будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Хозяйство

Бюджет, пенсионная реформа и фискальное регулирование

Исполнитель - А.Никольский



Содержание

  • Введение
  • Перераспределение финансовых ресурсов государством
    • Госбюджет
      • Бюджет-2002
      • Выполнение бюджета текущего года
    • Пенсионная реформа
    • Реформа ЖКХ
  • Фискальное регулирование
    • Общий уровень налогообложения
      • Налоговая реформа
      • Собираемость налогов
      • Подоходный и социальный налоги
      • НДС и налог на прибыль
      • Налог с продаж
      • Прочее
    • Методы сбора налогов
      • Автоматизация сбора налогов
      • Контроль за расходами граждан
      • Прочее
    • Налогообложение ТЭК


Введение

В Госдуме идет прохождение госбюджета на 2002г. Правительство легко пошло на увеличение объема федерального бюджета на 127 млрд. руб. для того, чтобы обеспечить "прохождение" документа в первом чтении, но затем вынуждено было "взять назад" эту сумму.

Продолжается осуществление пенсионной реформы. К настоящему моменту Госдумой уже приняты в первом чтении внесенные президентом законопроекты "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Для завершения пенсионной реформы необходимо окончательно принять эти законы, а также законы "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Основной обсуждаемый ныне вопрос - кто будет распоряжаться инвестированием накопительной части пенсий и каков будет механизм такого инвестирования. Правительство склоняется к тому, чтобы на первом этапе пенсионные деньги вкладывать исключительно в государственные ценные бумаги, а распоряжаться ими мог бы лишь Пенсионный фонд РФ.

Некоторые ожидаемые налоговые изменения также связаны с пенсионной реформой. Бюджетный комитет Госдумы рекомендовал разделить суммы единого социального налога, зачисляемые в настоящее время в Пенсионный фонд, на единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (для выплаты базовых пенсий), и на страховые взносы, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда для финансирования страховой и накопительной пенсии.

Продолжается дискуссия по налогу с продаж, который должен быть отменен в 2004г. Бюджетный комитет рекомендовал установить его в размере 4% и собирать со всех наличных платежей, включая пластиковые карты. При этом регионы будут иметь право устанавливать более низкую ставку налога.

Перераспределение финансовых ресурсов государством

Госбюджет

Бюджет-2002

Проект бюджета на 2002 год, внесенный правительством в Думу в конце августа, в процессе поиска компромиссов претерпел ряд изменений. Первоначально доходы бюджета были определены в размере 1 трлн 998 млрд руб., а расходы - в 1 трлн 872 млрд руб. Предусматривалась инфляция в 11-13%, ВВП в 10,6 трлн руб. Доходы бюджета рассчитывались исходя из мировой цены на нефть в $23,5 за баррель.

Данные параметры были подвергнуты критике со стороны ряда депутатов, в том числе в бюджетном комитете Госдумы. Претензии сводились к тому, что доходы бюджета, объем ВВП и величина инфляции существенно занижены, а депутаты отстранены от распределения ожидаемых дополнительных доходов бюджета.

К моменту рассмотрения бюджета в первом чтении правительство смогло договориться с большинством фракций. Основная уступка правительства заключалась в увеличении доходной части бюджета на 127 млрд руб. до 2,126 трлн. Против принятия правительственного варианта бюджета выступили коммунисты и аграрии, которые потребовали увеличения расходов на промышленность и сельское хозяйство. По мнению вице-премьера А.Кудрина, компромисс с коммунистами достигнут быть не может ввиду концептуальных расхождений. "Коммунисты нереально оценивают стимулы для промышленности, считая, что они создаются только бюджетным финансированием. На самом деле они создаются в первую очередь снижением налогов, созданием привлекательной инвестиционной среды и стабильностью в целом. Страна должна платить по долгам, сохранять стабильный курс. Это как раз то, чего добивается правительство. Но эти факторы почему-то меньше понятны депутатам", - сказал А.Кудрин.

Госдума на внеочередном пленарном заседании 28 сентября приняла в первом чтении проект бюджета на будущий год. Доходы бюджета составят 2 трлн 125 млрд 718 млн рублей, расходы - 1 трлн 947 млрд 386 млн рублей, профицит - 178 млрд рублей. Из общей суммы профицита бюджета 68 млрд 566 млн руб. планируется направить на погашение госдолга и 109 млрд 765 млн руб. - на образование финансового резерва. Объем ВВП в проекте бюджета запланирован в сумме 10 трлн 950 млрд руб., инфляция по итогам года - 12%. Налоговые доходы запланированы в объеме 1 трлн. 726 млрд. руб., неналоговые - 104 млрд. руб.

Общий объем финансовой помощи бюджетам других уровней в 2002 году планируется в объеме 245,4 млрд. рублей, или 15,2% от общих расходов федерального бюджета, сообщил представитель Счетной палаты РФ. По его словам, в сопоставимых ценах проектируемые в 2002 году расходы на финансовую помощь региональным и местным бюджетам должны возрасти почти на 22,7% по сравнению с аналогичными расходами текущего года. Вместе с тем представитель Счетной палаты высказал озабоченность тем, что сохраняется тенденция к снижению доходов региональных бюджетов в совокупных доходах консолидированной бюджетной системы. "Если в 1997 году эта доля превышала 60%, то в 2001 году она составила 49%, а в следующем году ожидается на уровне 45,2%", - отметил он.

Представитель Счетной палаты также подчеркнул, что доля налоговых доходов региональных бюджетов в общих налоговых доходах консолидированного бюджета в 2002 году составит лишь 37,8%, что противоречит Бюджетному кодексу (в кодексе зафиксировано соотношение 50 на 50). Кроме того, удельный вес расходов бюджетов субъектов Федерации в общих расходах консолидированного бюджета составит 46,1% против 47,8% в 2001 году. "Таким образом, на практике продолжается централизация бюджетной системы, что не совпадает с общими установками на развитие бюджетного федерализма, создает трудности в сбалансированности бюджетов разных уровней и особенно бюджетов органов местного самоуправления", - считает источник в Счетной палате.

