Тянущееся уже целый год понижение курса доллара (и, соответственно, повышение курса рубля), которое то ускоряется, то замедляется, вынуждает провести серьезную корректировку экономической политики России. Эта корректировка требуется потому, что падение доллара – это не случайные колебания под спекулятивными воздействиями, а долговременная тенденция. А в России экономическая политика пяти последних лет складывалась под влиянием прямо противоположной тенденции – неуклонного укрепления курса доллара и, соответственно, падения курса рубля. Поэтому изменение движения стоимости базовой валютной единицы объективно будет подталкивать и к смене экономической политики.
Экономическую политику пяти последних лет условно можно разделить на два этапа. Первый длился с 4 квартала 1998 года до конца 2001 года, когда из-за низких цен на нефть и политики отказа от новых внешних заимствований вся получаемая валюта со свистом уходила из страны, что приводило к постоянной девальвации рубля. Причем девальвация не рассматривалась как негативный феномен, а, наоборот, подавалась как один из основных факторов, защищающих относительно слабую российскую промышленность от уничтожающего влияния иностранной конкуренции. Сложилась даже своего рода схематическое представление об экономической политике тех лет: Россия регулярно платит по внешнему долгу и тем самым поддерживает на международной арене свое реноме безупречного заемщика. А заодно, как раз благодаря регулярным платежам по внешнему долгу, может постоянно девальвировать свою валюту и укреплять конкурентоспособность своей промышленности. Казалось, этот этап будет длиться долго, поэтому споры шли в основном вокруг деталей, таких, как темп девальвации – считалось главным, что бы этот темп не сильно отставал от темпов инфляции. Но на нашу беду в американской экономике случился кризис, после чего валютная ситуация в России и мире кардинально поменялась.
Спасая экономическую ситуацию в воей стране от полного обвала, администрация США стала предпринимать точно такие же шаги по отношению к своей валюте, как и Центральный банк, и правительство России в 1998 году. То есть стало девальвировать свою валюту, искусственно занижая цены на товары, произведенные в США, и завышая цены на товары, произведенные за границей и импортируемые в Америку. Правда, политика девальвации в России и США имеет одно, но существенно отличие. Рубль все-таки является замкнутой валютой, которая имеет хождение только внутри государственной границы России, да и то не по всем операциям. Поэтому рублевая девальвация или инфляция никого в мире особенно не волнует и не затрагивает. А вот доллар США является международной валютой, и поэтому любые колебания в его ценности тут же отражаются на всей мировой экономике. Что и не замедлило случиться после действий американской администрации. 2-го июля 2002 года Президент Буш подписал закон о расширении объемов государственного долга США (и, в скрытом виде, о расширении долларовой эмиссии), а уже начиная с января 2003 года курсы евро и йены стали неудержимо расти относительно доллара. Да и курс рубля то же.
Смена движения курса американской валюты стала неприятным сюрпризом для монетарных властей всех стран мира. Так как замена “сильного доллара” на “слабый доллар” ухудшала условия реализации товаров, произведенных зоне евро и йены. Конечно, ряд стран с относительно свободной валютной политикой стал изо всех сил бороться с удешевлением доллара, скупая почти все эмитированные Федеральной резервной системой США денежные знаки в свои валютные резервы. В результате чего они неимоверно подскочили. Например, Банк Японии (самый крупный держатель американских ценностей), имевший в своих резервах американские облигации на 360 млрд. долл. на конец 2002 года, только за первую половину 2003 года увеличил их еще на $77 млрд., то есть на 22%. Центральные банки других стран Азиатско-Тихоокеанского региона не замедлили последовать его примеру и тоже нарастили свои долларовые резервы. В результате действий азиатских центробанков сложилась парадоксальная, если не сказать юмористическая, картина. Соединенные штаты, изо всех сил пытаясь перебросить бремя кризиса со своих плеч на плечи своих соседей, расширяют долларовую эмиссию и стараются девальвировать доллар. А их соседи изо всех сил пытаются отбиться от такого счастья, скупая вновь эмитированные доллары и не допускают девальвации американской валюты. И при этом расширяя эмиссию своих валют с их последующей девальвацией относительно доллара. Получались своего рода “валютные качели”, удерживаться на которых было все труднее и труднее. И новогодний провал доллара тому наглядно свидетельство.
Конечно, не все страны могли позволить себе скупать доллары без всяких ограничений. Европейские страны, входящие в зону евро, имеют жесткие ограничения на размеры денежной эмиссии, поэтому скупать доллары, тем самым увеличивая предложение евро, они не могли. Чем и спровоцировали скачок курса этой молодой валюты и ухудшение конкурентоспособности европейских товаров, что усилит и без того затяжной спад в еврозоне.
