будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сколково инновации стартапы
Июль 17, 2025
Интервью
Харламова Наталья

Russian Startup Tour: что стоит за цифрами

Russian Startup Tour: что стоит за цифрами
ps_rst_infographics
. Источник: Skolkovo Foundation

В конце апреля в Астрахани завершился Startup Tour. Прокатившись по 27 городам России, инновационное роудшоу собрало самые технологичные, актуальные и перспективные разработки в области биомедицины, it, энергетики и многих других. По результатам отбора лучшие из лучших получили возможность представить свои проекты на суд инвесторов, экспертов и всех любителей технических новинок на инновационном «Вудстоке» - StartupVillage - конференции стартапов, которая совсем скоро, 2-3 июня, пройдет в Москве.

 
Антон Воропаев

О том, как зарождался и осуществлялся проект фонда «Сколково» по поиску инноваторов в регионах, мы поговорили с непосредственным участником и одним из организаторов события – Антоном Воропаевым, менеджером группы акселерации и развития компаний-участников Фонда «Сколково».

C чего начался Russian Startup Tour?

В прошлом году у нашего советника президента фонда «Сколково» Пекки Вильякайнена, сторонника создания и развития стартап-сообщества, появилась идея проехать по регионам России и организовать однодневные мероприятия, посвященные стартапам. По его мнению (подтвержденному успешно проведенным Startup Tour), в регионах очень много отличных проектов.

Перед нами стояли несколько параллельных задач. Во-первых, посмотреть, какие есть проекты в регионах, во-вторых, поработать и пообщаться с нашими компаниями. Несмотря на то, что Сколково располагается в Москве, больше половины наших участников – это региональные компании, которые находятся за ее пределами.

Когда в 2013 году мы начали планировать Russian Startup Tour с посещением 16 городов, случайно выяснилось, что коллеги из Росмолодежи тоже собираются проводить мероприятия в регионах на инновационную тему. Мы решили с ними объединиться и привлекли еще в качестве партнера РВК. Тогда Startup Tour мы проводили втроем, а в этом, 2014 году, к нам присоединился Фонд инфраструктурных и образовательных программ и количество посещаемых городов увеличилось с 16 до 27.

Кроме того, Startup Tour – это одно из важных мероприятий в рамках отбора проектов для Сколково. Помимо отраслевых конференций и выставок есть еще программа взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, в ходе которой ежегодно просматриваются порядка 70 НИИ, где ищутся проекты, которые можно развивать и проводить коммерциализацию.

Как отбирали города?

По разным признакам. Смотрели: с кем есть соглашения о сотрудничестве, кто подал больше всего заявок на участие, где есть активные региональные технопарки и бизнес-инкубаторы, где есть сильные технические вузы, учитывали и численность города – от полумиллиона.

Startup Tour был разбит на 6 этапов - 6 недель. Мы разделили города на территориальные группы и посещали по 4-5 городов в неделю. После недельного заезда по городам одной группы неделя или две отводились на восстановление и подготовку к следующей группе. В 27 городах мы посмотрели 469 проектов. Из них 87 проектов мы пригласили участвовать в Startup Village.

 
Количество участников Russian Startup Tour 2014 по городам

Как проходил отбор проектов?

У нас был открытый конкурс. Все регистрировавшиеся как участники могли отметить в заявке, что хотят выступить с презентацией инновационного проекта на мероприятии. После этого мы где-то за неделю до дня проведения мероприятия в регионе прекращали прием заявок и собирали все презентации. От города к городу это получалось порядка 50 проектов и больше. Затем все проекты делились по 5 направлениям (по кластерам Сколково – информационные, энергоэффективные, ядерные,  биомедицинские технологии, а также космические технологии и телекоммуникации) и отдавались на отбор экспертам. В некоторых городах к оценке присоединялись коллеги из экспертной службы РВК. Так для каждого города был составлен список из 15-20 проектов, которые презентовались во время мероприятия.

С заинтересовавшими нас, но не попавшими на презентацию компаниями мы обменялись контактами и продолжаем общение. Например, нашему IT-кластеру в Таганроге понравились многие из представленных it-проектов, ведь в городе есть хороший технический вуз. Из них для презентации было выбрано только 7 проектов, но хороших компаний было гораздо больше, и с ними мы поддерживаем связь.

