будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Хозяйство

Аббас Галлямов: «Патриотическая идея не может быть основана на лжи»

Аббас Галлямов: «Патриотическая идея не может быть основана на лжи»
Project_sheehan
Гора Тратау. Источник: Terrrentyeva/Wikimedia Commons

Самым скандальным событием завершившегося в конце прошлой недели Санкт-Петербургского экономического форума стало заявление министра промышленности России, обвинившего власти Башкирии в срыве важного инвестиционного проекта из-за отказа предоставить Башкирской содовой компании право разработки горы Тратау. Башкирское правительство называет гору "святыней башкирского народа", а химики указывают на то, что поскольку альтернативных источников сырья в регионе нет, завод придется закрывать. О ситуации мы решили расспросить политолога Аббаса Галлямова, который в 2010-2014 годах работал заместителем руководителя администрации главы Башкирии Хамитова и фактически был главным идеологом республики.

- В чем реальная причина конфликта вокруг Тратау?

- Реальная причина - политическая. Хамитов хочет нащупать с националистами какие-то точки соприкосновения, стать для них "своим". БСК просто не повезло. Она обратилась к главе региона за разрешением на освоение Тратау буквально на следующий день после начала скандала, связанного с публикацией в Интернете заполненной Хамитовым когда-то в 90-е анкетой, в которой он собственноручно написал, что он - татарин. Было это давно - в самом начале первого срока Хамитова.
Башкирские националисты тогда сильно возмутились, а Хамитов - напугался. Ему показалось, что если скандал не удастся купировать, то Кремль его может уволить. В конце концов, ведь получается, что он не предупредил президента о наличии проблемы с идентичностью. Вот в этот момент как-раз и появилась БСК. Это было буквально спасение. "Как же так? - обрадованно вскричал Хамитов. - Ведь это же священная гора башкирского народа! Я ее в обиду не дам". После этого начались многолетние разбирательства: БСК доказывала, что кроме Тратау никаких источников подходящих для химической промышленности известняков в республике нет, Хамитов пытался всех убедить, что они есть. Кроме того, чтобы укрепить свои переговорные позиции, глава региона бросил все силы своего пропагандистского аппарата на раскрутку темы "священной горы". Депутаты и прочие подконтрольные властям общественники взялись обсуждать ее как главную проблему Башкирии: гору с утра до вечера начали показывать по телевизору, на Новый год стали свозить туда детей, в школах про нее одно время рассказывали с такой интенсивностью, что местные острословы стали шутить, будто в образовательной программе появился новый предмет: "прикладное тратауведение". Все это делалось по разнарядке из местного Белого дома.

- Помогло это Хамитову? Признали его башкиры своим?

- В данном случае не так важно, признали они его или нет. Важно то, что у него в этом отношении до сих пор комплексы. Ему по-прежнему кажется, что они считают его чужаком. Помимо первоначального скандала с анкетой - ее можно назвать родовой травмой Хамитова - играют свою роль и переживания по поводу предшественника - бывшего главы республики Рахимова. Хамитов знает, что тот для башкир - гораздо более авторитетная фигура. Настоящий бабай. А сменщик ни языка толком не знает, ни обычаев... Вот и кажется ему, что он какой-то нелегитимный, что Башкирия его не приняла. Поэтому он и лезет из кожи вон, чтобы националистов ублажить. И в кадровой политике это проявляется, и в поиске "национальных святынь". "Смотрите, Рахимов подписал бумагу о снятии охранного статуса с Тратау, а я нашу гору защищаю", - как-бы говорит он.

- А Рахимов действительно что-то по этому поводу подписал?

- Да. Существуют документы, письма. Бывший тогда премьером Раиль Сарбаев официально обратился к Рахимову с письмом, в котором предложил снять природоохранный статус и с Тратау, и с соседней горы Юрактау. Рахимов наложил резолюцию: "Согласовано".

 
 
 
Письмо Раиля Сарбаева Муртазе Рахимову
 
Ответ администрации Муртазы Рахимова Раилю Сарбаеву

Потом началась подготовка документов, процедура шла неторопливо - тогда ведь цейтнота еще не было- и получилось так, что официальное распоряжение выпустить не успели. Медведев вдруг затеял масштабное омоложение губернаторского корпуса и уволил сначала Шаймиева, а затем - Рахимова... В целом, это очень показательная история. И Рахимов, и Сарбаев с точки зрения национального вопроса - гораздо более релевантные фигуры для башкир, чем Хамитов. Рахимов - так вообще отец местного суверенитета. Однако ни тот, ни тот никаких проблем в разработке Тратау не видели. Потому что им не надо было придумывать фальшивые фетиши, у них перед башкирами никаких комплексов не было. Это Хамитов святее Папы Римского хочет быть...

