Второй по величине сталелитейный концерн в мире, европейская компания Arcelor SA объявила о слиянии с крупнейшим производителем стали в России – ОАО «Северсталь». Сумма сделки, которая завершится в июле, составляет 13 млрд евро. Таким образом Arcelor намерена защитить себя от недружественного поглощения со стороны крупнейшего производителя стали Mittal Steel и самой стать самой крупной сталелитейной компанией в мире. В первые минуты после объявления о сделке акции «Северстали» выросли более чем на 21% на ФБ ММВБ и на 23,7% в РТС.
Согласно условиям сделки, держатель контрольного пакета акций «Северстали» Алексей Мордашов передаст Arcelor все принадлежащие ему акции подразделений по производству стали «Северстали» (включая компанию Severstal North America), ЗАО «Северсталь-ресурс» (железнорудные и угольные активы), свою долю в итальянском производителе стали Lucchini, а также 1,25 млрд евро наличными. В обмен на это Мордашов получит 295 млн недавно выпущенных акций Arcelor по цене в 44 евро за акцию (всего на 13 млрд евро). В итоге Мордашову будет принадлежать около 32% акций объединенной компании. Нынешним акционерам Arcelor, по условиям сделки, будет принадлежать около 68% акций объединенной компании.
Алексей Мордашов займет должность неисполнительного председателя совета директоров объединенной компании и получит право назначать 6 из 18 членов совета директоров. Он принял на себя обязательство голосовать своими акциями в соответствии с рекомендациями совета директоров, не совершать с акциями каких-либо операций в течение четырех лет и не продавать их в течение пяти лет. Председателем совета директоров расширенного Arcelor останется Йозеф Кинш, а президентом – Ги Долле. Условия сделки также оговаривают, что в руководство объединенной компании войдут три управляющих совета: аудиторский совет, все члены которого будут независимыми, совет по назначениям и выплате заработной платы, председатель которого также будет независимым, и совет по стратегии, члены которого будут назначаться Мордашовым. Всего в руководство компании войдут 18 неисполнительных членов советов, 9 из которых будут независимыми. В объединенной компании каждая акция будет иметь право на один голос.
Как подчеркнул в беседе с корреспондентом «Полит.ру» аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов, слияние еще не одобрено собранием акционеров, однако в случае если это произойдет, возникнет крупнейший металлургический холдинг, с объемом производства около 70 миллионов тонн стали, который будет контролировать основные рынки Европы, Северной Америки, России и Ближнего Востока.
Реакция индийского концерна Mittal Steel, пытавшегося поглотить Arcelor, как и следовало ожидать, была негативной. Концерн уже выразил «обеспокоенность по поводу того факта, что Arcelor рассматривает возможность такой сделки, возможно, без учета мнения своих акционеров, что потенциально может воспрепятствовать реализации предложения Mittal Steel».
Ранее Arcelor уже пытался установить контакты с российскими металлургическими компаниями, в частности с НЛМК Владимира Лисина, ММК Виктора Рашкина и «Евразхолдингом» Александра Абрамова, однако в конце концов пришел к соглашению с «Северсталью», поскольку эти две компании активно сотрудничали на протяжении последних лет. Не последнюю роль в этой сделке сыграло и одобрение со стороны государства.
Подобное слияние будет выгодно «Северстали» в долгосрочной стратегии, считает аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова. «Учитывая цикличность черной металлургии, объединение с Arcelor сделает компанию более устойчивой к рыночным колебаниям и даст ей возможность расширения рынков сбыта. Вдобавок ко всему сотрудничество с Arcelor позволит российской компании получить доступ к новейшим технологиям и расширить производство дорогостоящей продукции, что также положительно скажется в долгосрочной перспективе», - сказала Кочешкова «Полит.ру».
Тем не менее, стоит отметить, что слияние может оказаться и довольно проблемным для компании Мордашова. Дело в том, что традиции менеджмента в компаниях довольно сильно разнятся, а корпоративный кодекс у «Северстали» вообще пока отсутствует. Непонятно также, насколько понравится зарубежным акционерам «социальная ответственность бизнеса» в ее российском понимании, о которой Мордашов недавно говорил на встрече с Владимиром Путиным. Похоже, в желании скорейшего слияния и в страхе перед Mittal Steel договаривающиеся стороны упустили эти нюансы, которые в перспективе могут привести к недопониманию между российскими и западными бизнесменами.