будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 15, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Бессмысленное назначение

Бессмысленное назначение
gricenko1
Григорий Гриценко. Источник: Полит.ру

Обсуждение ситуации в Московской области, начавшееся после присоединения ее достаточно крупной части к Москве и получившее дополнительное развитие в связи со сменой губернатора, позволило выявить, как минимум, три ее существенные характеристики.

Первая: Московская область так сильно зависит от Москвы, что собственно «областного хозяйства» практически не существует. Областные объекты настолько завязаны на столицу, что никакой самостоятельной, независимой структуры не создают.

Вторая характеристика состоит в том, что районы Московской области настолько крупные и мощные, что представлют из себя достаточно самостоятельные в хозяйственном отношении единицы. Это специфическая черта именно Московской области, так как большая часть т.н. сельских районов других областей России является в хозяйственнои отношении совершенно маломощными.

Третья характеристика заключается в том, что предприятия, находящиеся в области, технологически между собой мало связаны, а это значит, что и сами районы друг с другом общаются слабо, и такого понятия как «межрайонный обмен» или «внутриобластной рынок» просто не существует. Вот с Москвой такой обмен существует, и по очень многим позициям, а друг с другом – практически нет.

В общем, Московская область представляет собой достаточно рыхлую, аморфную структуру, ориентированную больше вовне, чем внутри себя, и поэтому, глядя на нее, не может не сложиться впечатления, что отдельная администрация для нее вовсе и не нужна. То есть ныне действующая московская областная администрация представляет собой только промежуточную структуру, которая не выполняет никаких полезных функций и является всего лишь реликтом прошлого.

Но если не нужна областная администрация, то и губернатор для области тоже не нужен. Если нет объекта для руководства, то и потребность в руководителе отсутствует. И это отсутствие потребности в руководителе особенно хорошо заметно именно в Московской области.

Чтобы обосновать это соображение, мы вкратце объясним, в чем состоит основная задача всех областных администраций - это выравнивание уровней бюджетной обеспеченности городов и районов, входящих в состав области (есть еще, конечно, задачи по увеличению инвестиционной привлекательности региона, развитию человеческого капитала и т.д., но слишком уж редко они оказываются в фокусе внимания региональных руководителей, чтобы принимать их в расчет).

Указанная работа носит двойной характер, так как областная Администрация имеет дело сразу с двумя финансовыми потоками.

Первый финансовый поток поступает в областной бюджет из федерального бюджета (т.н. федеральный трансферт), и используется для покрытия дефицита областного бюджета и районных бюджетов. Дефицит этих бюджетов - явление не случайное, он практически встроен в систему местных финансов, потому что расходы бюджетов явлются достаточно жесткими и осуществляются по единым для всех регионов нормативам. И местные администрации ничего с этими расходами сделать не могут, поскольку они являются как бы заданными сверху. А вот доходы, понятное дело, везде разные, где-то они больше, где-то они меньше, поэтому часть областей, краев и республик Российской Федерации может своими доходами покрывать нормативные расходы, а часть – не может. Отсюда у Федерации возникает обязательство по покрытию дефицитов областных бюджетов, так как эти дефициты возникли не вследствие плохого руководства областных администраций, а вследствие жесткой заданности расходов и неравномерного распределения доходов по территории страны.

И вот как раз основной задачей областной администрации является получение федерального трансферта и его дальнейшее распределение по областным бюджетополучателям, по городам и районам области, чтобы покрыть дефициты их местных бюджетов и выравнять их бюджетную обеспеченность.

Это первый финансовый поток, который существует уже очень давно; но, кроме него, в ряде областей существует другой финансовый поток, который называется отрицательным трансфертом. Этот трансферт возникает в том случае, если на территории того или иного района (города) объем собираемых налогов и неналоговых доходов, которые закреплены за данным бюджетом, превышает нормативные расходы. Тогда у областного бюджета возникает право перераспределить этот излишек в свою пользу и отправить на финансирование дефицитных районов.

Разумеется, если размер таких отрицательных трансфертов будет большим и постоянным, то он может сравняться с размером федерального трансферта, что сделает последний избыточным. И тогда уже федеральный бюджет получает право перераспределить его сумму на другие цели.

Такова основная задача всех областных администраций. В Московской области она решается очень легко, потому что федеральный трансферт составляет относительно незначительную часть доходов областного бюджета (10% в 2011 году, 11% в 2010 году). То есть если многие области России являются дотационными и без внешней поддержки существовать не могут, то вот Московская область и ее районы могут прожить относительно самостоятельно, почти без поддержки извне.

Соответственно, потребность в некой промежуточной инстанции, которая сначала получает финансовые ресурсы из Федерации, а потом разбрасывает их по местным бюджетополучателям, практически полностью отсутствует. Ну, а если, повторимся, нет потребности в инстанции, то и нет потребности в ее руководителе.

Власти, принимающие ответственные решения, могли, в принципе, учесть это соображение, и не принимать поспешных решений с назначением нового губернатора. В конце концов, если для его осмысления требовалось время, то могли бы назначить одного из заместителей г-на Громова в качестве и.о., и потом думать сколько влезет. Но они поторопились назначить на пост губернатора уважаемого человека, которого просто так с этой должности не снять; поэтому административная и финансовая структура Московской области останется законсервированной еще на много лет. А очень жаль – была возможность провести ее модернизацию.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).