будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Иран ОПЕК нефть
Июль 10, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Чем обернется возвращение Ирана

Чем обернется возвращение Ирана
irna
Иранская нефть. Источник: Фото: shana.ir

Предстоящая отмена санкций против Ирана не могла не вызвать некоторого напряжения на мировом нефтяном рынке. Дело в том, что из-за санкций Исламская Республика снизила добычу нефти (с 208,8 млн. тонн в 2010 году до 165,8 млн.т. в 2013 году); а теперь, если санкции снимут, она может нарастить добычу до прежнего уровня. Этот рост добычи в условиях текущего перепроизводства нефти окажется очень некстати и может привести к еще одному проседанию нефтяных цен.

Правда, как можно предположить, эти страхи не очень обоснованы. Дело в том, что при общей мировой добыче нефти в 2014 году в 4,2 млрд. т. восстановление добычи нефти в Иране до прежнего уровня (увеличение на 40 млн. т.) будет означать рост мировой добычи только на один процент. Разумеется, такой незначительный прирост предложения нефти вряд ли сможет повлиять на ценовую конъюнктуру, поэтому волноваться, по большому счету, не приходится.

Кроме того, надо учитывать еще несколько обстоятельств, которые будут поддерживать состояние стабильности на мировом рынке нефти. Первое заключается в том, что из-за падения цен в конце 2014 года добыча нефти из нетрадиционных источников становится малоприбыльной или даже убыточной. Поэтому США и Канада, два наиболее сильных игрока в этом сегменте добычи, до сих пор активно наращивавшие добычу сланцевой нефти, будут вынуждены ее снизить и, тем самым, расчистить рынок для других производителей.

Второе обстоятельство – качество нефти и себестоимость ее добычи. Хорошо известно, что иранская нефть гораздо выше по качеству, чем нефть, добываемая из сланцевых пород, так как в сланцевой нефти много примесей. В то же время, себестоимость иранской нефти гораздо ниже, так как она добывается на очень больших месторождениях, где оборудование монтируется один раз. Сланцевая же нефть, наоборот, добывается на небольших месторождениях, из-за чего, каждые год-два, когда запасы нефти на старых месторождениях истощаются, промысловое оборудование демонтируется, перевозится на новое месторождение и там монтируется снова. Поэтому американским и канадским компаниям-эксплуатантам приходится нести значительные расходы по монтажу/демонтажу оборудования. Кроме того, из-за наличия примесей сланцевая нефть требует больших затрат на очистку, что тоже повышает ее себестоимость.

Третье обстоятельство, которое надо обязательно учитывать – это структура предложения на нефтяном рынке. Мы привыкли к тому, что предложение и цены на этом рынке определяет картель под названием ОПЕК (хотя сам он от этой чести постоянно отказывается), но на самом деле ситуация несколько сложнее. Фактически, нефтяной рынок, с точки зрения предложения, представляет собой пирамиду, на вершине которой находятся мэйджоры – Российская Федерация, США и Саудовская Аравия, - каждый из которых добывает более 500 млн. тонн нефти в год, и которые вместе формируют 2/3 мирового предложения сырой нефти. На втором уровне пирамиды находятся «середняки» с добычей от 100 до 200 млн. тонн в год – это Бразилия, Канада, Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Нигерия и Китай. И третий слой этой пирамиды занимают страны, добыча которых меньше 100 млн. тонн в год, которые исчисляются десятками.

Из этой структуры предложения хорошо видно, что основной тон на мировом рынке нефти задают три самых крупных производителя. Если у кого-то у них добыча «немного» снизится, то тогда для стран второй и третьей группы возможности расширения добычи возрастут очень и очень значительно.

Четвертое обстоятельство, вследствие которого рост добычи нефти в Иране не будет дестабилизировать мировой рынок – это квоты ОПЕК. Поскольку ОПЕК, по сути дела, все-таки является картелем, то объемы добычи и экспорта ее членов квотируются. Если какая-то из стран-членов сокращает добычу и ее квоту «выбирают» другие члены, то они выплачивают ей премию; а если, наоборот, какая-то страна восстанавливает добычу в пределах своей квоты, то другим странам свою добычу придется сократить. Соответственно, если Иран после отмены санкций будет восстанавливать свою добычу, то другим странам-членам ее придется сокращать, что и удержит предложение сырой нефти на прежнем уровне.

Под конец надо сказать несколько слов о предполагаемых последствиях снятия санкций с Ирана для России. Восстановление добычи, экспорта и экспортной валютной выручки Ирана может транслироваться в дополнительный спрос на российские товары и услуги. Весь объем дополнительной выручки они, конечно, не получат, так как желающих торговать с Ираном всегда было более чем достаточно, то есть российские компании ждет серьезная конкуренция. Но с учетом того обстоятельства, что Российская Федерация санкции против Ирана не в полной мере поддерживала (и даже помогла их обходить), они наверняка могут рассчитывать на некоторые преференции, что поможет увеличить объем взаимной торговли, который и до введения санкций был не на очень высоком уровне.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).