Основная борьба за бюджет развернулась в процессе второго чтения, когда распределялись расходные статьи. Поскольку общая сумма бюджета увеличилась, то появились возможности увеличить ряд расходных статей. Вице-премьер А.Кудрин заявлял, что финансирование предполагалось увеличить по пяти позициям - поддержка субъектов Федерации в плане увеличения зарплаты работникам бюджетной сферы, финансирование целевых программ, дорожное строительство, АПК, а также закупка лекарств в связи с отменяемой с 1 января будущего года льготы по уплате НДС. Кроме того, планировалось увеличить финансирование антитеррористической деятельности.

Президент Владимир Путин призвал правительство трезво подходить к параметрам бюджета на будущий год, особенно к его расходной части. Глава государства предостерег правительство и парламент от того, чтобы в процессе обсуждения расходной части бюджета "тратить и распределять" ее заранее, поскольку неоправданное распределение в конечном итоге будет компенсировано "как обычно за счет населения". Призвав правительство внимательно отнестись к бюджетному процессу в Госдуме, Владимир Путин вновь предложил сначала определить принципы распределения дополнительных доходов бюджета, если таковые появятся, но не распределять сами доходы.

Основные параметры проекта федерального бюджета на 2002 год не будут пересматриваться в связи с намерениями ОПЕК понизить цены на нефть. Об этом сообщил первый заместитель министра финансов РФ Алексей Улюкаев. Согласно прогнозам финансовых аналитиков, ОПЕК может изменить свой ценовой коридор с нынешних 22-28 до 20-26 долларов за баррель.

Советник президента России А.Илларионов надеется, что в проекте федерального бюджета-2002 удастся избежать увеличения расходов на нужды национальной обороны. "Адекватные и разумные действия" во внешней политике сейчас во многом способны помочь в обеспечении необходимого уровня безопасности государства даже без увеличения бюджетных расходов, связанных с обороной, подчеркнул Илларионов.

Выполнение бюджета текущего года

Профицит консолидированного бюджета в январе-августе составил 54,7 млрд. рублей. Доходы консолидированного бюджета составили 827,571 млрд. рублей, расходы - 772,868 млрд. рублей.

Доходы бюджетов субъектов РФ в январе-августе были равны 592,971 млрд. рублей, расходы - 543,137 млрд. рублей. Бюджеты регионов за восемь месяцев текущего года были исполнены с профицитом 49,734 млрд. рублей, сообщили в Минфине.

Профицит федерального бюджета России в январе-июле 2001 года составил 167,8 млрд. рублей, сообщил Госкомстат. Доходы федерального бюджета за первые 7 месяцев этого года составили 846,9 млрд. рублей против 596,1 млрд. в январе-июле 2000г. На долю налоговых доходов за 7 месяцев 2001г. пришлось 783,4 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета (включая финансовую помощь бюджетам других уровней) составили в январе-июле 2001г. 679,1 млрд. рублей против 473,3 млрд. в январе-июле 2000 года.

В структуре доходов федерального бюджета в январе-июле 2001г. поступления НДС составили 321,4 млрд. рублей, налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - 188,1 млрд., налога на прибыль предприятий - 119,4 млрд., акцизов - 115,1 млрд. Неналоговых доходов получено 56,5 млрд. рублей, доходов целевых бюджетных фондов - 7 млрд.

В структуре расходов федерального бюджета в январе-июле преобладали затраты на обслуживание госдолга - 140,5 млрд. рублей, на национальную оборону - 127,3 млрд., на социально-культурные мероприятия - 101,1 млрд. Финансовая помощь бюджетам других уровней составила 126,3 млрд. рублей, расходы целевых бюджетных фондов - 6 млрд. На правоохранительную деятельность и обеспечение госбезопасности израсходовано 68,1 млрд. рублей, на госуправление и местное самоуправление - 18,4 млрд., на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику - 17,1 млрд., на промышленность, энергетику и строительство - 17 млрд.

Вице-премьер, министр финансов, А.Кудрин не исключил пересмотра в сторону увеличения объема дополнительных доходов федерального бюджета в текущем году. По его словам, речь может идти о получении дополнительных доходов в объеме 300-330 млрд. рублей вместо планируемых сейчас 280 млрд.

Дополнительные доходы консолидированного бюджета по итогам этого года предположительно составят более 200 млрд. рублей., сообщил вице-премьер, министр финансов, РФ Алексей Кудрин. Вице-премьер также дал понять, что ожидаемое увеличение доходной части проекта бюджета-2002 может составить около 100 млрд. рублей.

Дефицит бюджета в августе составил, по предварительным данным, 11,03 млрд. рублей, сообщается в информации Минфина. Доходы бюджета в августе были равны 133,25 млрд. рублей, или 105,9% от плана на этот месяц, расходы - 144,28 млрд. рублей, или 79,8% от запланированного, с учетом переходящих остатков финансирования предыдущих месяцев. Министерство по налогам и сборам в августе мобилизовало в бюджет 80,1 млрд. рублей, выполнив плановое задание на 107,6%. Государственный таможенный комитет обеспечил поступление 47,8 млрд. рублей (103,4% планового задания), Минимущество - 2,1 млрд. рублей (129,9%), Минфин - 1,3 млрд. рублей (78,4%). Расходы, запланированные на август, профинансированы на 98,8%, однако с учетом переходящих остатков предыдущих месяцев этот показатель составил 79,8%.

Дефицит федерального бюджета в августе объясняется пиковой выплатой по внешнему долгу, прокомментировали в Минфине предварительные итоги исполнения бюджета в августе. В августе Россия выплатила по внешнему долгу примерно $1,27 млрд. Из этой суммы более $1 млрд. было перечислено Парижскому клубу кредиторов. Это было вторым пиковым платежом по внешнему долгу в этом году. Кроме августа значительный по объему платеж иностранным кредиторам был сделан в феврале текущего года, и тогда бюджет тоже был сведен с дефицитом. В остальные месяцы объем выплат по внешнему долгу был меньше.

