Forbes составил рейтинг двухсот крупнейших состояний России. По сравнению в прошлым годом предприниматели существенно прибавили в стоимости. Это означает, что крупный российский бизнес оправляется от кризиса, хотя уровня 2008 года еще не достиг. Еще в списке появились миллиардеры-инноваторы.
Российская версия журнала Forbes опубликовала очередной рейтинг самых больших состояний России - «Богатейшие бизнесмены России-2011». По сравнению с 2010 годом богатейшие еще больше разбогатели.
Если в прошлом году в золотой сотне «аутсайдерами» были бизнесмены с оценкой бизнеса в 700 миллионов, то в этом году в сотню без миллиарда попасть было нельзя. Почти реализован был, таким образом, откровенный лозунг предпринимателя Сергея Полонского «Те, у кого нет миллиарда, могут идти в ж..пу», но Forbes предусмотрительно расширил список до двух сотен. Впрочем, сам Полонский не попал и в числе двухсот самых богатых бизнесменов России. «Аутсайдеры» второй сотни имеют состояния уже по пять сотен миллионов долларов.
В самом Forbes новый рейтинг называют «модификацией 3.0». В первые рейтинги, как пишет Forbes, входили преимущественно сырьевики, после потребительского бума к ним присоединились ритейлеры и прочие фармацевты, теперь же
Первая сотня списка была уже презентована в рейтинге богатейших бизнесменов планеты в международной версии Forbes (см. Лучшие кошельки Москвы). Самым богатым россиянином, по версии журнала, стал основной владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин (состояние оценивается в 24 миллиарда долларов). Далее следуют основной бенефициар «Северстали» Алексей Мордашов (18,5 млрд), владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров (18 млрд), глава «Интерроса» Владимир Потанин (34-й, 17,8 млрд), владелец «Металлоинвеста», а также прочих «заводов, газет, пароходов» Алишер Усманов (17,7 млрд) и глава «Базового элемента» Олег Дерипаска (16,8 млрд).
В первую десятку также вошли совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман (15,1 млрд), глава «Лукойла» Вагит Алекперов (13,9 млрд), совладелец «Евраза» Роман Абрамович (13,4 млрд), акционер «Русала» и ТНК-ВР Виктор Вексельберг (13 млрд). Таким образом для вхождения в десятку уже недостаточно стоить более 10 миллиардов. Основной акционер «Магнитки» Виктор Рашников с его 11,2 оказался лишь на 11-й позиции. В прошлом году в первой десятке было три бизнесмена «дешевле» 10 млрд — Мордашов, тот же Рашников и экс-владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев.
Если экстраполировать рост крупнейших капиталов на состояние крупного бизнеса вообще, то можно сказать, что он почти оправился от кризиса. В предкризисном 2008 году для в рейтинге насчитывалось целых 18 предпринимателей с состоянием выше 10 млрд долларов, а чтобы попасть в первую сотню нужно было обладать состоянием не менее 1,1 млрд (сотым значился акционер «Фармстандарта» Виктор Харитонин.
В кризисном 2009 году никто из российских бизнесменов не дотянул до 10-миллиардной планки.(самым богатым оказался Михаил Прохоров с 9,5 млрд, удачно продавший накануне кризиса свою долю в «Норильском никеле» Олегу Дерипаске). А чтобы попасть в сотню было достаточно обладать «скромными» четырьмя сотнями миллионов.
Впрочем, одно дело биржевая оценка активов (для непубличных компаний — экспертная) и другое — экономическая реальность. Российские компании все еще отягощены долговыми обязательствами, а ситуация в мировой экономике не кажется до конца стабильной.
Ровно как не говорит появление всяческих инновационных долларовых миллионеров, вроде совладельца Mail.ru Юрия Мильнера и основателя «Яндекса» Аркадия Воложа, не говорит о победе инноваторов в России. Хотя изменение ситуации обнадеживает. Получается, что в России заработать приличное состояние можно не только добычей ресурсов или торговлей, но и продукции информационной эпохи. Если получится еще продавать инновационные продукты на мировых рынках, может, и расчеты правительства на построение современной экономики пусть и не в 2020 году, но сбудутся. Правда, пока они оправдываются в основном не благодаря заклинаниям правительства.