будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
БРИКС
Июнь 15, 2025
Хозяйство
Сакоян Анна

Банк БРИКС: pro et contra

Банк БРИКС: pro et contra
brics-1
Саммит стран БРИКС. Источник: Фото: kremlin.ru

Одним из наиболее обсуждаемых в прессе событий в связи с саммитом стран БРИКС в Форталезе (Бразилия) стало подписание соглашения о создании Нового банка развития. Оценки этого проекта высказываются самые разные. Есть те, кто считает его прорывом, благодаря которому мировая финансовая система станет более справедливой и устойчивой. Их оппоненты считают, напротив, что это очередной политизированный институт, имеющий мало отношения к фактическому финансированию развития. Наконец, есть умеренные комментарии, авторы которых пытаются просчитать, при каких условиях эта инициатива может оказать положительное воздействие на мировую экономику.

Китайское издание Синьхуа опубликовало материал, в котором формирование Банка развития БРИКС описывается как долгожданный шаг, благодаря которому мировой порядок станет более справедливым. «Это радостное событие стало плодом совместных усилий представителей БРИКС, которые стараются углубить свое экономическое сотрудничество и увеличить свой потенциал с помощью новых средств и методов. Это также уничтожает сомнения в том, что страны-участники действительно намерены создать такой банк, и повышает доверие инвесторов к развивающимся экономикам».

Новый банк развития, поясняет Синьхуа, ориентирован на помощь странам, которые испытывают проблемы из-за медленного экономического роста, быстрой инфляции, утечек капитала и обесценивания валюты под влиянием мирового экономического кризиса, а также снижения экспорта в развитие страны. Чтобы устранить дисбаланс, развивающимся странам следует объединиться и вступить в полноценное сотрудничество друг с другом. Это позволит им увеличить свой инновационный потенциал и реформировать экономические структуры, что в дальнейшем приведет к росту их конкурентоспособности на мировом рынке. Также создание Нового банка развития выгодно и таким крупным международным финансовым институтам, как Всемирный банк и МВФ, потому что он будет способствовать стабилизации международной финансовой системы в целом.

В другом материале в том же издании отмечается, что инициатива БРИКС обещает стать эффективной альтернативой этим институтам, находящимся под сильным влиянием развитых стран Запада. «Банк будет оказывать финансовую поддержку для формирования необходимой инфраструктуры и стабилизации проектов развития не только в пяти странах-участницах БРИКС, но и в других развивающихся экономиках мира». Всемирный банк и МВФ подвергаются в статье критике за политизированный подход к предоставлению ссуд, в результате чего некоторые страны годами не могут сдвинуть свою экономику с мертвой точки, в то время как другие страны процветают.

При этом оговаривается, что «диверсификацию, которую обеспечил своим возникновением Новый банк развития, не следует интерпретировать как продукт "игры с нулевой суммой"». Инвестиции в инфраструктуру и развитие государств всегда слишком велики, чтобы какой-либо институт мог с этим справиться в одиночку. Это означает, что все имеющиеся финансовые институты должны будут сотрудничать между собой и координировать свои действия. «Что касается западных СМИ, которые преувеличивают амбициозность нового банка БРИКС в плане конкуренции, - говорится в заключение, - то им следует вспомнить слова президента Всемирного банка Джима Ён Кима, который сказал: "Работы хватит на всех"».

 
Алан Битти

Весьма скептически о проекте (текст написан еще в июне) банка БРИКС высказывается Алан Битти (Alan Beattie), эксперт Financial Times по международной экономике. По замыслу, поясняет Битти, банк развития призван заполнить огромную лакуну в финансовой инфраструктуре, вызванную потребностями быстро развивающихся экономик. Еще одна мотивация к созданию банка – желание «избежать того, что они [страны БРИКС] называют недостатками Всемирного банка и региональных банков развития: господство богатых стран и чрезмерное количество условий кредитования. Однако в результате этого подхода деятельность банка БРИКС рискует оказаться объектом политических махинаций, а структура его управления его будет неопределенной».

