После лекции 15 ноября мы побеседовали с эпидемиологом, докт. мед. наук, профессором Высшей школы экономики, президентом Общества специалистов доказательной медицины Василием Власовым. Его лекция вместе с лекцией фольклориста Сергея Неклюдова открыла фестиваль публичных лекций «#Знать».
Вы – автор нескольких книг. Есть ли среди них книги научно-популярные, не только научные?
Одна книжка была у меня совершенно популярная, называлась она «Как вам получить медицинскую помощь?». Она была издана в начале 90-х годов, для того, чтобы разъяснить людям, как можно и нужно преодолевать препятствия, чтобы получить медицинскую помощь. Она была довольно популярной, но сейчас уже немного устарела, потому что нынче совершенно другие препятствия к получению медицинской помощи и немного другие возможности. Остальные книги – специальные.
Как вы оцениваете состояние дел с популяризацией медицинского знания? Ужасаетесь ли вы тому, что сейчас лежит в киосках, в книжных магазинах?
Дело в том, что в области популярной литературы вообще много проблем. А в области медицинской литературы проблемы связаны не столько с популяризацией, сколько с тем, что «плохие люди» печатают плохие книги. Все-таки, когда врачи пишут популярные книги, это более-менее пристойный продукт. Другое дело, интересны ли они или нет. А большая часть того, что вы видите на полках, что ужасает вас, как человека думающего, это, как раз, книги, написанные или не врачами, или врачами, которые переключились на продажу каких-нибудь приборчиков или какой-нибудь химии.
Есть совершенно причудливые книги, которые переиздаются уже 150 лет, всякая «Тайная мудрость человеческого организма». Есть такая книга, она написана доктором Залмановым, который лечил еще семью родителей Ленина. Это одна из особенностей медицины – в ней реально могут существовать вещи столетней давности, двухсотлетней давности – например, гомеопатия. Это, конечно, очень плохо. Но я не готов прямо сейчас требовать, чтобы печатание этих книг прекращалось, потому что я являюсь сторонником индивидуальной свободы, в т.ч. и печатания книжек.
Но проблема как раз в том, что плохая книга может попасть к человеку, который может сделать неправильные выводы и потом умереть. Какие бы вы дали советы, как отличить хорошую медицинскую книгу от плохой?
Медицина – настолько сложная область, что обычный человек, только приложив много сил, может в ней как-то разобраться. Поэтому те, кто болеет хроническими болезнями – диабетом, артритом – при должном тщании становятся почти специалистами по своей болезни. Их объем знаний похож на тот, который есть у врачей. Способов распознать «правильную литературу» не существует.
Самый хороший вариант – искать хорошего врача. Если возникают сомнения, что врач хороший, то самый первый шаг – искать второе мнение, второго врача. Конечно, нужно накапливать знания. Но, подчеркну, что все равно роль государственной системы в медицинской помощи очень велика. Если в Великобритании есть очень хорошие, качественные Интернет-ресурсы, на которых можно быстро получить знания по разным болезням, по разным жизненным ситуациям, то, к сожалению, в нашей стране ничего подобного нет. Та информация, которую у нас представляют официальные органы медицины, руководство здравоохранением, не выдерживает никакой критики. И, несмотря на то, что такие проекты были в начале 90-х годов, ничем хорошим это не кончилось.
Да, вопрос о поисках хорошего врача очень сложный!
Да, но и хорошего сантехника найти тоже очень нелегко.
Да, как и юриста, вы правы. А скажите, успеваете ли вы читать? Что лежит на вашем столе? Может быть, вы что-то порекомендуете из работ коллег или научно-популярную литературу?
Пожалуй, нет. Я не сторонник рекомендаций, потому что уж столько всего разного вокруг нас. Поэтому я не берусь рекомендовать.
А сами что-то сейчас пишете?
Да я всё время что-то пишу, не останавливаясь. Приглашаю всех на сайт нашей организации «Общество специалистов доказательной медицины» osdm.org, там мы с точки зрения научной критики рассматриваем нашу общественную медицинскую жизнь. Надеюсь, что это может быть интересно.
Вас наверняка на лекции спросят о вашем отношении к реформе здравоохранения. Есть у вас какой-то сбалансированный взгляд на это?
Если меня спросят про реформу здравоохранения, то я вынужден буду спросить в ответ, что понимается по словом «реформа»? Реформа – это планомерные изменения, направленные на достижения некоторых желаемых целей. В этом смысле реформы – это то, что нужно нашему здравоохранению, и нужно срочно. Но, к сожалению этого не делается.
Более того, примерно с конца 90-х годов у нас слово «реформа» находится под запретом. У нас все время говорили то о «модернизации здравоохранения», то о «повышении структурной эффективности», то о «национальном проекте «Здоровье»». Слово «реформа» не употреблялось. Считается, что в России люди боятся реформ. Это примерно такой же разговор, как про "бандитские 90-е годы". Наши люди, якобы, боятся реформ и не хотят их.
Если вы посмотрите хронологию, то буквально в течение последних двух недель, после того, как московские события вызвали столь массовую резкую реакцию, в обиходе снова появилось слово «реформа». Я не исключаю, что возвращение этого слова в обиход является вполне пропагандистским трюком.
Я всегда писал в текстах, что «нам нужна реформа». Но до сих пор ни одно официальное лицо, ни один сотрудник министерства или какого-то другого государственного органа не употребляли слово «реформа» по отношению к медицине. Почему? Потому, что фактически это было запрещено. А сейчас все вдруг заговорили о реформе.
Конечно, то, что происходит, это никакая не реформа, а лишь свертывание социальных программ, в т.ч. медицинских программ, потому, что государству жалко на это денег. Я расцениваю это только таким образом, ни о какой реформе здесь речь не идет.
Вам кажется, что денег жалко или просто их не хватает?
Это примерно одно и то же. Если так много денег идет на оборону и безопасность, значит, их не хватает на здравоохранение. Значит, их на здравоохранение жалко. На оборону не жалко, а на это жалко.
Вы – профессор кафедры управления и экономики здравоохранения в Высшей школе экономики. Не расскажете о работе вашего центра Центр политики в сфере здравоохранения?
Высшая школа экономики – это, прежде всего, образовательное учреждение, оно занимается тем, что мы преподаем студентам медицину, экономику и управление здравоохранением. Помимо этого, наш центр занимается исследованием в области политики здравоохранения, т.е. изучает вопросы, которые относятся к области решения проблем здравоохранения, эффективной реформы здравоохранения и т.д. Вот это и есть область нашей деятельности.
Спасибо за интервью!