День мероприятия распределялся следующим образом: треть занимали презентации региональных проектов, параллельно шло два трека мастер-классов, где учили правильно делать презентацию, чтобы помочь стартапам в дальнейшем продвижении, разбирали конкретные прикладные темы: вопросы по бизнес-моделям и интеллектуальной собственности и многое другое. Мастер-классы от города к городу варьировали, их проводили как приехавшие, так и местные специалисты. Например, в Астрахани один из мастер-классов проводил технический директор успешной компании-участника IT-кластера  «Агент Плюс» (продавшей часть своего бизнеса компании 1C). Один-два мастер-класса из 10 проводились представителями регионов.

Участникам давалось 5 минут на презентацию и 5 минут на вопросы и ответы. Для оценки выступлений из Москвы приезжало порядка 20 экспертов – несколько представителей от каждого кластера, от инвестиционной службы Сколково, представители организаций партнеров – РВК, Агентства стратегических инициатив, институтов развития – Роснано. Конечно, в перерывах между сессиями и после мероприятия стартаперы общались друг с другом и с экспертами. Общение шло непрерывно.

В Новосибирск и Томск приезжала делегация финнов, представителей TEKES - финского Сколково и венчурных фондов. Дело в том, что в Финляндии есть очень много программ по поддержке выхода компаний на зарубежный рынок. Существует даже специальная памятка, в которой расписано все, что нужно сделать для того, чтобы открыть офис в Финляндии. Финские коллеги тоже проводили мастер-класс, как выходить на европейский рынок. На сегодняшний день в России выход на зарубежный рынок существует и через Сколково, имеющего как российские, так и зарубежные аккредитованные венчурные фонды и партнеры.

 
Количество участников Russian Startup Tour, этапы 1-3

Те компании, которые по итогам презентаций были рекомендованы для участия в Startup Village, и те, которые очень понравились представителям Сколково, не всегда полностью совпадали. Были компании, которые представляют интерес, как участник Сколково, но меньший интерес как участник Startup Village.

Дело в том, что Startup Village – это отличное место, чтобы заявить о себе. Там будет большое количество инвесторов, и если у вас инвестиционно привлекательный проект, существует большая вероятность, что вы кого-то заинтересуете и получите инвестиции. А в Startup Tour у нас участвовали компании, находящиеся на более ранней стадии, на стадии научно-исследовательских работ, им до инвестора еще далеко. Такие компании приглашаются в кластер, но им пока нет смысла выступать на мероприятии.

Отбираемые компании, как правило, – это команды, причем желательно из разных специалистов. Пекка Вильякайнен приводит интересный пример: финская компания Superсell, компания номер один в гейминге (проданная японцам за несколько миллиардов долларов) состоит из 200 человек, относящихся к 68 национальностям. Чем у тебя более разносторонняя команда – тем лучше.   

Есть ли региональная специфика в тематике представленных стартапов?

Везде распределение более-менее равномерно, но, например, в Астрахани, в последнем городе Startup Tour, было больше айтишников, поскольку там есть IT-парк, аккумулирующий стартап-сообщество. В Казани то же самое. В Краснодаре и Волгограде большая часть проектов была сельскохозяйственной направленности. В Чебоксарах было больше промышленных проектов. Специфика регионов присутствует, но в целом тематики проектов более-менее одинаковые везде. Например, почти в каждом регионе есть проект, направленный на производство биотоплива. Одну и ту же задачу люди пытаются решить по-разному, и во время Srartup Tour мы старались познакомить друг с другом такие стартапы, чтобы они могли начать взаимодействовать.

 
Тематика представленных на Russian Startup Tour 2014 проектов по отраслям

Как встречали в городах?

Воспринимали Startup Tour крайне положительно. Хотя были и настроения «вы к нам приехали, чтобы забрать наши умы и увезти в Сколково». Но задача Сколково состоит в обратном. Советник президента фонда Пекка Вильякайнен считает, что стартапам не нужно переезжать – команды должны оставаться на местах, но можно найти в фонде представителя или партнера. Задача Сколково – помочь стартапам развиваться и выйти на новый уровень реализации и капитализации разработок. Многие проекты гораздо удобней осуществлять в регионах, поскольку там имеются тестовые  площадки, на которых можно проводить испытания прототипов.

Какой регион оказался самым активным?

Якутия. Интересно, что, несмотря на то, что большая часть представленных там проектов относится к сфере технологии строительства в условиях вечной мерзлоты, были презентации и робототехники. Коллеги из якутского технопарка приезжали для обмена опытом в последний город Startup Tour - Астрахань, где расположен частный, один из самых успешных it-парков. И там они обещали привезти на Startup Village 10 своих проектов.

