На годовом собрании акционеров «Аэрофлота» гендиректор авиакомпании Виталий Савельев пожаловался на дефицит командиров воздушных судов и рассказал о планах по развитию сети региональных хабов. А акционеры решили не премировать членов совета директоров, сэкономив на этом более 187 млн рублей. Хотя для страны важным является развитие региональной сети маршрутов, журналисты больше внимания, конечно, уделили бонусам руководства авиакомпании.
Выступая перед акционерами, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщил, что группа планирует создать сеть хабов в регионах России. К осени менеджмент должен представить новую стратегию, где, по его словам, будут предложения и по создании региональных хабов. О деталях программы, впрочем, Савельев ничего не рассказал, но, по его словам, инфраструктура аэропорта Шереметьево позволит перевозить 80 млн пассажиров в год, а «Аэрофлот» сейчас перевозит около 33 млн пассажиров в год. «В этом году будет около 40 млн человек. Поэтому, безусловно, нам надо заполнить емкость Шереметьево, иначе ее займут другие авиакомпании, чего нам бы не хотелось», — объяснил он.
Пока что региональным хабом «Аэрофлота» можно назвать Петербург, и то только потому, что оттуда летает «дочка» перевозчика, авиакомпания «Россия». Также на звание хаба претендует Пермь, где производится ремонт «суперджетов». Крупные аэропорты есть в Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Казани, Ростове и Красноярске, но они, в основном, обслуживают население этих городов, а не являются хабом в полном смысле этого слова, то есть пересадочными узлами.
Развивать межрегиональные авиаперевозки в обход Москвы ранее призвал президент Владимир Путин. Согласно его майскому указу, доля региональных перевозок должна дойти до 50%. Но необходимость развития такого сообщения видна и «невооруженным глазом» любому, кто, например, хотел побыстрее добраться из Воронежа в Волгоград.
О дефиците командиров воздушных судов у «Аэрофлота» известно уже давно, новостью стало то, что Савельев назвал журналистам конкретное число, по его словам, не хватает более 60 человек, причем именно на узкофюзеляжных самолетах (это, например, среднемагистральные самолеты Boeing 737 и Airbus A320), проблем со вторыми пилотами у авиакомпании нет.
А вот то, что собрание акционеров не одобрило выплату вознаграждений членам совета директоров «Аэрофлота» по долгосрочной программе мотивации, стало сюрпризом. Бонусы должны были пойти за работу с 1 июля 2016 г. по 30 июня 2017 г. 9 из 11 директоров — представители самой авиакомпании в совете, в том числе Виталий Савельев, вознаграждения не получают.
Но Росимущество, которое распоряжается принадлежащему государству пакету в 51,3% акций, воздержалось — решение, таким образом, принято не было. Входящий в совет гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов не получит вознаграждение в 13,4 млн рублей, его коллега, гендиректор лизинговой структуры этой госкорпорации Роман Пахомов не получит 24,7 млн. Еще один директор «Аэрофлота», президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, остался без 17,1 млн.
Ранее Росимущество всегда одобряло все предлагаемые выплаты членам совета директоров, сейчас не помогло даже то, что показатель программы мотивации был выполнен: капитализация «Аэрофлота» за корпоративный год выросла более чем вдвое.
«Решение по выплатам в рамках опционной программы за июль 2016 — июнь 2017 года было отложено из-за того, что Росимущество, контролирующее «Аэрофлот», воздержалось от голосования. По этому вопросу будут продолжены консультации с контролирующим акционером», — сказал РБК источник, близкий к «Аэрофлоту». В правительстве не согласны с существующей системой начисления вознаграждения в «Аэрофлоте» и такова была правительственная директива — воздержаться от голосования по вопросу выплаты бонусов, — ее поддержали Минтранс и Минэкономразвития, добавил собеседник в финансово-экономическом блоке правительства.
Впрочем, то, что Росимущество проголосовало не против, а воздержалось, может означать, что окончательное решение еще не принято — так что бонусы, можно сказать, оказались в подвешенном состоянии.