Киевский городской совет на заседании 9 октября обязал магазины ввести специальную маркировку для российских товаров, а также выделить для них отдельные полки. За соответствующее решение накануне проголосовали 76 киевских депутатов из 120, сообщает УНИАН. Таким образом, киевские власти ждут от покупателей патриотизма при выборе продуктов.
«Каждая копейка отданная за товар, который произведен в Российской Федерации, - это и копейка, которую использует Путин на оружие, которое будет направлена против наших ребят, против нас, нашего государства на востоке Украины», - пояснил депутат Руслан Андрийко из фракции «Свобода».
Андрийко добавил, что уже были проведены предварительные переговоры с представителями бизнеса, и большинство из них поддерживает идею маркировки, а одна из киевских сетей уже даже реализовала это предложение. Андрийко выразил уверенность, что бойкотное движение реально повлияет на экономику России. Вообще депутат убежден, что реализовать эту идею в торговых заведениях Киева можно в течение нескольких дней.
Аналогичные решения о маркировке товаров российского производства уже приняты местными органами власти во Львовской, Ивано-Франковской и Черкасской областях.
Там во всех без исключений магазинах и супермаркетах товары из России должны маркировать соответствующим флажком на ценнике, а также размещать их на отдельных полках. Как заявили ранее депутаты Черкасского горсовета, маркировка товаров из РФ вынудит покупателей быть более патриотическими и не поддерживать собственными средствами производителей страны-агрессора.
Во Львове, в свою очередь, отметили, что жители города «обязательно должны знать, кто и где продает товары страны-агрессора, выручка от продажи которых обогащает бюджет оккупанта».
«По-хорошему, это совершенно четко политическая акция, направленная в очередной раз на нагнетание напряженности между Россией и Украиной», - заявил в беседе с «Коммерсантъ FM» гендиректор Агентства поддержки экспорта и инвестиций Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян.
Он отметил, что от данной инициативы, безусловно, пострадают обе стороны, и добавил, что «любая истерия в экономике ни к чему хорошему не приводит».
При этом Варданян обратил внимание на то, что не все киевские депутаты поддержали решение о маркировке, а значит, «есть головы, которые прекрасно понимают, что это может отразиться, в первую очередь, на экономике, а дальше сразу автоматом на потребителях».
Решение о маркировке российской продукции предусматривает ряд других, уже исключительно информационных, мероприятий, среди которых: проведение воспитательных часов для школьников, организация патриотических лагерей, внедрение патриотических рубрик в СМИ, оперативное информирование о поддержке переселенцев.
Кроме того, концертным организациям Киева депутаты рекомендовали не способствовать гастролям представителей шоу-бизнеса, которые публично поддержали агрессию против Украины.
Украина на протяжении многих лет была одним из главных торговых партнеров России, однако после присоединения Крыма к РФ между Москвой и Киевом началась «торговая война», результатом которой стал полный запрет на торговлю определенными товарами.
Как сообщает РБК, из продуктов питания больше всего упали поставки украинского шоколада, сыра и творога. Кроме того, в 55,5 раз сократились поставки лука и чеснока, в 20,5 раз – муки, в 16,5 раз – подсолнечного масла, в 12 раз – капусты, в семь раз – мяса и субпродуктов из домашней птицы.
Отметим, что украинский шоколад пострадал еще прошлым летом, когда Роспотребнадзор ввел запрет на ввоз кондитерской продукции предприятия Roshen, которое подконтрольно нынешнему президенту Украины Петру Порошенко, а с сентября 2014 года запрет коснулся продукции и остальных украинских кондитеров.
Вообще итогам первой половины 2014 года импорт из Украины в денежном выражении сократился на 23%, а вот экспорт вырос на 24%. Причем, если падение импорта было равномерным, то экспорт во втором квартале увеличился сразу на 45%.
Такой резкий рост во многом обеспечил газ: по данным Федеральной таможенной службы, за полугодие украинцы получили российского топлива на 5,6 млрд долларов, более половины из которого — как раз во втором квартале. Без этого ключевого товара российский экспорт вырос всего на 1%.
Больше всего пострадал экспорт российских легковых автомобилей: за шесть месяцев 2014 года украинцы получили на 13 263 машины меньше, чем в первом полугодии 2013 года, а в денежном выражении падение составило около 127 млн долларов. Кроме того, сократились и поставки на Украину удобрений, содержащих азот, фосфор и калий.
Заметно просела и секретная торговля между соседними странами. Сделки, проходящие под секретным кодом ФТС, потеряли 157 млн долларов в денежном выражении, опустившись с 176 млн до 22 млн долларов. «В эту группу входят товары, относящиеся к гостайне», — пояснили РБК в ФТС.
В продолжении падения торговли с Украиной опрошенные агентством эксперты практически не сомневаются. По их словам, падение внешнеторгового оборота отразится на экономике обеих стран, однако украинцы пострадают больше.
В этом году вместо 16 млрд долларов экспорта с Украины в Россию может остаться всего 5 млрд долларов, прогнозирует директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. По ее словам, для России с ВВП в 2 трлн долларов общее сокращение импорта на 10 млрд долларов значительного эффекта на экономику не окажет, а вот для украинской экономики, размер которой еще до всех событий был около 200 млрд долларов, ситуация выглядит гораздо хуже.