будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Болевые точки сырьевой экономики

Болевые точки сырьевой экономики
gricenko1
Григорий Гриценко. Источник: Полит.ру

Выступая на Петербургском экономическом форуме, Владимир Путин признал, что сырьевая экономика России уязвима перед мировым кризисом, и предложил ряд мер по недопущению в будущем негативных эффектов. Разбирать эти меры мы сейчас не будем, и только отметим, что наилучшим способом решения проблемы сырьевой зависимости был бы контроль со стороны России над мировыми ценами на нефть.

Если бы контроль находился в наших руках, никаких проблем у российской экономики просто бы не возникало. Но это пока остается за гранью возможного, и управлять ценами по-прежнему будут страны ОПЕК, поэтому экономические проблемы у России, увы, остаются. А это значит, что вместо того, чтобы влиять на ситуацию, к ней придется приспосабливаться.

Чтобы количественно оценить масштаб трудностей, с которыми начинает сталкиваться российская экономика, после того, как мировые цены начинают падать, можно использовать несколько подходов. Мы попробуем наиболее простой – анализ изменения доходов бюджетного сектора в случае длительного падения мировых базисных цен. Этот подход прост в использовании потому, что у нас уже был опыт последнего квартала 2008 года и 2009 года, когда мировые цены на базисные товары сильно упали, и доходы государственного бюджета от этого пострадали очень заметно. Так что мы можем легко понять, как меняются бюджетные доходы при том или ином падении базисных цен в относительно недалеком будущем.

Динамика доходов федерального бюджета за несколько последних лет

Как видно из данных, приведенных в этой таблице, доходы от косвенного обложения внешнеторговых операций в два-три раза превышают косвенные доходы от обложения внутренних операций. В 2007 году обложение внешнеторговых операций составило 37% доходов бюджета, а в 2008 году – уже 50%. И эта структура поступлений не замедлила сказаться в кризисном 2009 году, когда бюджет сразу потерял 1,2 трлн. доходов из-за падения объемов внешней торговли, и не смог компенсировать их за счет роста внутреннего обложения. В следующих, 2010 и 2011 годах эти доходы восстановились и даже превысили докризисный уровень, но рост, как мы видим, оказался не очень долговечным. И для федерального бюджета это чревато большими неприятностями.

Правда, ущерб от возможного падения базисных цен может быть распределен неравномерно, и это вселяет некоторую надежду. Как видно из приведенной таблицы, доходы от обложения внешнеторговых операций состоят из обложения экспорта и обложения импорта. Львиная доля обложения экспорта - это пошлины на три основных российских экспортных товара: сырую нефть, природный газ и нефтепродукты. Эта доходная группа самая большая, но и больше всего зависящая от колебаний цен на нефть.

Обложение импорта не так волатильно, так как цены на импортируемые товары или вообще не меняются, или меняются крайне незначительно. В этой статье дохода главное, чтобы не произошло сокращение общего объема импорта, хотя застраховаться от этого очень сложно. Если вследствие падения цен на органическое топливо экспортная валютная выручка российских компаний уменьшится, то это почти автоматически приведет к росту курса доллара и евро, и вслед за этим произойдет сокращение объемов импорта. В 2009 году оно было впечатляющим, сразу на $100 млрд., что привело к потере 450 млрд. руб. бюджетных доходов.

Сейчас нам остается только надеяться, что падение цен на органическое топливо и общий объем падения экспорта будут не такими сильными, как в 2008-2009 годах, и поэтому бюджетные доходы (как и доходы других хозяйственных агентов) просядут не так значительно.

Таковы болевые точки сырьевой экономики, и пока власти не предпринимали никаких реальных шагов по их ликвидации. Конечно, накопление разного рода резервов смягчает кризисные явления, но это только в том случае, когда кризис длиться не долго – например, не больше года. Но в мировой экономике кризис (вернее, депрессия), длятся уже больше трех лет, и на такой срок (а он наверняка будет гораздо больше) резервов точно не хватит. И тогда придется сокращать расходы, что еще больше усугубит кризисные явления.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).