сессии многие мои коллеги по отделу, старшие по званию, являлись студентами-вечерниками, уходили в кратковременные учебные отпуска, и другого выбора у руководства просто не было. <…> Быть генеральным конструктором для меня всегда означало иметь максимальную степень свободы творчества. Все это — ощущение творца, человека, принимающего решения, — притягивало меня».

В 1974 году, после смерти Николая Камова, был назначен главным конструктором предприятия, в 1987 году — генеральным конструктором. В 1994—2006 годах также был директором вертолетного завода, сменившего название на ОАО «Камов».

В 2008 году АО «Камов» стало частью холдинга «Вертолеты России», объединяющего все вертолетостроительные предприятия страны.

Под руководством Михеева был создан целый ряд уникальных машин. Это легкие боевые вертолеты: корабельные Ка-27, Ка-29, Ка-31; боевые вертолеты Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор»; многоцелевой военный Ка-60 «Касатка»; многоцелевой гражданский Ка-32А; беспилотные Ка-37, Ка-137 и другие.

 

Чем знаменит

 
Сергей Михеев
АО "Вертолеты России"

С 1974 года и по сей день — генеральный конструктор КБ Камова (АО «Камов»). Под его руководством были спроектированы и созданы уникальные боевые ударные вертолеты Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор», легкие боевые вертолеты: корабельные Ка-27, Ка-29, Ка-31; многоцелевой военный Ка-60 «Касатка»; многоцелевой гражданский Ка-32А; беспилотные машины и множество другой вертолетной техники.

 

О чем надо знать

ОКБ Камова участвовало в ликвидации последствий чернобыльской аварии в 1986 году. После взрыва энергоблока атомной электростанции в Чернобыль прибыли камовские вертолеты Ка-27 и Ка-32 с бригадой специалистов.

В мае-июне 1986 года камовские летчики-испытатели с режима висения проводили сложнейшие работы по ликвидации аварии.

19 июня с высоты в 200 метров внутрь реактора была введена 18-метровая «игла» с измерительной аппаратурой. Из показаний приборов выяснилось, что реактор затухает.

Уникальным для вертолетной команды было и опускание в вентиляционную трубу аварийного блока датчиков, прикрепленных к подвеске длиной 250 м. Летчик-испытатель ОКБ Николай Мельник смог виртуозно выполнить это задание на Ка-27, за что получил звание Героя Советского Союза.

 

Прямая речь

О характере и Вселенной (диалог Михеева с женой Раисой Александровной):

Раиса Михева. Знаешь, когда я впервые обратила на тебя внимание? После первого курса, на целине. Мы приехали под Бийск, 18 парней и 5 девушек. На место прибыли около шести вечера. Нас привели в сельсовет и сказали: "Вот комната, живите". Дали по буханке хлеба и полведра меда... Все с дороги усталые… ни у кого никаких навыков пребывания в таких ситуациях не было. Все начали готовиться ко сну, набивать мешки соломой. А ты сделал очаг для приготовления пищи — он служил нам потом все полтора месяца, что мы там находились. Пока с ним возился, пришел, а спать негде: все занято. Психанул, развернулся и ушел спать в сопки...

Сергей Михеев. Эта ночь осталась в памяти на всю жизнь — удивительное алтайское небо, черное, усыпанное звездами. Красота, свобода. Наверное, такую ночь можно увидеть только на Алтае. Холмистая местность скрывает скудные огоньки на горизонте, и перед тобой перевернутая чаша космоса: яркая, черная, ясная. Пожалуй, никогда прежде и после не было такого ощущения близости с чем-то особенным, непостижимым, великим. Да, ты — песчинка, но не чувствуешь враждебности, напротив, ощущаешь скорее теплоту Вселенной. Удивительное ощущение единства, гармонии с миром. Здесь ли думать о том, что твои товарищи просто забыли оставить тебе место под крышей гостевой комнатенки сельского совета».

О возрасте (Vladnews.ru):

— У генерального конструктора существует пенсионный возраст?

— Возраст — вещь относительная. Один может и в 105 лет ребенка родить, а другой даже в молодости на это не способен. Конструктор — это прежде всего творческая личность, способная постоянно генерировать идеи, то есть перерождать мир. Творчество времени не подвластно. Если говорить о генеральном конструкторе — здесь к тому же требуется определенный набор качеств, прежде всего сплав творческого начала и руководителя особой пробы…

Опять же, если говорить о возрасте, не могу сказать, что мои идеи сегодня стали менее интенсивными. Другое дело, что они мгновенно не осуществляются. Так, сейчас мы запустили в серийное производство вертолет Ка-226, идею которого я выдвинул почти четверть века назад…

Так что ответ на ваш вопрос однозначный: пенсионного возраста, в смысле рождения идей, для генерального конструктора не существует».

О встречах со знаменитыми авиаконструкторами (там же): «В прежние годы… существовала замечательная традиция: раз в год, а иногда чаще, собирать генеральных конструкторов, директоров крупных заводов (их было несколько десятков). Помимо рабочих моментов там были замечательные неформальные встречи, которые запомнились на всю жизнь. Так познакомился с легендарными Туполевым, Антоновым, Ильюшиным и с более молодым поколением — Новожиловым, Микояном. Это не только высочайшие профессионалы в своем деле, но, скажу вам, настоящие мужики: надежные, открытые, с удивительным чувством юмора».

О мечтах (там же): «Всю жизнь мечтал играть на гитаре, но из этого ничего не вышло. Поздно уже, перегорело. Чему хотел бы научиться — так это отдыхать. Даже если в отпуске — обязательно что-то делаю. Когда приезжаю в свой дом в деревне, там нет и пяти свободных минут — занимаюсь хозяйством. Но это в радость. Тяги к земле в себе не чувствую, но строить, плотничать, слесарничать — со всей душой».

 

8 фактов о Сергее Михееве

  • Супруга конструктора Раиса Александровна до выхода на пенсию трудилась с ним на одном предприятии. В семье родились сын и дочь, оба окончили МАИ.
  • Проработав два года в КБ, Михеев на вопрос супруги «Сергей, кем ты будешь?» ответил: «Главным конструктором».
  • Михеев — доктор технических наук (1984), профессор (1987), академик Российской академии наук (2011).
  • Автор более 150 научных работ, обладатель 76 авторских свидетельств и патентов.
  • Герой России (1997), кавалер орденов Ленина (1987), Октябрьской Революции (1982). Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии России (1996), премии имени Андрея Туполева РАН (1997).
  • С 1990 по 1993 годы Михеев избирался народным депутатом РСФСР / России, входил в депутатские группы «Коммунисты России» и «Промышленный союз».
  • С 1997 года — член Научного совета при Совбезе РФ, член межведомственной комиссии Совбеза по проблемам оборонно-промышленного комплекса.
  • Под руководством Михеева были разработаны вертолеты Ка-29 и Ка-52К, которые должны были базироваться на двух судах типа «Мистраль», заказанных во Франции. Несущая система Ка-52 позволяет складывать лопасти вертолета, что делает его компактным для хранения в ангаре корабля. Из-за санкций эти корабли были проданы Египту.

 

Материалы о Сергее Михееве:

Биография в Википедии

Биография на Biograph.ru

Справка на Warheroes.ru

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).