В качестве иллюстрации Битти приводит примеры других банков развития, которые уже создавались с аналогичными целями. В первую очередь, это Банк развития Китая, огромный финансовый институт, который был создан, прежде всего, в целях развития собственно китайской инфраструктуры, «в том числе плотины "Три ущелья", которую отказался финансировать Всемирный банк на основании того, что этот проект не отвечает его стандартам по экологии и правам человека». Теперь этот банк дает ссуды и другим странам, особенно африканским, причем гораздо больше, чем Всемирный банк, и проценты у него ниже. Но по факту эти средства направляются не на нужды развития, а на продвижение интересов Китая в плане доступа к природным ресурсам и экспорта.

 
Банк развития Бразилии

Еще один пример – Банк развития Бразилии (BNDES), который, хотя и обладает более прозрачной структурой, чем китайский, тем не менее, регулярно подвергается критике со стороны наблюдающих НГО. Бразильский банк, в частности, финансировал некоторые этапы подготовки к чемпионату мира по футболу, и в этой сфере систематически отдавал предпочтение компаниям с хорошими политическими связями, которые требовали больших денег, а общему развитию такая стратегия не способствовала.

Таким образом, альтернативные банки обладают существенно менее прозрачной структурой и больше склонны к теневой деятельности, чем институты, находящиеся под контролем западных стран. Банк БРИКС также рискует стать одним из таких глубоко политизированных и коррумпированных организаций. «Конечно, у банка БРИКС есть возможность действительно чего-нибудь добиться. Для него есть ниша как в области управления, так и в сфере финансов. Наверняка есть возможность сделать его более прозрачным, чем банки вроде бразильского BNDES или латиноамериканского CAF, и при этом не задушенным бюрократией, как Всемирный банк... На это можно надеяться, хотя едва ли совместный проект, инициированный пятью такими разными странами – в каждой их которых правительство зачастую действует скрытно, - сможет стать таким, чтобы структура нового банка и принимаемые решения по поводу того, кому и на что давать деньги, были прозрачны".

 
Усман Жак Мандэн

Другой эксперт, Усман Жак Мандэн (Ousmène Jacques Mandeng), также в блоге при FT, высказался менее категорично. По его мнению, банк БРИКС – это в основе своей необходимый проект, хотя всё зависит от того, насколько грамотно он будет выстроен. Еще до образования этого института существовали альтернативы МВФ и Всемирному банку – как на национальном, так и на региональном уровне. Это естественно и правильно, так как накладки, межнациональные конфликты, а также расхождения региональных и государственных интересов зачастую неизбежны, и чтобы это компенсировать должен быть большой выбор источников финансирования.

Между тем, ввиду быстрого развития экономик и, соответственно, изменения международного экономического ландшафта, международные финансовые институты должны адаптироваться к новым условиям. С этой точки зрения, появление нового банка – это многообещающее событие, потому что он может с самого начала оказаться таким институтом нового поколения.

В настоящий момент среди институтов развития, даже при наличии альтернатив, лидируют банки и фонды, которыми управляют развитые экономики, в первую очередь МВФ – за счет того что у него предусмотрен механизм для обеспечения быстрых ссуд. Тем не менее, эти лидеры все чаще сталкиваются с конкуренцией на региональном уровне. Один из серьезных поводов для критики МВФ состоит в том, что система его управления представляется недостаточно справедливой. Еще в 2006 г. там начался процесс реформирования этой системы, с тем чтобы сделать ее более эгалитарной по отношению к участникам, однако изменения до сих пор не вступили в силу.

В этом смысле банк БРИКС представляет собой альтернативное решение. Однако пока трудно судить о том, насколько этот проект окажется жизнеспособным и не появятся ли его клоны, которые создадут лишнюю конкуренцию. «Асимметрия экономического и финансового развития остается одним из наиболее примечательных качеств мировой экономики. БРИКС и другие развивающиеся рынки по-прежнему пребывают в болезненной зависимости от основных финансовых центров и крупнейших международных валют, посредством которых они участвуют в торговле и инвестиционных потоках».

«Чтобы действительно получить вес, - заключает автор, - банк БРИКС должен сосредоточиться на создании финансовой инфраструктуры, которая бы соединяла страны БРИКС с другими развивающимися рынками. Прежние договоренности между национальными банками развития в странах БРИКС уже предполагали финансирование в местной валюте, и это было только началом. В этом смысле важным шагом представляются попытки Китая сделать юань международной валютой». Если банку БРИКС удастся создать такую надежную финансовую архитектуру, то он имеет шанс стать серьезным шагом на пути к настоящей финансовой глобализации.

Сакоян Анна
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).