Как бы вы описали участников Startup Tour?

Среди стартаперов, конечно, больше мужчин. Средний возраст участников оценить сложно. В Краснодаре и Пензе было очень приятно видеть среди участников школьников, которые уже начали что-то придумывать и начали развиваться в правильном направлении. А самому пожилому участнику было лет за 70 – с очень интересным проектом в Воронеже выступил профессор. По бэкграунду больше людей из научной среды.

Какие проекты впечатлили?

Прежде всего, запоминаются проекты, когда люди приносят уже что-то готовое и им есть что показать. В Воронеже молодой человек в качестве проекта представил аналог Segway, только он весит меньше – 17 кг, удобно складывается и его заявленная цена – 20 тысяч рублей. Он обещал доработать прототип и представить результат на Startup Village. В Перми показывали робота-снегоуборщика для загородного дома. У одного школьника в Пензе был социальный проект по оборудованию пешеходного перехода фотопередатчиками и подсветкой в темное время суток для снижения несчастных случаев. Региональные власти пообещали выделить ему пешеходный переход и 50 тысяч рублей для тестирования изобретения.

Чему научил Startup Tour?

Как показал Startup Tour, большинству стартапов нужно развивать бизнес-составляющую. Люди замечательно разбираются в технологии и готовы часами о ней говорить, но не произносят ни слова о том, как на этом заработать.

Кроме того, многие так представляют развитие: у меня есть технология, я построю завод и буду сам производить. Мало кто говорит о том, что эта технология отлично встраивается в работу уже существующей компании. Многие не готовы к кооперации с другими людьми. В прошлом году на презентации b2b проекта в Калуге выяснилось, что в зале находятся две компании, работающие над одним вопросом, но не знакомые друг с другом.

 
Количество участников Russian Startup Tour, этапы 4-6

Во время тура было очень приятно получать положительные отзывы от представителей региональных властей, инфраструктуры, местных технопарков. За счет проведения подобных мероприятий расширяется технологическое сообщество – власти знакомятся с новыми компаниями, которым могут оказать поддержку в регионе, компании становятся резидентами региональных технопарков, могут получать региональные гранты. Таким образом идет привлечение внимания властей к инновационным разработками. Главное – проявить активность и правильно её направить, ведь во многих регионах есть свои бизнес-ангелы, люди, готовые инвестировать в проекты.

Какие у вас дальнейшие планы?

В следующем, 2015 году, мы планируем провести третий Startup Tour. Мероприятие оправдывает себя - появляются новые контакты, регионы, в которых мы еще не побывали, оставляют заявки на участие в роудшоу на следующий год. В этот раз 27 городов мы проехали за 100 дней. Думаю, мы будем выбирать новые города. Безусловно, есть города с большим потенциалом, как например, Новосибирск, где за один день мы не успеваем пообщаться со всеми – из 200 заявок для презентации были отобраны только 15, поэтому есть смысл ехать туда в следующем году. При этом хотелось бы, чтобы большинство городов были новые. Заявки на участие в мероприятии будут приниматься за месяц-полтора до начала.

17 июня в Петрозаводске по просьбе региональных властей мы также поедем смотреть проекты и проводить мастер-классы.

В начале июня мы проводим Startup Village. На конференции планируются 200 выступлений, из которых будут отобраны 20 финалистов. Выступления будут проходить параллельно в 4 павильонах, приблизительно по 50 в каждом: Цифровой мир (IT-проекты), Здоровье Вкл (биомедицинское направление), Энерготех (энергетическое направление, ЖКХ и т.д.) и high-ПРОМ, где будут представлены  промышленные технологии, курируемые ядерным и космическим кластерами. Финалисты получат денежный приз – по 150 тыс. рублей. Во второй день, 3 июня, состоится финал конкурса презентаций и из 20 финалистов будут выбраны три победителя, которые получат соответственно 300, 600 и 900 тыс. рублей.

Советы начинающим предпринимателям, стартаперам, разработчикам?

Никогда не отчаиваться, всегда приходить на тематические мероприятия, быть открытым для нового общения и контактов, даже если вас не выбрали - выступать, подходить и общаться с людьми. Интересоваться и не опускать руки.

Харламова Наталья
читайте также
Интервью
Сергей Сергеев: «В России со второй половины XV века всегда был один реальный политический субъект — верховная государственная власть»
Сентябрь 5, 2023
Интервью
Григорий Голосов: «Демократизация является одним из наиболее вероятных вариантов для России в среднесрочной перспективе»
Август 22, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).