Как сообщил советник президента РФ Андрей Илларионов, в этом году Минфин стал более пристально следить за тем, на что расходуются бюджетные деньги. Бюджетополучатели теперь должны сначала представлять все счета и копии договоров с подрядчиками, и только на основании этого и при обоснованности договоров им выделяются деньги. В итоге на бюджетных счетах в казначействе осталось 80 млрд. рублей невостребованных денег. При этом никакой паники по поводу этих денег у бюджетополучателей к концу года не будет - Минфин предоставил им право использовать эти деньги в следующем году. Такое выявление истинных потребностей бюджетополучателей и сокращение необоснованных расходов Андрей Илларионов считает "бюджетной революцией".

Пенсионная реформа

Продолжается дискуссия по пенсионной реформе. Госдумой уже приняты в первом чтении внесенные президентом законопроекты "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Для завершения пенсионной реформы необходимо также принять федеральные законы "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Основной обсуждаемый ныне вопрос - кто будет распоряжаться инвестированием накопительной части пенсий и каков будет механизм такого инвестирования. Правительство склоняется к тому, чтобы средства накопительной части пенсий инвестировались в государственные ценные бумаги (по крайней мере, на первом этапе).

По мнению заместителя министра экономического развития и торговли М.Дмитриева, основная часть средств Пенсионного фонда (ПФР) в первые полтора-два года реформы пенсионной системы должна инвестироваться в государственные ценные бумаги. При этом из-за недостаточной емкости рублевого рынка госбумаг "придется выходить на рынок валютных облигаций как наиболее безопасный вид вложений для российских инвестиций", заявил М.Дмитриев в начале сентября. "В перспективе надо ставить вопрос о расширении объектов инвестирования в акции и корпоративные облигации, но для этого будут необходимы отдельные законы и акты, в том числе специальный закон от инвестировании накопительной части пенсий за рубежом", - добавил он.

Аналогичного мнения придерживается вице-премьер РФ Валентина Матвиенко. По ее словам, накопительную часть пенсии гражданам надежнее всего инвестировать в государственные ценные бумаги. Накопительная часть пенсии, особенно на первом этапе, должна размещаться в активы, абсолютно гарантированные государством, подчеркнула вице-премьер. Такой механизм должен быть в обязательной форме предусмотрен в законопроекте хотя бы на 2-летний период.

Правительство продолжает работу над главным законом пенсионной реформы - об инвестировании средств накопительной системы, - который превращает распределительную пенсионную систему в накопительную, и обещает представить его на рассмотрение депутатов Думы к концу года. Однако борьба вокруг законопроекта началась в самом правительстве, отмечает газета "Коммерсантъ". И это неудивительно: инвестиционный закон должен определить, кто будет управлять средствами пенсионной системы, как и куда инвестировать их. Изначально главный разработчик закона, первый заместитель министра экономического развития и торговли М.Дмитриев, четвертую часть пенсионных накоплений предложил инвестировать за рубеж, а остальное - в российские ценные бумаги. Но из-за того, что такие пропорции не понравились правительству, проект пять раз возвращался автору с требованием доработать его.

Это могло продолжаться еще долго, но тут в игру вступил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Проект РСПП, однако, практически полностью совпал с проектом Минэкономразвития. Вице-президент РСПП И.Юргенс предложил следующую схему распределения пенсионных денег: 25% накоплений, как и предлагало Минэкономразвития, разрешить направлять на мировые финансовые рынки, а 75% - в российские ценные бумаги и отечественные предприятия. Инициативу РСПП, естественно, поддержал и Михаил Дмитриев, который высказал опасения, что при иной схеме под угрозой срыва окажется вся пенсионная реформа. Такое заявление многим в Белом доме не понравилось, и против М.Дмитриева выступил Минфин. Специалисты Минфина предложили, чтобы первые два года пенсионной реформы считались переходными и чтобы в этот период накопленные резервы ПФ на 90-95% инвестировались в государственные ценные бумаги. Остальные же 5-10% если и войдут в какой-нибудь инвестиционный портфель, то лишь с целью отработки механизма управления этими средствами, размещения и контроля.

Законопроект "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" подвергся критике со стороны ряда экспертов. Законопроект предусматривает создание громоздкой структуры - сразу трех органов по контролю за инвестированием пенсионных накоплений: Координационного органа, специального Уполномоченного органа и общественного Наблюдательного совета. Кроме того, предусмотрено создание консультативного Экспертного совета. Ведущая роль в принятии ключевых решений и выработке порядка инвестирования пенсионных средств законопроектом отведена Координационному органу, которому напрямую подчинен государственный Уполномоченный орган. Кроме того, Уполномоченный орган ограничен в принятии самостоятельных решений и обязан ряд действий согласовывать с Координационным органом. При этом в законопроекте указывается, что в состав Координационного органа входят представители Пенсионного фонда РФ (ПФР). Наличие Координационного органа искажает саму идею государственного регулирования, т.к. ПФР как объект регулирования получает возможность непосредственно участвовать в процессе регулирования. Это дает ПФР неоправданные преимущества и ставит вопрос об эффективности контроля за его деятельностью со стороны государственного Уполномоченного органа. Кроме того, наличие дополнительной бюрократической структуры - Координационного органа - создаст лишние бюрократические барьеры в этой сфере.

Президент Владимир Путин призвал правительство ускорить процесс принятия в Госдуме законов, касающихся пенсионной реформы. Открывая 1 октября совещание в Кремле с премьер-министром и ключевыми членами правительства, глава российского государства подчеркнул, что пенсионная реформа - "одно из приоритетных направлений" работы Госдумы в осеннюю сессию. В связи с этим он обратил особое внимание на прохождение в Госдуме законопроектов, "связанных с судьбой инвестиций" [пенсионных средств].

