Как сообщила газета «Ведомости» ссылаясь на источник, близкий к совету директоров «Газпрома», сегодня члены совета могут обсудить схему слияния, разработанную буквально на днях. По его словам, суть схемы в следующем. Правительство создаст федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), куда вносит принадлежащие ему 100% акций «Роснефти». Затем ФГУП вместе с «дочками» «Газпрома» выступит учредителем простого товарищества, куда он внесет акции «Роснефти», а газпромовские «дочки» — принадлежащие им 10,74% акций «Газпрома», необходимые государству для получения контрольного пакета в «Газпроме». Затем, говорит собеседник «Ведомостей», простое товарищество будет ликвидировано, причем его учредители обменяются своими взносами. В итоге акции «Газпрома» перейдут во ФГУП, а «дочки» монополии получат 100% акций «Роснефти». Такая сзема позволяет избежать уплаты налога на прибыль, который по данной сделке составляет около $1 млрд. — разница между курсовой стоимостью акций на момент приобретения и на момент сделки.
Источник, близкий к «Газпрому», назвал эту схему наиболее «приемлемой». «Она позволяет провести все законно и прозрачно и минимизировать налоговые выплаты», — говорит он.
Высокопоставленный чиновник администрации президента подтвердил, что Кремль одобрил схему в целом, хотя «детали еще обсуждаются». Чиновник подтверждает, что схема позволит избежать претензий со стороны кредиторов обеих компаний, соблюсти корпоративные нормы и минимизировать налоги.
Налоговые юристы, однако, в этом не уверены. Управляющий партнер юрфирмы Timothy’s Евгений Тимофеев отмечает, что если схема действительно такова, то ее можно назвать «сомнительной с точки зрения корпоративного законодательства». По его словам, суд впоследствии может признать сделку «притворной». «Она заключена, чтобы прикрыть собой другую сделку, а именно обмен активами, — говорит Тимофеев. — Она несет большие налоговые риски в будущем. Не будь государство так заинтересовано в сделке, у компаний возникли бы большие проблемы».
Ряд специалистов также считает, что под применение такой схемы — это бомба, заложенная под концерн. «Через три года выйдут на проверку, и — штрафы, пени, неустойки по полной программе, включая уголовную ответственность руководителей. На месте Миллера я бы подумал много раз» — сказал один из них. Именно за такие схемы, примененные в 2000 — 2001 годах, сидит сейчас Ходорковский.