Правительство рассматривает альтернативный вариант спасения «Мечела», который может серьезно изменить расклад сил в отрасли. Как пишет «Коммерсантъ», речь идет о создании на базе ряда активов «Мечела» и Evraz некой Дальневосточной горно-металлургической компании с привлечением российских и иностранных инвесторов. По итогам «Мечел» может погасить 7,5 млрд долларов долга, получив 20% в новом консорциуме.
Один из источников газеты описал схему так: с участием неких российских и иностранных инвесторов создается консорциум, который на деньги их самих, госбанков, ВЭБа выкупает все активы «Мечела» (кроме американской Bluestone), Западносибирский металлургический комбинат (ЗСМК), угольную «Распадскую» и железорудный проект «Тимир» (СП Evraz, АЛРОСА и ВЭБа, у которого есть «золотая акция») у Evraz, а также получает дальневосточный «Амурметалл» (принадлежит ВЭБу). Также в консорциум должны войти акционеры порта Ванино, которые внесут его в уставной капитал (по неофициальной информации, основной владелец Ванино, как и «Мечела», Игорь Зюзин; 24,99% принадлежит структурам, связанным с ОАО РЖД). Консорциум заплатит за активы деньгами, собственными долями и облигациями.
Основное финансирование предоставят госбанки. В частности, в схеме предусмотрены две «промежуточные» компании, которые получат от госбанков 4 млрд долларов. Эти средства они потом передадут новому консорциуму в качестве займов. Еще миллиард госбанки должны выдать российским инвесторам, которые направят их консорциуму вместе с собственными средствами. ВЭБ выделит консорциуму напрямую 2,5 млрд долларов. Всеми этими средствами консорциум и оплатит активы «Мечела» и Evraz. «Мечел» должен получить 7,5 млрд долларов наличными, долю в консорциуме и его облигации на миллиард. Деньги пойдут на погашение большей части задолженности компании (чистый долг 8,3 млрд долларов). Evraz за продажу ЗСМК и «Распадской» может выручить 2,5 млрдв долларов.
В конечном счете состав акционеров консорциума должен выглядеть так: у российских и иностранных инвесторов будет 50%, у «Мечела» и владельцев порта Ванино — по 20%, судьба еще 10% неизвестна. Источники газеты предполагают, что речь может идти об основных акционерах Evraz — Романе Абрамовиче, Александре Абрамове и Александре Фролове.
Напомним, в марте президент Владимир Путин поручил разработать схему финансовой поддержки «Мечела». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков накануне сказал, что правительство должно предоставить президенту лишь финальный утвержденный вариант, который премьер Дмитрий Медведев. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова подтвердила, что схема создания консорциума рассматривается, однако это одно из предложений и никаких решений нет.
Источник газеты, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что урегулированием долгов «Мечела сейчас главным образом занимается ВЭБ. Другой источник отметил, что схемы урегулирования ситуации вокруг Мечела «постоянно меняются, так что даже вовлеченные в процесс субъекты рынка не всегда могут оценить, насколько актуален тот или иной вариант».
В «Мечеле» заявили, что не знают о подобной схеме и не участвуют в возможных переговорах по ней. В Evraz, Millhouse Романа Абрамовича, госбанках, ВЭБе и министерствах отказались от комментариев.
Однако о схеме слышал источник в одном из банков—кредиторов «Мечела». По его данным, кредитора устраивает только вариант, при котором ВЭБ станет основным акционером компании, в противном случае банк будет настаивать на ее банкротстве.
«Мечел» — одна из самых закредитованных российских компаний. Ее общий долг на апрель 2014 года составил 8,6 млрд долл. Крупнейшими кредиторами компании являются российские банки — Газпромбанк (2,3 млрд долларов), Сбербанк (1,3 млрд долларов) и ВТБ (1,8 млрд долларов). Главе совета директоров «Мечела» Игорю Зюзину принадлежит 67,42% акций компании, из которых 41,6% заложено по кредитам.
Ранее обсуждался план спасения «Мечела», в соответствии с которым конечным кредитором компании мог оказаться Банк России. В рамках плана спасения обсуждалась схема, при которой банки-кредиторы компании —Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ — купят облигации ВЭБа на 180 млрд рублей и заложат их в ЦБ. Об этом в конце июня рассказали РБК два федеральных чиновника и близкий к «Мечелу» источник.
В конце мая в СМИ появилась информация, что банки-кредиторы готовы отстранить Зюзина от управления компанией, а затем найти ей нового владельца. Сам Зюзин не раз поднимал вопрос о господдержке «Мечела» на совещаниях в правительстве. Бизнесмен предлагал ВЭБу долю в компании в обмен на помощь с долгом, но это ни к чему не привело.
Широкой публике имя миллиардера Игоря Зюзина стало известно в июле 2008 года, когда на него и принадлежащий ему «Мечел» обрушился с критикой Владимир Путин. Тогда Зюзин не явился на заседание правительства, где обсуждались проблемы отрасли.
«Собственника и руководителя "Мечела" Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на совещание, но он вдруг заболел. А меж тем в первом квартале его компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже рыночных. А маржа где, в виде налогов?» — задал вопрос Путин. Тогда же он посоветовал Зюзину как можно быстрее поправиться, «иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы».
Столь жесткие высказывания привели к тому, что акции компании подешевели более чем на 30%, а ее капитализация разом уменьшилась на 5 млрд долларов. Спустя два года, в 2010-м, Владимир Путин заявил, что сожалеет о том, что его критика привела к такому падению.
Если в 2008 году в списке богатейших россиян по версии Forbes Игорь Зюзин занимал 12-е место с состоянием 13 млрд долларов, то к 2014-му он опустился на 194-е место с 450 млн долларов, а капитализация «Мечела» за шесть лет упала в десятки раз и сейчас на «Московской бирже» составляет около 700 млн долларов, тогда как на пике было 24 млрд, напоминает «Коммерсант Деньги».
Издание отмечает, что для металлургических компаний сейчас не лучшее время: все они отягощены долгами, а спрос и цены на металлы на мировых рынках, упавшие еще в 2008 году, так до сих пор и не восстановились. В частности, «Русал» уже несколько лет работает на грани рентабельности.
Сначала это объяснялось мировым финансовым кризисом, теперь — замедлением китайской экономики. В настоящее время в Китае производится около 30% продукции металлургии в мире, и в этом принимают участие как непосредственно китайские предприятия, так и иностранные заводы, расположенные на территории страны.