Президент России Владимир Путин считает, что за последнее время ситуация в сфере пенсионного обеспечения в стране "неплохо развивается". Такое мнение Владимир Путин высказал в ходе встречи с руководителем Пенсионного фонда Михаилом Зурабовым. Президент попросил главу Пенсионного фонда рассказать, как проходит правовое обеспечение пенсионной реформы и в каком состоянии вообще находится пенсионная реформа.

Параллельно идет работа по совершенствованию уплаты пенсионной части социального налога. 27 сентября бюджетный комитет Госдумы одобрил соответствующий законопроект "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах", который входит в президентский пакет по пенсионной реформе. Суть документа состоит в том, чтобы разделить пенсионную часть единого социального налога (сейчас 28%) на две составляющие: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (его ставку предполагается установить на уровне 14%, а все средства пойдут на выплату базовых пенсий), и страховые взносы, которые будут зачисляться в бюджет Пенсионного фонда (еще 14% на финансирование страховой и накопительной части пенсии).

Минэкономразвития опубликовало на своем интернет-сайте согласованную с другими министерствами редакцию законопроекта "О профессиональных пенсионных системах в РФ". Изначально формирование льготных пенсий планировалось частично возложить на негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Однако из новой редакции документа следует, что участие НПФ в пенсионной реформе может оказаться формальным.

Льготные пенсии (профпенсии), которые выплачиваются работникам вредных производств, составляют 20% от общего объема выплачиваемых в РФ пенсий - около 30 млрд руб. ежегодно. Сейчас профпенсии финансирует Пенсионный фонд РФ (ПФР), а со следующего года, с началом пенсионной реформы, они будут финансироваться работодателем. И работодатель же будет выбирать, где накапливать профпенсии - в ПФР или НПФ. Однако условия выбора между государством и частниками оказались разными. "НПФ обязали резервировать около 20% от пенсионных резервов, а в ПФР этого ограничения нет, - пояснил "Коммерсанту" гендиректор НПФ "Интеррос-Достоинство" Сергей Кабалкин. - Это значит, что обслуживание профпенсии в НПФ обойдется дороже". Кроме того, последняя редакция законопроекта обязывает работодателя отчислять на профпенсии значительную часть фонда оплаты труда. В согласовательных межведомственных письмах этот тариф для предприятий установлен в 27%.

Минэкономразвития в течение месяца сможет завершить рассмотрение законопроекта "Об обязательных профессиональных пенсионных системах" (ППС). Об этом 3 октября заявил первый замминистра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев. Он сообщил, что в настоящее время законопроект не вызывает существенных разногласий, готов для рассмотрения в правительстве и последующего внесения его в Госдуму. Замминистра заявил, что законопроект предоставляет большие возможности выбора для работодателей конкретных организаций для осуществления пенсионного обеспечения. Работодатель также может решить, нужно ли ему осуществлять дополнительное пенсионное обеспечение или можно заменить его компенсационными надбавками при желании коллектива. М.Дмитриев сказал, что законопроект предусматривает реализацию ППС не только через Пенсионный фонд России, но и через негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Законопроект также оставляет возможность включения в рынок пенсионного обеспечения других организаций, в том числе паевых инвестиционных фондов, которые должны будут действовать совместно со страховыми компаниями. Он также отметил, что подход к выбору НПФ для участия в ППС существенно смягчился. Процедура аккредитации заменена на регистрацию, которая предполагает, что НПФ соответствует ряду дополнительных требований, которые относятся к качеству управления. В настоящее время при рассмотрении законопроекта об инвестировании накопительной части пенсий предусмотрено разрешение Пенсионному фонду России размещения части активов за рубежом, но не более 20%, при этом на НПФ - участников пенсионной системы - подобное разрешение не распространяется.

Реформа ЖКХ

В настоящее время в правительстве РФ, по-видимому, не ведется активной работы в сфере реформы ЖКХ. Возможно, это связано с тем, что введение конкурентных отношений в этой области требует больших организационных усилий, к которым правительство пока не готово, а простое повышение цен на услуги ЖКХ станет крайне непопулярной мерой. Московские власти также приостановили подготовку смелого эксперимента по реформированию ЖКХ в Зеленограде.

Первый в России эксперимент по введению 100-процентной оплаты за жилищно-коммунальные услуги, который планировалось начать в Зеленограде с 1 октября, отменен, сообщила председатель комиссии Мосгордумы по жилищной политике и коммунальной реформе Галина Хованская. По ее словам, это решение было принято мэром Москвы Юрием Лужковым в связи с тем, что население Зеленограда является далеко не самым обеспеченным, по сравнению с другими префектурами города. Это, по мнению депутата, "противоречит замыслу реформы - переносу полной оплаты на плечи состоятельных граждан". Кроме того, Г.Хованская отметила, что при проведении эксперимента в Зеленограде возникли бы определенные технические трудности с приемом малообеспеченных граждан для оформления им дотаций на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Правительство Москвы одобрило программу развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2007 годы. Как сообщили в мэрии 3 октября, этот документ подписал мэр столицы Юрий Лужков. Программа будет проводиться в три этапа. На первом (2002 год) будут проведены мероприятия по инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности бюджета и бюджетных организаций, в том числе населения, перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса, переходу на реальные договорные отношения в жилкомхозе, совершенствованию социальной защиты граждан при оплате жилкомуслуг.

На втором (2003-2005 годы) будет реализован основной блок мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса, в том числе развитию конкурентных отношений в этой сфере, создана система регулирования естественных монополий.

На третьем этапе (2006-2007 годы) будут осуществлены стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса и повышения качества обслуживания населения.

Программа предполагает постепенное введение полной оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами, в первую очередь, по содержанию и обслуживанию жилищного фонда (то есть тех услуг, которые предоставляются на конкурсной основе). На 100-процентную оплату всем населением города планируется перейти через 7-12 лет в зависимости от экономических условий.

Фискальное регулирование

Общий уровень налогообложения

Налоговая реформа

Президент РФ В.Путин заявил, что цель налоговой реформы, которая активно проводится в настоящее время, - снижение фискального бремени.

Первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил в интервью газете "Время МН", что в ходе налоговой реформы в России сделаны не просто заметные, а революционные шаги. "В результате изменений законодательства, принятых в 2000 году, то есть на первом этапе реформы, снижение налоговой нагрузки составило примерно 2 проц. ВВП. Некоторые международные эксперты оценивают снижение даже на уровне 3 проц. ВВП. В абсолютных цифрах консолидированный бюджет в 2001г. "недоберет" более 200 млрд. руб. Сейчас номинальная налоговая нагрузка составляет 38-39 проц. ВВП, реально собирается около 37 проц. ВВП", - сказал С.Шаталов.

Отвечая на вопрос о дальнейшем снижении налогов в 2002г. С.Шаталов заявил: "В 2002 году общий вектор снижения налоговой нагрузки будет обусловлен двумя важными разнонаправленными решениями: с одной стороны - снижением налога на прибыль, которое, по нашим оценкам, уменьшит нагрузку на экономику примерно на 200 млрд руб.; с другой стороны - введением принципиально нового режима налогообложения природопользования. Напомню, что в сфере нефтедобычи с 2002 года вводится гибкое налогообложение, при котором многое будет зависеть от уровня мировых цен на нефть. При цене нефти Urals на уровне 18 долл. за баррель нефтяные компании будут платить налогов столько же, сколько платили бы и раньше, если бы не использовали внутрикорпоративные цены. При более высоких ценах налогообложение возрастет. Общее снижение налоговой нагрузки в 2002 году планируется на уровне 70 млрд руб., или около 0,7 проц. ВВП. Снизится и размер экспортных пошлин. С 2003 года будет отменен оставшийся 1 проц. налога на пользователей автодорог, это снизит налоговую нагрузку на 80-90 млрд. руб. С 2004 года прекратит существование налог с продаж - это еще минус 60 млрд руб. К завершению реформы, то есть к 2004-2005гг., уровень налоговой нагрузки в России составит 34-35 проц. ВВП. Для сравнения: в странах Европы он выше 40 проц. ВВП, в США и наиболее либеральных странах Юго-Восточной Азии - на уровне 27-30 проц. Однако, проводя сравнение с другими государствами, нельзя забывать, что у нас более высокие социальные расходы".

Участники парламентских слушаний по теме "Практика применения части второй Налогового кодекса РФ: влияние на пополнение бюджетной системы, работу налоговых органов и положение налогоплательщиков" выступают за дальнейшую либерализацию и упрощение налоговой системы. Как говорится в рекомендациях парламентских слушаний, их участники считают необходимыми "дальнейшую либерализацию и упрощение налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования". В документе отмечается, что практика применения второй части Налогового кодекса "сыграла положительную роль в развитии налоговой системы России". Однако после ее введения еще остались нерешенные налоговые вопросы.

В частности, отмечается в рекомендациях, одной из проблем является вопрос возмещения сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям". Участники слушаний считают возможным "рассмотрение вопроса о снижении ставки НДС с одновременным существенным сокращением либо полной отменой действующих налоговых преференций". Кроме того, требуют корректировки главы Налогового кодекса, описывающие порядок налогообложения доходов физических лиц. При этом, сказано в рекомендациях, необходимо рассмотреть вопрос о смягчении налогового режима в отношении ссуд (ипотечных кредитов), получаемых гражданами для улучшения своих жилищных условий на строительство жилья. До сих пор, отмечается в рекомендациях, возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросам применения положений о режиме налогообложения по страховым операциям.

В первую очередь это относится к проблеме определения облагаемого дохода по договору медицинского страхования. "Серьезную работу следует провести в отношении единого социального налога", - считают участники слушаний. При этом прежде всего необходимо рассмотреть вопрос о дальнейшем снижении предельной ставки социального налога, "поскольку установленный в настоящее время уровень является чрезмерно высоким, не позволяя кардинально решить вопрос о легализации заработной платы". По мнению участников парламентских слушаний, необходимо снизить предельный размер выплат, с которого начинается понижение ставок единого социального налога, с нынешних 100 тыс. до 75 тыс. рублей. Учет требований пенсионного законодательства, говорится в рекомендациях, требует рассмотрения вопроса сочетания единого социального налога и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в составе которого уплачиваются платежи в государственные внебюджетные фонды.

Собираемость налогов

Первый замминистра по налогам и сборам Владимир Гусев сообщил, что три четверти поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет за январь-август было обеспечено четырьмя налогами - налогом на прибыль (27,8%), НДС (22,6%), акцизами (11,8%) и налогом на доходы с физических лиц (12,5%). Как сообщил Гусев, поступления от НДС выросли за 8 месяцев текущего года по сравнению с тем же периодом 2000 года на 25,4% и составили 279 млрд рублей. Поступления акцизов составили 145 млрд рублей, или 152% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Налогов на доходы с физических лиц поступило 154 млрд рублей, или 150% к уровню прошлого года. Единого социального налога поступило 386 млрд рублей - 126% по сравнению с соответствующим периодом 2000 года.

Подоходный и социальный налоги

Бюджетный комитет Госдумы на заседании 27 сентября рекомендовал нижней палате принять в первом чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся социального налога. Законопроектом предусмотрено разделение сумм единого социального налога, зачисляемых в настоящее время в Пенсионный фонд РФ, на единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (для выплаты базовых пенсий), и на страховые взносы, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ для финансирования страховой и накопительной пенсии. Законопроект также вносит изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие установление платежей (страховых взносов) на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, сообщается в заключении, законопроектом предусматривается установление единой базы для начисления страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, и единого социального налога. Тариф страховых взносов устанавливается с применением регрессивной шкалы. Комитет в целом поддержал законопроект, однако он считает, что ко второму чтению необходимо внести некоторые поправки. В частности, по мнению комитета, одной из таких поправок может стать снижение предельной величины размера, при которой происходит переход к применению регрессивной шкалы налогообложения выплат, со 100 тыс. до 75 тыс. рублей.

