будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история публичные лекции
Июль 17, 2025
Интервью
Демина Наталия

#ЗНАТЬ. «Из школьных карт по истории я сделал накомарник»

#ЗНАТЬ. «Из школьных карт по истории я сделал накомарник»
pu
Павел Уваров. Источник: фото Н. Четвериковой

Накануне лекции 23 ноября в рамках Фестиваля Публичных лекций #ЗНАТЬ мы побеседовали с членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук, профессором НИУ ВШЭ Павлом Уваровым. 

Ваша лекция «Средневековые вызовы Старого Света» состоится 23 ноября. О чем вы расскажете слушателям? 

Моя лекция опирается на опыт работы над «Всемирной историей», шеститомное издание которой уже заканчивается в нашем Институте. На лекции будет сделана попытка взглянуть на историю Средних веков с позиции того, что иногда называют «миросистемным анализом». Это значит, что историческое событие рассматривается не обязательно само по себе, не обязательно с целью поиска внутренней причины. Очень часто эта внутренняя причина, если и существует, то, прежде всего, связана с каким-то комплексом внешних причин. Именно поэтому мы и говорим о миросистеме. 

Приведу один пример, связанный с чумой, «Черной смертью», поразившей Европу в середине XIV века. У этой пандемии долгое время искали сугубо внутренние причины. Нельзя же полагать, что только из-за каких-то блохастых крыс, переносчиков чумы, история Европы изменила свою траекторию. Если отводить определяющую роль такой случайности, то вся концепция научности истории, ее детерминизма, трещит по швам. Поэтому историки искали какие-то внутренние причины. 

Ну, например, – к началу XIV века Запад достиг демографического «потолка». Имеющееся количество земли не может уже прокормить возросшее население, люди недоедают, их организмы слабеют, и поэтому эпидемия, которая иначе не имела бы таких страшных последствий, становится пандемиями и уносит треть населения Европы. Объяснение вполне логичное, но уязвимое. Сперва надо найти доказательства того, что эпидемии, пусть даже и не такие фатальные, регулярно возникали раньше, в период «тучных лет». 

Другой подход ищет объяснения в процессах, происходящих за пределами Европы. Регионы от Тихого океана до Атлантического издавна, так или иначе, воздействовали друг на друга, образуя Мир-Систему Старого света. Но лишь на рубеже I тысячелетия Новой эры, части Мир-Системы сомкнулись напрямую. Римская империя контактировала с империей Хань как за счет пути по «Периплу Эритрейского моря» через Индийский океан, так и через «Великий шелковый путь», И во II-м веке начинается ряд страшных эпидемий чумы, которые ранее на Западе были не известны. Это «Антонинова чума» в Римской империи в 165 году, которая пришла с Востока, разрушив и империю Хань. Затем также пришедшая из Центральной Азии «Юстинианова чума» 544 года остановила армии Восточной Римской империи в тот момент, когда они, казалось, восстановили господство ромеев над всем Средиземноморьем. 

Пандемии были своеобразной расплатой за объединение мира в единую систему, за успехи первой «глобализации». Затем единство мира надолго распадается и в период классического Среневековья латинский Запад не знал болезни страшнее проказы. Но части Мир-Системы вновь оказываются связанными воедино после завоеваний Чингиз-Хана. И вскоре «Черная смерть», зародившись в Тибете, поражает империю Юань, оттуда степными путями доходит до Кафы, и на кораблях генуэзцев попадает в Европу. 

Это я привожу как пример того, что причины многих исторических явлений целесообразно искать не только внутри данного общества, но и за его пределами. Если раньше считалось, что государство возникает там и тогда, где и когда возникают классы, иначе говоря, тогда, когда развитие производительных сил позволяет извлекать прибавочный продукт, достаточный для содержания « господствующих классов», «бюрократии», «войска» и т.п., то миросистемный подход говорит, что иногда, действительно, так всё и происходит, но зачастую достаточно какого-то внешнего ресурса (например, торговый путь, проходящий вблизи контролируемой территории, либо наличие богатого соседа, представляющего собой удобный объект для грабежа или иной формы эксплуатации) для того, чтобы стартовал процесс политогенеза. 

