будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 18, 2025
Человек дня

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев
prokofiev1
Сергей Сергеевич Прокофьев

23 апреля 1891 года родился Сергей Прокофьев, композитор, пианист и дирижер.

 

Личное дело

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) родился в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины). Его отец был ученым-агрономом, управлял имением. Мать была хорошей пианисткой и начала заниматься с сыном музыкой, когда ему не исполнилось еще и пяти лет. Сергей рано проявил интерес к сочинительству, написав циклы маленьких фортепианных пьес, а в девять-десять лет уже сочинил оперы «Великан» и «На пустынных островах». В 1902 и 1903 годах в летние месяцы учился теории и композиции у Рейнгольда Глиэра, тогда только окончившего Московскую консерваторию. Благодаря этим занятиям создал оперу «Пир во время чумы», симфонию и несколько пьес.

В 1904 году тринадцатилетний Сергей Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Его наставниками были Николай Римский-Корсаков (инструментовка), Анатолий Лядов (композиция), Анна Есипова (фортепиано) и Николай Черепнин (дирижирование).

Окончил консерваторию по классу композиции в 1909 году, а в 1914 году — по классу фортепиано. Уже во время учебы в консерватории давал концерты — с 1908 года исполнял собственные произведения в качестве пианиста. В 1914 году сыграл с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил почетную премию имени Антона Рубинштейна — рояль. Продолжал занятия в консерватории по классу органа.

В конце 1917 года задумался об отъезде из России, писал в дневнике: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет».

В мае 1918 года Сергей Прокофьев выехал из Москвы в Токио. После получения американской визы в августе отплыл в США. После гастролей в Америке, в 1922 году, перебрался в Германию, а с 1923 года — в Париж, где провел десять лет. Как пианист и дирижер много выступал с концертами по Европе и США.

В 1921 году в Чикаго состоялась премьера оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». В Париже прошли постановки балетов «Стальной скок» (1927) и «Блудный сын» (1928). В 1925—1931 годах сочинил Вторую, Третью и Четвертую симфонии, Четвертый и Пятый фортепианные концерты.

В 1927 и 1929 годах приезжал с концертами в СССР. В 1930 году написал оперу «Семен Котко» по повести Валентина Катаева и балет «На Днепре» для театра «Гранд-Опера».

В 1933 году окончательно вернулся на родину. Тогда же написал музыку к постановке по повести Пушкина «Египетские ночи» в московском Камерном театре.

Вел занятия по композиции в школе высшего мастерства при Московской консерватории, получил звание почетного профессора консерватории.

Во время Великой Отечественной войны в эвакуации создал грандиозную оперу по роману Льва Толстого «Война и мир». В тот период также много работал над балетом «Золушка», Пятой симфонией, сонатами для фортепиано.

В 1947 году был удостоен звания Народного артиста РСФСР, а в 1948 году подвергся нападкам за «формалистический» стиль музыки и симпатии к «вырождающемуся искусству Запада». Тогда же была арестована и приговорена к двадцати годам лагерей за шпионаж его первая жена, испанка Каролина Кодина-Любера (1897—1989).

Сергей Прокофьев скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке, где он жил, установлена мемориальная доска.

 

Чем знаменит

 
Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев — музыкальный вундеркинд, один из наиболее значительных русских композиторов XX века, сочинивший одиннадцать опер, семь балетов, столько же симфоний, восемь концертов и музыку к кино («Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944—1945).

Прокофьев также был известным пианистом, дирижером и музыкальным педагогом. Лауреат шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952) и Ленинской премии (1957). Народный артист РСФСР (1947).

Сергей Прокофьев считается новатором музыкального языка, обогатившим его в области гармонии. В его произведениях выделяют так называемую «прокофьевскую доминанту». Типичные для композитора звучания достигаются на основе диссонанса медных духовых инструментов и сложных полифонических узоров струнной группы.

 

О чем надо знать

Новаторство композитора не всегда находило понимание у слушателей и чиновников. Так, на премьере Скифской сюиты зал опустел наполовину. Среди ушедших с премьеры был и директор Петербургской консерватории Александр Глазунов.