После поворота в динамике курса доллара произошел поворот и в экономической политике России. Начался ее второй этап, который длиться последние два года. Основным содержанием этого этапа было резкое увеличение валютных резервов Центрального банка РФ и сначала реальная, а потом и номинальная ревальвация рубля. Поскольку на Россию все эти европейские ограничения на денежную эмиссию не распространяются, то Центробанк РФ то же смог внести свою лепту в борьбу с “слабым долларом”. Хотя его возможности не такие большие, как у Банка Японии, все же и мы увеличили валютные резервы за прошедший год с $44 млрд. до $73 млрд. (на $29 млрд., или на 66%). И в результате чего высоколиквидная рублевая денежная масса подскочила на 25%, что явно не соответствовало приросту ВВП, который уложился в скромные 6.6%. Таким образом, кроме больших валютных резервов (что хорошо), мы имеем на руках очень большую денежную массу, которая в отсутствие спроса на капитал постоянно провоцирует инфляцию (что плохо). За примерами этих провокаций далеко ходить не надо. Мы уже писали о повышении цен на водку, жилищно-коммунальные услуги, электро- и газоснабжение с начала 2004 года. Теперь вот вырастут цены на пиво. Причем эта инфляция особенно неприятна тем, что происходит она на фоне ревальвации рубля. Получается, что одной рукой мы удорожаем товары отечественного производства, а другой – удешевляем товары иностранного происхождения. И загоняем нашу многострадальную промышленность в тупик, из которого ей будет очень тяжело выбираться. Хотя пока эти неприятные для нас тенденции проявляются не очень сильно, так как российский импорт в основном приходиться на зону евро, товары из которой сейчас постоянно дорожают. Но рано или поздно компании-импортеры переориентируются на поставки из стран зоны доллара, и тогда нашим производителям придется несладко.
Поэтому, пока еще не поздно и есть время (и, что самое главное, деньги) для структурного маневра, его надо производить. С помощью, не побоимся этого сказать, инвестиционной накачки государства. Собственного говоря, государство и сейчас проводит эту накачку, постоянно увеличивая денежную массу, то есть предложение денежного капитала. Но, к сожалению, не в коня корм – денежная масса растет очень быстро, а вот товарная масса очень медленно. И это расхождение происходит, видимо, потому, что частный сектор уже абсорбировал все ресурсы, которые ему удалось получить от государственного сектора экономики. И поля для дальнейшего приложения капитала у него больше нет. С другой стороны, у него нет и “длинных” денежных ресурсов, и это несмотря на все денежные накачки, которые можно было бы вложить в проекты со сроком окупаемости большим, чем несколько месяцев. Зато такие ресурсы совершенно спокойно может привлечь государство и инвестировать их в проекты с длительным сроком окупаемости.
Мы сейчас не можем вдаваться в обсуждение того, куда и каким образом надо инвестировать государственные ресурсы. Тем более, что обсудить и поучаствовать в распределении государственных ресурсов и без нас найдется много желающих. Мы можем только напомнить, что в госсекторе существуют достаточно мощные корпорации, которые могут и должны развиваться – это транспортные компании. Прекрасный образец развития показывает, например, “Транснефть”, которая значительно нарастила экспортные мощности. И, конечно, было бы неплохо, что бы ее примеру последовали и другие транспортные компании – “Транснефтепродукт”, “Аэрофлот”, РАО РЖД и образуемая Федеральная сетевая компания. Ну и неплохо бы нам побольше автомобильных дорог построить да и морских и речных портов реконструировать. Если будет развернута подобная инвестпрограмма, то проблема с экономическим ростом будет решена всерьез и надолго.
А с другой стороны, государству было бы неплохо побыстрее расставаться с имуществом, которое ему не нужно, и которым оно все равно не сможет эффективно управлять. Лучший способ использовать эти ресурсы – передать их частному сектору, что бы дать ему дополнительные возможности для развития, а не сидеть на них, как собака на сене. Поэтому приватизация госсобственности должна идти непрерывно, тем более что средства для приобретения этой собственности у частного сектора есть.
Ну и последнее – как государственная инвестиционная программа соприкасается с движением валютного курса? Как нам кажется, большинство хозяйственных агентов в России вполне устроит стабильный курс доллара на уровне 30 рублей. Хотя, конечно, найдутся такие люди, которые будут кричать и требовать курса в 31 рубль 84 копейки. Но мы не будем обращать на них внимания и сосредоточим его на том, как нам добиться хотя бы небольшого счастья. Очевидно, что следовать японской модели, тупо скупая доллары в резерв, нам не с руки. В конце концов, мы то с вами не японцы. Поэтому надо предложить что-то другое, может быть не очень оригинальное, но по-прежнему эффективное. А именно, рост госрасходов, который выведет денежную массу из дремлющего состояния и заставит ее активно работать на благо отечественной экономики. Рост государственных расходов должен повлечь за собой снижение курса рубля – это как бы прописная истина. И именно этого эффекта нам и надо добиться. С одной стороны – создание новых мощностей, а с другой – девальвация рубля, которая имеет четко ограниченный предел – 30 рублей за доллар. Вот пока рубль будет падать до этого уровня – то, значит, все в порядке, госхрасходы растут и рубль не укрепляется. Ну а если рубль укрепляется, то это значит, что наши монетарные власти сидят сложа руки. И ничего не хотят или не могут делать.