Кроме того, депутаты хотят снизить общую ставку единого социального налога. Правда, насколько, пока не решено. Эти инициативы правительство и Пенсионный фонд встретили в штыки. "Такие меры приведут к сокращению пенсий. У меня и так сейчас текущий дефицит", - возмутился председатель Пенсионного фонда М.Зурабов. Его поддержал и замминистра финансов М.Моторин: "Не следует снижать планку с 100 тыс. до 75 тыс. рублей и уж тем более понижать ставку налога. Либерализация доступа к регрессии и так будет стимулировать выход налогоплательщиков из тени. Этого достаточно".

МНС выступает за переход с ежемесячной на квартальную отчетность по единому социальному налогу. Об этом заявил первый заместитель министра по налогам и сборам В.Гусев. Он обратил внимание, что введение единого социального налога позволило обеспечить унификацию налоговой базы для уплаты взносов во все фонды, установить единый порядок ее определения для налогоплательщиков и снизить общий размер отчислений в фонды. Вместе с тем, введение этого налога выявило ряд проблем. В частности, произошло значительное увеличение налоговой отчетности. В МНС считают, что ежемесячное представление расчетов по авансовым платежам неоправданно загружает как налоговые органы, так и налогоплательщиков. В связи с этим в Министерстве считают целесообразным перейти на квартальную отчетность, то есть признать отчетным периодом по единому социальному налогу квартал, сохранив обязанность уплаты ежемесячных авансовых платежей. Ранее многие налогоплательщики указывали, что их операционные издержки на выплату социальных налогов значительно возросли в результате введения единого социального налога, по которому стало необходимо вести ежемесячную отчетность.

Российские налоговые органы за 8 месяцев текущего года обеспечили поступление единого социального налога и платежей в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды в размере 369,2 млрд. рублей при плановом задании в 326,2 млрд рублей. Об этом сообщили в МНС. Таким образом, плановое задание по сбору этого вида платежей, установленное на 8 месяцев 2001 года, перевыполнено на 13,2%, указали в МНС. В налоговом ведомстве отметили, что 340,9 млрд рублей из собранной суммы приходится на единый социальный налог, 28,3 млрд составляют средства в счет погашения задолженности предыдущих лет. В МНС сообщили, что 288,9 млрд рублей поступило в Пенсионный фонд РФ, 44,1 млрд рублей - в Фонд социального страхования РФ, 2,4 млрд рублей - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. 33,8 млрд рублей составляют поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) в январе-июле этого года обеспечило поступление в бюджеты всех уровней 133,03 млрд. рублей налога на доходы граждан, что на 46,6 млрд. рублей, или почти 54% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Представитель МНС отметил, что за первые 7 месяцев текущего года доля этого налога в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет 12,7%, в то время как за аналогичный период прошлого года11,3%.

НДС и налог на прибыль

Ставка налога на прибыль после снижения ее до 24% пересматриваться будет нескоро - cначала будет проанализирована реакция экономики на это решение, сообщил первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Он напомнил, что принципиально изменилась база для исчисления налога, сняты все ограничения на включение в себестоимость процентов по заемным средствам, расходов на рекламу, обучение персонала, страхование, научно-исследовательские работы, введена ускоренная амортизация. Кроме того, более либеральным становится порядок переноса убытков на будущее, вводится унифицированная ставка для банков, страховщиков, посредников.

Кроме того, по мнению С.Шаталова, "давно пора ввести нормальные правила в отношении трансфертного ценообразования и определения взаимозависимых лиц, какие существуют в большинстве стран". Он считает, что по примеру США необходимо законодательно четко определить перечень информации и документов, обосновывающих ценообразование, которые налогоплательщики должны иметь на случай, если налоговая служба заинтересуется той или иной сделкой. Как подчеркнул С.Шаталов, "надо платить налоги так, как если бы сделка была осуществлена по рыночной цене", но "при этом должны быть приняты во внимание все те обстоятельства, которые влияют на ценовую политику компании, равно как конкретные обстоятельства сделки".

С.Шаталов сообщил в интервью газете "Время МН", что "с 2003 года не исключены изменения [величины ставки НДС], причем стратегия будет такая же, как и по налогу на прибыль: снижение ставки (возможно, до 17-18 проц.) и отмена льгот. Сейчас этот вопрос изучается".

В настоящее время дискутируется вопрос об ограничении возврата "экспортного НДС". Идею Счетной палаты об отказе от возмещения НДС экспортерам неожиданно подхватила налоговая полиция. Это уже серьезно; поправки в Налоговый кодекс, разработанные московским управлением ФСНП, написаны по президентскому поручению и проигнорировать инициативу полицейских будет невозможно.

Сейчас экспортерам возмещаются из бюджета суммы НДС, уплаченные поставщикам. В результате получила распространение схема, по которой сырье или комплектующие закупают у реальных поставщиков посредники-однодневки. Они перепродают товар экспортеру, получают с него НДС, но в бюджет ничего не платят. А экспортер требует возмещения уплаченного налога и в случае отказа легко выигрывает в суде. Чтобы сделать такую схему невозможной, Счетная палата недавно предложила вообще не возмещать НДС экспортерам наиболее конкурентоспособных российских товаров, например нефти и газа. ФСНП предлагает несколько иной вариант - отменить возврат НДС, но относить суммы НДС, выплаченные поставщикам, на себестоимость продукции. Как пояснил чиновник столичной налоговой полиции, идея возникла после того, как президент Владимир Путин на встрече с главой ФСНП Михаилом Фрадковым поручил тому сформулировать все имеющиеся у полицейских законодательные инициативы по предотвращению налоговых преступлений. Представитель пресс-службы ОАО "Северсталь", одного из крупнейших российских экспортеров стали, заявил "Ведомостям", что в компании не могут даже сразу подсчитать, каковы будут потери компании, если правительство согласится с предложением ФСНП: "Это приведет к колоссальному оттоку оборотных средств. А доказать, что несколько тысяч наших поставщиков заплатили НДС в бюджет, нам будет крайне трудно". Эксперты считают, что в очередной раз заставлять честных налогоплательщиков страдать за всех и не нужно. Проблему необоснованного возврата НДС можно было бы решить, установив уголовную ответственность для менеджеров, которые незаконно пытаются получить деньги из бюджета. Такая практика существует в Китае и некоторых европейских странах.