В 1948 году Прокофьева ругали в советской прессе за формализм. Его Шестая симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» были названы не соответствующими концепции соцреализма. Однако со временем Шестая симфония была признана шедевром.

В первый раз Прокофьев женился в 1923 году, в браке родились два сына — Святослав (1924) и Олег (1928). Брак распался в 1941 году, когда Прокофьев ушел к Мире Мендельсон. В 1948 году его первая супруга Каролина Кодина-Любера была арестована по обвинению в шпионаже и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря. В 1956 году она была реабилитирована, позднее покинула СССР. За рубежом основала Фонд Прокофьева, который позднее разросся до Архива и Ассоциации Прокофьева.

 

Прямая речь:

О музыкальном даре: «К трем годам относится мое первое воспоминание. Я кувыркаюсь на постели моего отца. Вокруг стоят родные. В передней звонок, приехали гости. Все бегут встречать. Я продолжаю кувыркаться и, слетев с постели, ударяюсь лбом о железный сундук. Нечеловеческий рев, все бегут обратно.

Удар был здоровенный — шишка на лбу осталась на все детство и юность и сравнялась лишь к тридцати годам. Когда, уже молодым человеком, я дирижировал в Париже, художник Ларионов трогал ее пальцем и говорил: "А может, в ней-то весь талант!"».

 

О знакомстве с оперой: «В Москве меня взяли на оперу, на "Фауста". Когда мы очутились в ложе театра Солодовникова (после революции — филиал Большого театра), мать дала мне несколько предварительных объяснений.

— Ты понимаешь, жил-был Фауст, ученый. Он уже старик, а все читает книги. И вот приходит к нему черт и говорит: "Продай мне душу, тогда я сделаю тебя снова молодым". Ну, Фауст продал, черт сделал его молодым, и вот они начинают веселиться…

Я насторожился. Пришли мы в театр задолго до начала, я скучал в ожидании, не вполне понимая, куда и зачем привели, а тут вдруг такая интересная перспектива: приходит черт, и потом они начинают веселиться!».

 

О поступлении в консерваторию: «Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. "Это мне нравится!" — сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен».

О зарубежье: «Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский и нет ничего более вредного для человека, чем жить в ссылке, находиться в духовном климате, не соответствующем его расе. Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне. И это даст мне то, чего так здесь не хватает, ибо их песни — мои песни».

 

О предназначении: «Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему».

 

7 фактов о Сергее Прокофьеве:

  • Страстью композитора были шахматы. Он же предложил «девятерные» шахматы, для которых используется доска с полем 24х24, а игра ведется сразу девятью комплектами фигур. Однажды Прокофьев играл партию с экс-чемпионом мира по шахматам Эмануэлем Ласкером и смог свести ее к ничьей.
  • В 1936 году написал для Центрального детского театра симфоническую сказку «Петя и волк», получившую широкую известность. Также составил сборник фортепианных пьес «Детская музыка» (1935).
  • Прокофьев сам написал бо́льшую часть либретто к свои операм. Он писал и рассказы, которые были опубликованы в 2003 году. В СССР и России не раз переиздавалась «Автобиография» Прокофьева, написанная им после возвращения на родину.
  • «Дневники» Сергея Прокофьева легли в основу документальной ленты «Прокофьев: Неоконченный дневник», снятой режиссером из Канады Иосифом Фейгинбергом.
  • Композитор скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке. Так как он умер в один день со Сталиным, кончина осталась почти незамеченной, а близкие столкнулись с большими трудностями при организации похорон.
  • В 2009 году в Государственном музее им. А. С. Пушкина была показана «Деревянная книга Сергея Прокофьева — симфония родственных душ». Книга является собранием высказываний известных людей. Прокофьев задавал им один и тот же вопрос: «Что вы думаете о солнце?». В альбоме свои мысли оставили 48 человек.
  • Согласно завещанию Прокофьева, в год столетия со дня его смерти, в 2053 году, будут открыты все его архивы.

 

Материалы о Сергее Прокофьеве:

Статья о Сергее Прокофьеве в Википедии

Биографическая справка РИА Новости

Биография на сайте To-name.ru

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).