будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 15, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Автомобиль на шее

Правительство в этот четверг собирается обсудить ситуацию в автомобильной промышленности – отрасли, испытывающей сейчас действительно далеко не лучшие времена. Только способно ли оно будет помочь с нейтрализацией факторов, приведших к этой ситуации? Тем более, что мы в ней далеко не одиноки - постепенно тормозить начинает вся мировая автомобильная промышленность.

Продажи легковых автомобилей в Европе в I квартале 2005 года сократились на 3,2%, в США за январь-февраль – приблизительно на ту же величину, в России за первый квартал – на 9,1%. Причем, у нас ситуация настолько плоха, что кроме традиционных методов борьбы со слабым спросом – остановкой сборочного конвейера и временным роспуском персонала – стали использоваться доселе неизвестные в российских автосалонах скидки с розничных цен. Пока, правда, эти скидки готовы предоставлять дилеры за счет снижения своей прибыли, но в скором времени по той же дороге пойдут и производители. Запасы непроданных автомобилей, в основном производства АвтоВАЗа, к маю достигли 80 тыс. штук, что в два раза выше нормы.

Падение продаж легковых машин кажется странным на фоне прошлогоднего скачка. Тогда продажи выросли более чем на 7%, и, как казалось многим, должны были увеличиваться и в дальнейшем. Постоянное увеличение доходов населения плюс широкое распространение потребительского кредитования делали перспективу непрерывного роста вполне реальной. К этому присоединялось наращивание производственных мощностей иностранными производителями на российской территории. В общем, все складывалось благополучно, но надежды на продолжение роста продаж оказались несбыточными.

Торможение продаж и производства, как в России, так и за рубежом, могло произойти, как минимум, по двум причинам. Во-первых, за прошлый год, вследствие роста стоимости нефти, подорожал бензин, и многим семьям эксплуатировать имеющиеся машины стало накладно, вот они и решили от них избавиться. А многие семьи, желающие машины приобрести, решили или повременить с покупкой, считая, что эксплуатация обойдется очень дорого, или купить автомобиль, побывавший в эксплуатации чтобы переплачивая на эксплуатационных издержках, сэкономить хоть на капитальных расходах. Во-вторых, не менее сокрушительный рост цен на металл, также имевший место в прошлом году, повысил стоимость новых автомобилей до уровня, делавшего их покупку крайне затруднительной, даже с привлечением “дешевого” потребительского кредита. И в-третьих, что уже является спецификой России, рост доходов явно сконцентрировался только в одной доходной группе, которая машины отечественного производства явно не уважает.

Это неуважение проявилось в том числе и в резком росте импорта машин иностранного производства. В прошедшем году импорт автомобилей вырос на 81%, со 193 тысяч до 350 тысяч, а за первые два месяца 2005 года рост импорта составил 93% по сравнению с январем-февралем 2004 года. При этом ввозится все больше и больше новых, а не подержанных машин, так как все тот же рост доходов вместе с ростом импортных пошлин на машины с длительным сроком эксплуатации сдвигает покупательский спрос в более качественный сегмент рынка.

Основной же автомобильный потребитель (причем, не только в России) оказался между двух огней. Рост цен на металл сделал покупку новых машин очень дорогим удовольствием, а рост цен на бензин сделал дорогим удовольствием их эксплуатацию. И вот, как результат совместного действия этих двух факторов, спрос на автомобили стал падать, а вслед за спросом стало падать и предложение.

В условиях сужения потребительского спроса конкуренция между производителями начала ужесточаться, и первые жертвы уже появились. General Motors объявила об убытках за первый квартал текущего года, и проанонсировала еще большие убытки в последующих хозяйственных периодах. После этого ведущее рейтинговое агентство понизило оценку облигаций корпорации, и заодно сделало то же самое с облигациями Ford, так как у него сильно упали продажи. С такими же трудностями столкнулся Volkswagen, чьи продажи в Китае в прошлом году сократились на 5,6%, а за первый квартал 2005 года снизились так сильно, что цифра падения постоянно корректируется – никто не может поверить, что подобный спад вообще возможен.

Скорее всего, в 2005 году конкуренция будет только усиливаться, а количество жертв – возрастать, так как в условиях роста стоимости производства и эксплуатации у автопроизводителей есть только одна возможность поддерживать продажи на достаточном уровне – компенсировать рост цен на бензин снижением цен на конечную продукцию. Естественно, позволить подобную политику могут только те корпорации, у которых “финансовая подушка” достаточно большая, или, как это имеет место у General Motors, существуют большие социальные обязательства перед персоналом, которые при определенном нажиме компания может с себя снять и тем самым сократить себестоимость продукции. Для других корпораций участие в “гонке цен” будет губительным, им придется скорее всего последовать примеру российских коллег, и на снижение спроса ответить не снижением цен, а остановкой производства и увольнением персонала.

Если же процесс сжатия автопроизводства примет массовый характер, его последствия для всей мировой и, в частности, российской экономики будут не самыми приятными. Сокращение выпуска автомобилей повлечет за собой сокращение спроса на металл, а уменьшение продаж автомобилей вызовет сокращение спроса на бензин. После чего ценовая спираль начнет разворачиваться в обратную сторону, цены на металлы и топливо начнут снижаться, а поскольку для нас это основные экспортные товары, то начнет падать валютная выручка и прибыль российских экспортеров. Причем падение валютной выручки обернется общим падением продаж, так как переориентироваться металлурги и нефтяники с внешнего рынка на внутренний вряд ли смогут из-за его узости.

Если бы мировые автоконцерны успели перенести к нам хотя бы небольшую часть своего производства, то падение мировых цен на металл и топливо было бы не так страшно, как сейчас: тот металл, который не стал использовать завод Ford, расположенный в США или Канаде, смог бы использовать завод Ford, находящийся в Ленинградской области. И место импорта заняла бы аналогичная продукция местной сборки. Но этого, к сожалению, не будет, поэтому вслед за падением в мировой автомобильной промышленности аналогичное по размеру снижение производства произойдет и в российской металлургической и топливной отраслях. И нам остается надеяться только на то, что оно будет носить медленный и постепенный характер, давая производителям возможность приспособиться к ухудшению условий своей деятельности.

См. также:

  • Гриценко. Откуда взялся экономический спад?
  • Гриценко. Выхлопные газы Тойоты
  • Гриценко. Российский автопром защитят... иностранцы
  • Гриценко. Промышленный спад и потребительский бум
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).