Подкомитет по налоговому законодательству Госдумы на заседании 2 октября принял решение предложить комитету по бюджету и налогам рекомендовать Госдуме принять в первом чтении проект закона "О внесении дополнения в статью 164 части 2 Налогового кодекса РФ". Законопроект предусматривает установление с 1 января 2002г. ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% при реализации учебной книжной продукции, продукции средств массовой информации, за исключением продукции рекламного и эротического характера, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционных, издательских и полиграфических работ (услуг) по производству такой продукции.

Налог с продаж

За последнее время законопроект о налоге с продаж пережил самые разные метаморфозы, пишет "Коммерсантъ". Сначала налоговый подкомитет Думы предложил снизить ставку этого налога до 3% и облагать им как наличные, так и безналичные расчеты, потом резко изменил свое мнение и решил, не снижая ставки, просто освободить от налога не только безнал, но и расчеты по кредитным картам, а через год вообще налог отменить. Перед законодателями стояла задача не организовать очередную налоговую реформу, а привести нынешнее законодательство о налоге с продаж в соответствие с Конституцией. Напомним, что еще зимой 2001 года Конституционный суд решил, что нынешний порядок взимания налога с продаж неконституционен, так как нарушает права индивидуальных предпринимателей.

21 сентября депутаты бюджетного комитета рекомендовали установить максимальную ставку налога на уровне 4% против нынешних 5% и облагать им реализацию товаров физическим лицам за наличный расчет, в том числе с использованием платежных карт. В таком виде налог с продаж, по мнению парламентариев, должен просуществовать еще два года - до 1 января 2004 года. При этом все безналичные расчеты как предприятий, так и физических лиц (за исключением пластиковых карт) от налога освобождаются. Таким образом, требование Конституционного суда можно считать выполненным: индивидуальные предприниматели, покупающие продукцию по безналичному расчету для дальнейшего производства, теперь окажутся в равных условиях с предприятиями.

Налоговый подкомитет комитета Госдумы по бюджету и налогам на заседании 19 сентября принял решение поддержать поправки во вторую часть Налогового кодекса главу 27 "О налоге с продаж", предусматривающие взимание этого налога только при использовании наличных расчетов. Законопроект, подготовленный налоговым подкомитетом ко второму чтению, устанавливает налог с продаж в размере до 5%. При этом срок действия закона будет ограничен 31 декабря 2002 года, то есть закон будет введен в действие сроком на 1 год.

Проект закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в статью 20 закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" был вынесен на рассмотрение Госдумы во втором чтении 10 октября. Законопроект дополняет часть вторую Налогового кодекса главой "Налог с продаж". Редакция, подготовленная бюджетным комитетом, предусматривает, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в размере не выше 4%. В качестве выпадающих доходов региональных бюджетов в их ведение могут быть переданы все поступления по земельному налогу. Согласно законопроекту, субъекты РФ вправе устанавливать более низкую ставку налога с продаж. При этом не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах данной налоговой ставки. Законопроект в случае его принятия вступит в силу не ранее чем по истечение одного месяца со дня его официального опубликования и утратит силу с 1 января 2004г.

Прочее

Первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов сообщил в интервью газете "Время МН", что "для предприятий малого бизнеса и предпринимателей предполагается изменить критерий доступа к пользованию специальным налоговым режимом. Сейчас таким критерием является численность работающих, хотя более объективным является размер выручки предприятия (за год или за квартал). Налогообложение малого бизнеса станет более адекватным, более справедливым."

Госдума на пленарном заседании 27 сентября отклонила в первом чтении проект закона "О налоге на операции по переработке давальческого сырья". Правительство и комитет по бюджету выступили против принятия законопроекта. Комитет обратил внимание, что основным направлением в налоговой реформе в России признано дальнейшее снижение общей налоговой нагрузки. Рассматриваемый же законопроект, по мнению комитета, предполагает введение нового налога и не предусматривает отмены иных налогов, что напрямую противоречит этому принципу.

Методы сбора налогов

Автоматизация сбора налогов

Депутаты намерены "узаконить" предоставление налоговой отчетности в электронном виде, что должно значительно упростить подготовку отчетности. Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании 27 сентября рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ". Законопроект, внесенный депутатами Александром Жуковым, Михаилом Задорновым, Геннадием Куликом, Владиславом Резником и Сергеем Штогриным, дополняет часть первую Налогового кодекса статьей, определяющей понятие "налоговая отчетность", а также регламентирующей порядок предоставления налоговой отчетности. Законопроект содержит положения, предоставляющие налогоплательщикам возможность представления налоговой отчетности в электронном виде, в том числе путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. Комитет считает, что принятие законопроекта позволит, с одной стороны, учесть интересы налогоплательщиков в части упрощения процедуры подготовки и предоставления соответствующих документов, а с другой стороны - снизить нагрузку на работников налоговых органов, осуществляющих обработку и проверку поступающей информации.

Вместе с тем комитет считает, что ко второму чтению необходимо учесть ряд замечаний правительства на данный законопроект. В частности, учитывая тот факт, что отчетность представляется не только налогоплательщиками, но и налоговыми агентами и сборщиками налогов и сборов, необходимо предусмотреть изменения, направленные на включение этих лиц в сферу действия предлагаемых норм. Кроме того, комитет предлагает рассмотреть вопросы, связанные с использованием электронной цифровой подписи при направлении налоговой отчетности по каналам телекоммуникационной связи.