- А может быть в этом он прав? Правитель должен заботиться о легитимности.

- Башкирия - многонациональный регион и быть каким-то кондовым башкиром в ней совсем не обязательно. Это не нужно самим башкирам. Подавляющее большинство из них вполне толерантны и равнодушны к национальной риторике. Собственно в этом и заключается главная трагедия немногочисленных башкирских националистов. Они мало кому интересны. Хамитову надо было объединиться с большинством и забыть про националистов, а он зачем-то стал заигрывать с националистами и забыл про большинство. Нет, конечно, понятно, что националисты заметнее. Они крикливы, активны в социальных сетях, в отличие от остальной публики говорят не от своего имени, а от имени всего народа. Но хороший политик должен уметь отличить реальность от симулякра. Надо видеть не только шумное меньшинство, но и то, что называется "молчаливым большинством". Хамитов - оказался плохим политиком. Принял "Башкорт" (национальная башкирская организация - Полит.ру) за весь народ. Теперь не знает, что с проблемой Тратау делать. Он человек эмоциональный и когда принимал решение создать культ "священной горы", о том, что будет потом, не думал. Решил: "Как-нибудь разрулится". Не разобрался в том, что БСК не любой известняк подходит. Думал: "Вон их сколько - известняковых месторождений! Пусть осваивают". А они по химсоставу сырья требованиям промышленников не соответствуют. И все - тупик. Надо Тратау в разработку отдавать, а как?! Сам же обещал этого не делать. Согласиться с требованием Мантурова для него - потеря лица. Не согласиться - нельзя, нет у него такой опции.

- Я правильно понимаю, что с вашей точки зрения сакральный статус Тратау - это выдумка?

- Да, это абсолютно искусственный культ. Сейчас попробую объяснить, как он возник. Дело в том, что у башкирского национализма есть серьезная проблема: нехватка в регионе близких и понятных массовому избирателю этнических символов. В 90-е годы, благодаря резкому ослаблению федерального центра, националисты сумели оформить контроль над политическим пространством республики. В сфере культуры же, и, как следствие, в быту сделать это не удалось. Курай, малахаи, национальные танцы, рассказы о Салавате Юлаеве и уроки башкирского языка в школах - все это оказалось слишком официозным и быстро поднадоело. В какой-то момент возник вакуум, а вслед за ним - подспудный спрос на "народные", то есть неофициальные, маркеры этничности.
Националисты эту проблему бессознательно чувствовали, но решить не могли. Контроль над пропагандистским аппаратом Рахимова помочь им не смог - он был очень слаб и раскрутить что-то новое ему было не под силу. Попытки же эти предпринимались регулярно. В 90-е годы по разнарядкам из Уфы в районных администрациях понапридумывали много "национальных символов" - где-то могилы реальных и мифических исторических персонажей, где-то мечети, где-то "священные" рощи, леса и горы. Поскольку большая часть башкир всегда жила в деревнях, памятников природы было особенно много. Тратау оказалась одной из таких придумок.
Создавая пантеоны "национальных святынь", о достоверности никто не заботился, "символы" придумывали и фиксировали на коленках. Я сам стал свидетелем того, как местные историки выдумали цитату Кутузова про роль башкир в Отечественной войне 1812 года. Случилось это во время подготовки визита Путина в Уфу на торжества по случаю 450-летия вхождения Башкирии в состав России. Я тогда работал заместителем полпреда региона при президенте России. Мне позвонили из кремлевской администрации с просьбой дать им самые свежие книги по истории республики, выпущенные у нас к юбилею.

Спичрайтеры Путина начали готовить его выступление на торжествах и им, естественно, надо было погрузиться в существо вопроса. Я собрал с десяток изданий и отвез в Кремль. Потом Путин приехал, выступил, все прошло на "ура". Вот только мне пришлось краснеть.

- Почему?

- Потому что сотрудник, которому я наши книги отдал, рассказал потом, как они едва с нашей помощью не сели в лужу. "Листаю и вдруг вижу цитату Кутузова. - говорит мне собеседник, - Тот в ней хвалит башкирскую конницу. Говорит что-то вроде того, что, мол, если бы не башкиры, не быть бы русской армии в Париже". И ссылка, говорит собеседник, на какое-то академическое издание советских времен. Дескать, цитируется по работе такой-то. "Ну, - продолжает коллега, - как такой шикарной цитатой не воспользоваться? Естественно, вставил в черновик текста. К счастью потом одна наша сотрудница не поленилась, сходила в библиотеку, взяла то самое издание, на которое башкирский историк сослался, открыла указанную страницу и стала читать. На той странице вообще ни слова про башкир не было. Понимаешь? Все это ваш "ученый" придумал. Ну либо ссылку корректно оформить не смог"... Вот примерно с таким качеством проработки материала оформлялась тогда башкирская национальная идеология.
Думаю, Рахимов это хорошо понимал, поэтом и относился ко всем этим "национальным символам" без особого пиетета.

