будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
«Алроса»
Июль 15, 2025
Хозяйство

Алмазный альянс

Алмазный альянс
beers1
Сортировка бриллиантов. Источник: Фото: professionaljeweller.com

«Алроса», De Beers и Rio Tinto, крупнейшие алмазодобывающие компании, намерены создать алмазный альянс. По данным «Коммерсанта», до конца года, спустя пять лет после прекращения торговых отношений, «Алроса» возобновит сотрудничество с De Beers. 24 марта вопрос участия «Алроса» в новом проекте выносится на ее наблюдательный совет. Известно, что ранее вступление «Алроса» в Ассоциацию производителей алмазов (АПА) уже одобрил комитет по стратегическому планированию.

«Крупнейшие игроки рынка обеспокоены снижением спроса на бриллианты как символической ценности и считают необходимым выработать системный подход к их продвижению», - пояснил источник газеты.

 

Инициатива объединения исходила от трех крупнейших мировых производителей алмазов — De Beers, «Алроса» и Rio Tinto Diamonds. По словам источника, весь 2014 год они вели конфиденциальные трехсторонние консультации, в результате в декабре были согласованы основные параметры проекта, а в начале 2015 года консультации прошли с участием канадской Dominion Diamond Corporation, южноафриканской Petra Diamonds и Grib Diamonds (100-процентная «дочка» ЛУКОЙЛа, владеет лицензией на разработку трубки имени Гриба в Архангельской области). Если они также согласятся войти в ассоциацию, то ее участники будут представлять более 70% мировой алмазодобычи.

Ассоциацию производителей бриллиантов предлагается зарегистрировать в виде некоммерческого партнерства с минимальным штатом. По данным газеты, общий бюджет АПА может составить около 6 млн евро.

Членами ассоциации смогут стать только те компании, которые заняты в добыче и реализации природных алмазов и репутация которых отвечает бизнес-стандартам ООН. Это значит, что данные компании не используют рабский труд и не приобретают алмазы, добытые в зонах военных действий.

Каждый из участников ассоциации получит один голос в совете директоров, а два крупнейших игрока — De Beers и «Алроса» — будут обладать правом вето, поскольку их финансовый вклад будет существенно выше. Источники газеты утверждают, что размер взносов пока не определен и будет формироваться по мере запуска конкретных проектов. Речь, в частности, идет о создании информационно-аналитической базы по добывающему сектору, совместных исследованиях рынка розничных продаж украшений с бриллиантами и анализа потребительских предпочтений. Издание отмечает, что бриллианты сейчас жестко конкурируют с другими предметами роскоши (luxury-электроника, мода, путешествия), особенно в молодежной среде.

Также ассоциация планирует заняться формированием репутации отраслевых компаний, так как сейчас они нередко сталкиваются с недостатком банковского финансирования из-за излишней закрытости. Кроме того, необходимо наконец решать проблему нелегального проникновения на рынок синтетических бриллиантов. При этом источники газеты утверждают, что в рамках ассоциации стороны не планируют обсуждать вопросы, подпадающие под антитрастовое регулирование, например, ценовую политику и клиентуру.

 
Игорь Соболев

О проблеме синтетических алмазов исполнительный директор «Алроса» Игорь Соболев упоминал еще в 2014 году. «Все, что сделано из искусственного камня, не должно называться бриллиантом. Пусть продают, но это должна быть своя ниша, и люди, которые хотят купить синтетический камень, они должны прийти и купить синтетический камень, понимая, что именно они покупают. А те, кто хочет купить бриллиант, они должны купить бриллиант», - отмечал он.

До конца 1990-х годов основные расходы на продвижение бриллианта как уникальной ценности несла De Beers, этим оправдывавшая свое монопольное доминирование на рынке. До середины 2000-х годов большинство мировых производителей алмазов продавали сырье через одноканальную систему De Beers (последний торговый контракт с «Алроса» завершился в 2009 году). После дезинтеграции системы сбыта De Beers маркетинг бриллианта полностью лег на плечи ювелирного ритейла.

Однако, как отмечает Сергей Горяинов из Rough & Polished, ритейлеры заинтересованы в продвижении бренда, а не материала. Анализ индекса стоимости бриллиантов Rapaport показал, что с начала 1980-х по конец 1990-х годов цена однокаратного бриллианта выросла почти на 50%, а с конца 1990-х этот рост не превысил 1%. «Пять лет «Алроса» реализует независимую маркетинговую стратегию, но как исключительно монопродуктовая компания она заинтересована в росте спроса и цен на бриллианты и алмазы», - добавил эксперт.

«Алроса» является крупнейшим производителем алмазов в России: на компанию приходится 97% от общей добычи алмазов в стране. Крупнейшие акционеры компании – государство (с долей 44%) и республика Саха (25%). В октябре 2013 года «Алроса» провела IPO и разместила на бирже 16% акций. Основная деятельность компании сосредоточена в Якутии, а также в Архангельской области и Африке.

 
Илья Рящин

Накануне и.о. президента компании Илья Рящин заявил, что «Алроса» 2015 году планирует досрочное погашение около миллиарда долларов по долгу, а также дивиденды за 2014 год на уровне 2013 года.

«При текущем курсе рубля к доллару денежный поток будет достаточен для досрочного погашения задолженности в объеме миллиарда долларов в 2015 году», - пояснил Рящин. Общий долг компании на конец 2014 года вырос до 197,160 млрд рублей со 138,591 млрд в 2013 году и 122,701 млрд в 2012 году.

Отметим, что по итогам прошлого года компания получила чистый убыток в сумме 16,8 миллиарда рублей. В «Алроса» объяснили отрицательный финансовый результат проведенной переоценкой части кредитного портфеля, номинированного в долларах, вследствие девальвации рубля в 2014 году. Совокупный убыток группы от курсовых разниц в «Алроса» оценили почти в 64 миллиарда рублей.

Продажа алмазов компанией в 2014 году увеличилась на 4 процента, до 39,6 миллиона карат, а добыча снизилась на 2 процента, до 36,2 миллиона карат. Средняя цена продажи составила 171,4 доллара за карат.

Ящин также отметил, что «Алроса» сохраняет прогноз по росту цен на алмазы в 2015 году на уровне 3%, несмотря на снижение цен в начале этого года. В текущем году компания планирует реализовать 2 млн карат из стока.

Как стало известно в феврале, «Алроса» также намерена приступить к разработке месторождений золота в Якутии. «Совершенно понятно, что никакая другая компания сейчас на эти участки не выйдет. Соответственно, эти участки золота добудет или «Алроса», или не добудет никто», - заявил тогда полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Отметим, что ранее «Алроса» добычей золота не занималась.

Несколько дней назад СМИ сообщили также о том, что интрига с назначением президента «Алроса» близится к разрешению. По данным «Коммерсанта», глава Минфина Антон Силуанов предложил кандидатуру замглавы Гохрана Андрея Жаркова, которую ему удалось согласовать с заинтересованными ведомствами и курирующим отрасль вице-премьером Юрием Трутневым. 

В Гохране Андрей Жарков отвечает за приобретение ценностей для пополнения Госфонда России, а также занимается в том числе закупками драгкамней. Чиновник курирует нескольких управлений — бюджетирования Госфонда, по работе с ценностями Госфонда, а также управление делами Гохрана. Кроме того, он уже три года возглавляет совет директоров смоленского ПО «Кристалл», крупнейшего в России гранильного предприятия.

Окончательное решение по кандидатуре главы одной из крупнейших в мире алмазодобывающих компаний будет принимать президент Владимир Путин.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).