Минфин подготовил анализ находящегося в стадии принятия бюджета РФ-2013. По мнению ведомства, наше государство, в силу большой зависимости от нефтегазовых доходов, очень сильно рискует в случае весьма вероятного падения цен на нефть. При резком падении доходов Резервного фонда хватит всего на год, и больше, по мнению министерства, денег брать будет неоткуда.
К рассмотрению бюджета РФ на 2013 год в Государственной думе Министерство финансов подготовило документ с анализом законопроекта и уточнением позиции ведомства относительно распределения финансов и грозящих экономике рисков.
Согласно документу, в 2012 году (по предварительной оценке) доход страны составит 12,7 трлн. руб., в 2013-м – 12,9 трлн., в 2014-м – 14 трлн. и в 2015-м – 15,6 трлн. Расходы же при этом будут составлять 100% дохода бюджета (с учетом отчислений в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния). Дефицит бюджета, заложенный в проект в будущем году, составит 0,8% ВВП (более 0,52 трлн.), в 2014 – 02% ВВП, а в 2015 и вовсе будет минимален – 0,01% ВВП.
В числе основных факторов, влияющих на структуру бюджета и объем расходов (а значит и на полутриллионный дефицит), Минфином названы бюджетные ассигнования на реализацию положений указов президента от 7 мая и «уточнение расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность».
И действительно. Расходы, на здравоохранение, образование или, скажем, культуру, в общем бюджете не выглядят сколько-нибудь значимыми на фоне обороны или развития МВД. Бюджет у нас в этот раз, можно сказать, оборонно-правоохранительный.
Так указы президента потребуют из бюджета в ближайшие три года почти 4,5 трлн. Только два из 11 указов – об увеличении зарплат работникам бюджетной сферы и здравоохранения – потребуют в ближайшие три года 0,6 трлн. рублей. На сегодня эти расходы учтены в проекте бюджета как «ассигнования на реализацию указов президента», которые до последнего момента пытались обеспечить за счет массовых увольнений в бюджетной сфере (ранее этот путь рассматривался едва ли не единственным).
На национальную оборону и правоохранительную деятельность совокупно бюджет уже отдал в 2012 году 6% ВВП (более 3,5 трлн. рублей), и теперь в планах увеличить эту цифру в 2013-2015 годах до 6,3% (согласно прогнозам, сумма составит более 5,2 трлн.). При этом конкретно на оборону затраты будут планомерно расти – с 3,2% ВВП в 2013 году до 3,7% – в 2015-м. В частности, рост расходов на модернизацию ОПК по отношению к затратам 2012 года, в 2015-м составит 221%. А рост среднего денежного довольствия военнослужащих должен уже в 2013-м вплотную подобраться к планке в 60 тыс. руб. в месяц, а к 2015-му – превысить 66 тыс. Что же касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то на сегодня оно, согласно данным Минфина, в 1,9 раза превышает средний размер пенсии гражданских лиц и будет повышаться, согласно проекту бюджета, не менее, чем на 2% сверх инфляции ежегодно.
Для сравнения, на образование и здравоохранение в 2012-м потрачено всего по 1% ВВП (620 млрд. руб.) и в течение ближайших трех лет, согласно проекту бюджета, эти затраты будут только сокращаться до 0,7% на образование и 0,4% на здравоохранение к 2015 году. На культуру и кинематографию до 2015 года предусмотрены расходы в размере 0,1% (около 100 млрд.) Это почти столько же, сколько предусмотрено в России на обеспечение пожарной безопасности. А на охрану окружающей среды правительство РФ планирует потратить в 2013 0% ВВП (22 млрд. руб.) и, к 2015 году, эта графа также обозначена как 0% или 26 млрд. руб., из которых непосредственно на охрану объектов предусмотрено лишь 8 млрд., а большая часть идет по статье «другие вопросы в области охраны окружающей среды».
Ожидаемая коррекция бюджета будет несущественной в 2013 году (ожидается приход 160 млрд. рублей, на фоне общего дефицита не очень смотрится) и даже отрицательной, с потерей 28 млрд. рублей, в 2014-м. Если, скажем, рост доллара до 34 рублей в течение ближайших двух лет принесет нам дополнительный триллион как бы из воздуха, то больше половины этой суммы мы тут же потеряем в связи с вступлением России в ВТО (237 млрд. в 2013 году, и 316 - в 2014-м), и еще примерно столько же должны потерять на уменьшении объемов импорта товаров, учитываемых ФТС.
При этом Минфин явно намекает, что ситуация, при которой формируется бюджет, весьма нестабильна.
«С учетом инфляции, наблюдаемые сейчас цены на нефть, являются самыми высокими за 150 лет (с 1864 года). Суммарная стоимость покупаемой в мире нефти как доля мирового ВВП сейчас превысила уровень 1985 и 2008 (5,2%); оба раза за таким пиком последовало резкое падение, которое в 1986 году привело к устойчиво низким ценам в течение 15 лет...», - гласит анализ Министерства финансов.
В тексте отмечается, что замедление темпов экономического роста в Китае и проблемы в еврозоне и США, как по отдельности, а уж тем более вместе, как раз и являются факторами, которые могут опустить нефть, и с большой скоростью. И это тогда, как нефтегазовые доходы РФ в 2012 году составляют более половины доходов государства – 50,5%, и, согласно планам, их доля до 2020 года не упадет ниже 43,5%.
«В случае падения цены на нефть до 70-80 долларов за баррель нормативной величины Резервного фонда (7% ВВП, установленная новыми бюджетными правилами, но которая еще не достигнута – «Полит.ру») будет достаточно для финансирования расходов в течение трехлетнего периода, в случае резкого падения цены на нефть (как в период кризиса 2008-2009 годов) – на финансирование расходов в течение года».
Далее Минфин приводит прогноз возможного сценария, при падении нефти до 60 долларов за баррель при 5% ВВП в резервном фонде: уже в 2014 году для покрытия расходов бюджета будет не хватать 1,4% ВВП, а в 2015 – 2,6%.
Нынешняя ситуация хоть и расценивается как более благоприятная, но все же, по мнению Минфина, мало отличается от ситуации прошедшего кризиса, когда «в случае отсутствия Резервного фонда, никакого другого альтернативного источника финансирования столь масштабных антикризисных мер найдено быть не могло».
В то же время Резервный фонд (обязанный «молча» и недвижимо охранять наш экономический покой) согласно данным на 25 сентября, составляет пока всего 3,2% ВВП (хотя по плану к декабрю там должно быть 4,5% или 2,8 трлн. рублей). А положенных 7% (или 7,1 трлн.) он, по прогнозу Минэкономразвития, должен достигнуть только к декабрю 2017-го. Так что раньше этого срока, если верить Минфину, кризис лучше не планировать.
Что же касается Фонда национального благосостояния (который, по идее, мог бы оказаться задействован на развитие инфраструктурных проектов в России), то его относительный объем будет год от года в течение трех лет только уменьшаться. Если на начало года он составлял 4,6% ВВП, то к концу уже – 4,5%. А к концу 2015 года он будет составлять вообще 3,4%. При этом реальная сумма с 2012 года изменится не намного, к 2015 она вырастет всего на 88 млрд, с учетом того, что в течение ближайших трех лет 30 млрд. из него пойдут на компенсацию бюджетного дефицита.
Во втором чтении проект закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» будет рассмотрен в Госдуме 16 ноября. В данный момент в Госдуме готовят поправки к главному финансовому документу страны.