- В общем, получается, что башкирской конницы в Париже не было.

- Была, конечно. Я лишь хочу показать, насколько произвольно башкирские идеологи обходились в тот момент с фактами. Придумать цитату и ссылку на несуществующий текст для них вообще не было проблемой.
Легенда о Тратау - примерно такого же качества. Пару мимолетных упоминаний единственного путешественника 18 века пытаются выдать за доказательство "сакрального статауса" горы для местных племен, а найденные археологами несколько черепков и монет того же 18 века стали интерпретировать как подтверждение ее исторической ценности. Массовый избиратель, конечно, чувствует фальшь и никакого особого интереса к теме не проявляет. За пределы подконтрольных Хамитову общественных палат и официальных средств массовой информации тема не вышла. В реальности башкир волнует не судьба Тратау, а безработица, низкие доходы и деградация социальной сферы. Если бы Хамитов вместо того, чтобы вещать о том, как он по утрам читает стихи, посвященные Тратау, рассказывал сколько школ он сможет сохранить в башкирских деревнях на уплаченные БСК налоги и дивиденды, то сами бы башкиры эту гору давно уже срыли.

- Вы не боитесь так безапелляционно разрушать национальную мифологию?

- Отвечу словами великого чешского интеллектуала и первого президента Чехословакии Томаша Масарика: "Патриотическая идея не может основываться на лжи". Дело чести настоящего патриота - вскрывать придуманные традиции, а не тиражировать их.
Давайте я поясню на примере. Как известно, до момента окончания Первой мировой войны чешский народ не имел собственного государства. Чехи находились под властью Австро-Венгерской империи, которая, чтобы не допустить их отделения, активно противодействовала развитию чешской культуры и традиции. Важной частью работы по ассимиляции чехов было отрицание древности этой нации. Главным для чешских патриотов поэтому стал поиск доказательств того, что чехи — не менее древний народ, чем государствообразующие немцы и венгры. Усилия беспокойных чешских интеллектуалов, в конце концов, увенчались успехом: с перерывом в один год в двух старинных монастырях были найдены древние рукописи - Краледворская и Зеленогорская. Они стали главным доказательством древности чешской нации и наличия у чехов высокоразвитой литературной традиции. В деле становления чешской культуры эти рукописи исполнили примерно такую же роль, какую в истории русской литературы играют «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Ближе к началу 20-го века, однако, разразилась национальная драма — было доказано, что рукописи эти — подделки. Удивительно, но главными разоблачителями оказались не австрийцы, а несколько чешских просветителей. Возглавлял их философ Томаш Масарик. В ответ чешские «патриоты» обрушили на Масарика и его коллег страшный вал критики. Их обвиняли в том, что они покусились на национальные святыни, предали интересы народа и перешли на службу к угнетателям. Ответ Масарика был прост и полон достоинства. «Патриотическая идея не может основываться на лжи», - вот и все, что он сказал. И что же? Прошло два десятка лет и именно Масарик добился от мировых держав признания независимости Чехословакии, а затем и стал ее первым президентом. Важнейшая причина, почему державы-победительницы, рисовавшие новую карту Европы после Первой мировой войны, согласились с планом Масарика по созданию нового государства — тот безусловный моральный авторитет, которым он обладал. Теперь Масарик — это, пожалуй, самая яркая страница в истории чешского народа. Имена людей, которые «из патриотических соображений» подделали рукописи, давно забыты, а вот имя человека, который, исходя из тех же — патриотических — соображений, эту подделку разоблачил — стало символом нации. 

Знаете, лично меня лавры Масарика прельщают больше, чем лавры "патриотов", которые создают фейки.

- Как вам кажется, чем закончится эта история?

- Я думаю, что БСК приступит к разработке горы. Федеральное правительство уже высказалось, а ситуация сейчас в стране такова, что спорить с ним у губернатора возможности нет. Да и какие тут могут быть споры, когда на одной чаше весов придуманная "священная гора", а на противоположной - судьба половины отраслей национальной промышленности? Сейчас ведь не средневековье, чтобы на горы молиться, сейчас 21 век - время рациональных решений.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).