Глава министерства по налогам и сборам (МНС) Геннадий Букаев положительно оценивает разработанную в управлении МНС по Москве автоматизированную информационную систему "Налог-2. Москва", позволяющую вести комплексную обработку данных и учет налоговых поступлений в бюджетную систему. Руководитель управления МНС по Москве Геннадий Горбунов заявил "Интерфакс-АФИ", что с 1 ноября система "Налог-2. Москва" будет введена в опытную эксплуатацию в ряде столичных инспекций. По словам Г.Горбунова, с помощью этой системы налоговые органы могут осуществлять выборку интересующей их информации о налогоплательщиках, в частности, получать полную информацию о наличии у граждан имущества, доходов и их источников, а также оперативно получать информацию об учредителях предприятий и организаций, а также об их аффилированных структурах.

Контроль за расходами граждан

Министерство по налогам и сборам предлагает упорядочить механизм налогового контроля за расходами граждан, сообщил руководитель департамента налогообложения физических лиц МНС Игорь Кашин. По его словам, министерство предлагает, в частности, предоставить право налоговым органам при осуществлении налогового контроля за расходами граждан учитывать полученные ими доходы "не за один истекший год, как в настоящее время, а за четыре истекших года". МНС считает также целесообразным осуществлять налоговый контроль в отношении расходов, связанных с приобретением недвижимого имущества, в том случае, если суммарная его стоимость составит не менее 1 млн. рублей, а в отношении другого имущества - не менее 100 тысяч рублей (в настоящее время контроль осуществляется по любому недвижимому имуществу и автомобилям). Представитель МНС отметил, что налоговое ведомство в настоящее время подготовило соответствующие предложения о внесении изменений и дополнений в ряд статей первой части Налогового кодекса.

Прочее

Федеральная служба налоговой полиции и Министерство по налогам и сборам 6 сентября подписали совместный приказ по технологии выявления и разработки фирм-однодневок, сообщил директор ФСНП Михаил Фрадков. В ФСНП считают, что покончить с этим явлением можно, предусмотрев субсидиарную ответственность учредителей вплоть до уголовной ответственности за создаваемые ими фирмы.

После неоднократных заявлений о том, что налоговая задолженность больше реструктурироваться не будет, налоговики снова допускают такую возможность. Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) и Министерство по налогам и сборам (МНС) в ближайшие дни определят комплекс мер для предприятий, которые пока не реструктурировали свою задолженность перед бюджетами всех уровней. Об этом сообщил директор ФСНП Михаил Фрадков. Он отметил, "что это будет более тесное взаимодействие с налоговыми инспекциями. Определив крупные предприятия-должники, которые могли бы реструктурировать свою задолженность, но пока еще не сделали этого, мы намерены активно работать с ними", - отметил он. Как считает М.Фрадков, необходимо максимально сократить время, поскольку реструктуризация налоговой задолженности "как в интересах самих предприятий, так и в интересах бюджета".

Налогообложение ТЭК

Министерство по налогам и сборам выступает за включение всех видов бензина в перечень подакцизных товаров, сообщил первый замминистра РФ по налогам и сборам Владимир Гусев. Как пояснил В.Гусев, это необходимо для того, чтобы пресекать возможность уклонения от налогообложения автомобильных бензинов, полученных с использованием технических и прямогонных бензинов, и усилить контроль за производством и оборотом этих товаров. По его мнению, реализация этой меры позволила бы в значительной степени снизить экономическую заинтересованность недобросовестных производителей в нелегальном производстве автомобильных бензинов с использованием некачественного сырья. В.Гусев также высказал мнение, что еще большие трудности с поступлением в бюджет акцизов на нефтепродукты возникнут в случае, если вопрос о переносе уплаты налогов, связанных с реализацией нефтепродуктов, из сферы производства в сферу потребления будет решен положительно на законодательном уровне. Механизм уплаты налога в сфере потребления создаст неограниченные возможности для нелегального получения "безналогового" бензина, что неизбежно породит различного рода злоупотребления на рынке бензина, считает он.

Комиссия по доступу к нефтегазопроводам рекомендовала Минэнерго в октябре ограничить на 20% доступ к экспортной трубе компаниям - должникам по налогам в федеральный бюджет. Список компаний-неплательщиков еще предстоит определить Минэнерго и Министерству по налогам и сборам. Кроме того, комиссия поручила этим ведомствам проработать вопрос об ужесточении применяемых к неплательщикам санкций до 50% от экспортного графика. Как пишет газета "Ведомости", это решение незаконно. Еще весной 2001 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, по которым нефтяники имеют равный и пропорциональный добыче доступ к трубе, причем "без каких-либо ограничений и условий". В сентябре изменился и закон о естественных монополиях, который гласит, что право доступа к экспортным нефтепроводам распределяется между компаниями, добывающими нефть, пропорционально объему ее сдачи в систему "Транснефти" и не предполагает никаких других ограничений. Кроме того, на этот год фискальное ведомство не заключало с нефтяниками соглашения, гарантирующие 100%-ные налоговые поступления. Такие соглашения заключались и действовали в 1999-2000 гг. по постановлению правительства, и именно они устанавливали ответственность за их нарушение в виде 20%-ного ограничения экспорта. "МНС и комиссия Христенко ведут себя незаконно, - заявил представитель "Калмнефти". - Мы намерены оспаривать их решения, вплоть до судов".

Участники состоявшихся 28 сентября в Госдуме парламентских слушаний "Законодательное обеспечение малого и среднего предпринимательства недропользования" придают большое значение совершенствованию антимонопольных законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малых и средних нефтегазодобывающих организаций. Они выступают за обеспечение недискриминационных условий доступа таких организаций к магистральным трубопроводам. Участники слушаний отмечают необходимость регламентации порядка доступа мелких и средних нефтегазодобывающих организаций к элементам производственной инфраструктуры крупных компаний и мощностям по переработке добываемого сырья. Кроме того, в налоговое законодательство предлагается внести дополнения, предусматривающие для месторождений, находящихся на завершающей стадии освоения, специальные налоговые режимы, позволяющие обеспечивать наиболее полную доразработку этих месторождений в режиме самоокупаемости при уменьшении ставок соответствующих налогов вплоть до нулевых.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).