Внутренние причины, важны, но, как правило, недостаточны для понимания того, почему развитие региона шло именно так, а не иначе. Вот, собственно говоря, для этого и полезен миросистемный подход, объясняющий, помимо прочего, как Запад стал Западом, почему он обрел такую динамику, которую не обладали другие регионы. 

С моей точки зрения, ответственным за это является именно Средневековье, а не Античность. Античное наследие, конечно, многое значило для латинского Запада. Но оно было не менее, а то и более важным для Балкан, Леванта, Магриба, но « прорыва в современность» там не произошло. 

Геннадий Горелик, историк и популяризатор науки, дал свою версию того, почему современная наука появилась на Западе, а не появилась в Китае или Индии. В каком-то смысле вы тоже об этом сказали. Как вам кажется, почему первые университеты появились на Западе, а не, скажем, в Китае? 

Если говорить о сумме знаний, если взять за критерий такую науку, как математика (поэзия или историописание на роль такого критерия претендовать не может), то, конечно же, математика в Китае XI-XII веков примерно соответствовала уровню математики в Европе XVII – начала XVIII века. Но в Европе наука развивалась непрерывно, потому что была обличена в надежную форму ученой корпорации – университета, а позже – академии. 

Это отдельная тема. В Марокко, в городе Фес находится университет Аль-Карауи́н, который считается самым древним университетом в мире. Он действует с IX века до наших дней без перерыва. Почему бы не считать Фес родиной университетов? А знаменитые китайские академии и школы, готовившие кандидатов к сдаче экзаменов на получение чина, он ведь, существовали как минимум со времен империи Тан? Константинопольскую придворную школу также часто называют университетом. 

Однако именно на Западе возник сам институт, который мы называем наукой в европейском смысле этого слова, понимая под ней деятельность, ориентированную на получение новых знаний. А этот институт сложился, (хоть далеко не сразу и не путем линейной эволюции) в среде, подготовленной развитием особых корпораций – университетов. Университеты пользовались поддержкой властей, но существовали автономно, сами рекрутировали своих новых членов, и главное, сами принимали решение о присвоении ученых степеней, «ученых градусов» – ни король, ни император, ни папа не могли вмешиваться в этот процесс. Такая система сложилась именно в Европе. Почему подобных корпораций не возникло ни в Китае, ни в Магрибе, я попробую объяснить в своей лекции. 

Но, раз возникнув в силу уникального набора причин и условий, институт рано или поздно заимствуется в других регионах – такова логика Мир-Системы. Очагов возникновения письменности всего три-четыре по планете, а далее идет процесс ее заимствования в той или иной форме. Вовсе не обязательно все должны совершать прорыв или открытие, это, скорее, исключение из правил, которое привело к тому, что распространилось на весь мир. 

Как вы заинтересовались историей? Почему пришли в науку? Были ли у вас колебания, куда пойти – в физику или, скажем, в лингвистику? 

Трудно сказать. В историю я пришел, наверное, потому, что ничем другим заниматься не могу. Всё остальное у меня получается еще хуже. Я поначалу хотел быть биологом, но, как это часто бывает, тот, кто не справляется с алгеброй, идет в гуманитарии. 

Я поступил в педагогический институт, потому что считал, что я могу стать учителем, что я если и не достигну каких-то высот, то преподавать буду не хуже, чем наша учительница истории. Лучше – может, и не смогу, а вот не хуже – смогу. 

Сложнее сказать, почему я выбрал Средние века. Наверное, здесь сыграли роль те соображения, что я не хотел заниматься советской историей. Чем хороши Средние века – источники есть, но их не так мало, как для Античной истории, но и не так много, как для последующих периодов. Тут как раз такая пропорция, что и работать можно по источникам, но и вместе с тем и компенсировать их недостачу. 

Медиевист, в отличие от специалиста по Новой истории, должен заботиться не о том, как отобрать нужное из океана источников, а о том, как извлечь максимум информации из того немного, чем он располагает. Во всем мире водораздел между медиевистами и модернистами проходит по этой линии. У нас всё немного сдвинуто по разным причинам. В советское время граница между Средними веками и Новым временем пролегала по середине XVII века, сейчас же мой любимый XVI век относят к Новому времени или, в крайнем случае – к раннему Новому времени. Но это тоже отдельный разговор о принципах определения хронологических границ. 

Средние века в какой-то отдельной стране, например, Франции, или вообще глобально? 

Поначалу – Франция. Обычно историк выбирает страны по языковому принципу. Скажем, почему у нас сейчас так много специалистов по Англии? Всех становится меньше, а специалистов по англо-саксонскому периоду у нас сильно больше, чем было в советское время. Я же учил в школе французский. 

А кроме французского вам пришлось выучить латынь? Или старо-французский? 

Ну, старо-французский и тем более – средне-французский – это дело практики, а вот с латынью, конечно, сложнее. Я ведь не получил специального университетского образования медиевиста. Поэтому мои познания в латыни весьма скромны. Это ограничивает возможности выбора тем. Интересуясь средневековыми университетами, я, например, лишен возможности свободно проникать в святая святых этой истории – в теологию. Одно дело разобрать строчки университетских уставов, и совсем другое разбираться в тонкостях диспутов богословов или декретистов. 

Приходится брать информацию из вторых рук. Это допустимо, если ты пишешь работу популярного характера, или создаешь обобщающий труд (как например «Социология философий» Р. Коллинза, который, при всей его громадной эрудиции, все же не владеет свободно китайским, арабским и санскритом). Но специалисту работать лишь с переводами – зазорно. Приходится себя ограничивать. Латинские пассажи какого-нибудь парижского адвоката XVI века, вставленные им во французский текст, чтобы показать свою образованность и красноречие, мне еще доступны, но тонкости полемики Кальвина и Меланхтона – уже нет. 

Какова роль самообразования в вашей жизни по сравнению с формальным образованием? Вы многому учились сами? 

Я вообще оканчивал педагогический институт, мое дело – детей в школе учить, чем я и занимался некоторое время. Многому учишься на практике. 

Как вы занялись наукой? Это же довольно сложный этап – перепрыгнуть от преподавания к собственным исследованиям. 

Ничего сложного особо нет, я учился в аспирантуре. Когда три года отрабатывал по распределению в школе, любил повторять фразу, приписываемую, то ли Эйнштейну, то ли Капице: «Если ученый не может объяснить десятилетнему школьнику, чем он сейчас занимается, то он – шарлатан». 

Вам не мешала нагрузка в школе? 

Мешала. Но это как раз было стимулом, чтобы вопреки этому что-то делать. 

Можно ли ваш опыт учителя в школе сравнить со известной книгой «Географ глобус пропил»? Было ли у вас что-то похожее с событиями этого романа? 

Ну, глобус я не пропил, а вот школьные карты использовал не по назначению. Я был в школе, которая образовалась путем слияния трех других школ, поэтому там скопилось большое количество ненужных, пришедших в негодность исторических карт. На каникулах я собрался в археологическую экспедицию в Туркмению, где был нужен накомарник. Его купить было нельзя, марля в брежневскую эпоху была в дефиците. И вот я взял старые дубликаты карт, и долго вымачивал их у себя дома в ванной. Получилась основа от карт – бязь. И из этой бязи я попросил сшить накомарник. И вот под этим роскошным историческим пологом я в Марыйском оазисе несколько лет укрывался днем от мух, ночью – от комаров. Варварство, конечно. 

Спасибо за интервью!

Мероприятие состоится в МУЗЕЕ МОСКВЫ по адресу: Зубовский бульвар, 2. На территории МУЗЕЯ работают буфеты, открыты выставки. Вход свободный, количество мест ограничено. Предварительная регистрация на сайте «Полит.ру»  и в аккаунтах в социальных сетях: Facebook, Twitter, LiveJournal, ВКонтакте.

Информационные спонсоры - радиостанция «Эхо Москвы», журнал «Дилетант», радиостанция «Коммерсант FM» и газета «Троицкий вариант - Наука».

Демина Наталия
читайте также
Интервью
Сергей Сергеев: «В России со второй половины XV века всегда был один реальный политический субъект — верховная государственная власть»
Сентябрь 5, 2023
Интервью
Григорий Голосов: «Демократизация является одним из наиболее вероятных вариантов для России в среднесрочной перспективе»
Август 22, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).