будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Хозяйство

Что такое правительство? С точки зрения логики

Что такое правительство? С точки зрения логики
98_01

У эффектных действий правительства последнего времени (отзыв лицензии у «Содбизнесбанка», требования Минприроды к нефтяникам назвать сроки освоения новых месторождений, монетизация льгот) есть много достоинств, и один, но решающий недостаток. Непонятно, зачем оно это все делает.

Если рисовать схему мышления российского экономического руководства (допустим, что существует такой коллективный мозг), то получается следующая картина. С одной стороны, после того как ведомства были переименованы якобы в соответствии с функциями (министерства, службы, агентства), стало заметно, что у правительства есть мощные рычаги и кнопки. Во-первых, есть деньги и немалые (это имеет отношение к монетизации льгот). Во-вторых, у контролирующих органов есть лицензионный инструмент (в банковской сфере, в сфере недропользования и т.д).

С другой стороны, правительственные и околоправительственные эксперты хорошо справляются с работой по выделению и описанию отдельных недостатков. И эти критические наработки всплывают в центре принятия решений в порядке живой бумажной очереди. После чего вплывшую бумажку соизмеряют с наличием рычагов и кнопок и начинают дергать и нажимать.

На этом месте уже есть мыслительный прокол, потому что смысл работы из одной только критики отдельных недостатков не вытекает. И неизбежно борьба с отдельными недостатками сталкивается с реализационными сложностями: кроме отдельных недостатков есть целое, где много чего переплетено. И дальше экономический мозг совсем распадается, желая только снизить риски и проблемы самих чиновников, столкнувшихся с реальностью.

Вот, к примеру, дело «Содбизнесбанка». Есть такая проблема – промывочные и прачечные банки. По общим соображениям, плохо это. Но почему эту проблему нужно решать сейчас? И почему именно эту проблему? Разумная логика чистки в банковском секторе могла быть, например, такая. Мы скоро вводим систему страхования вкладов. В этой системе должны остаться только те банки, которым государство и вкладчики реально доверяют. А зачем мы вводим страхование вкладов? Правильный ответ состоит в том, что это могло бы быть частью политики по привлечению денег граждан в легальную и, желательно, рублевую зону. По-моему, так.

В результате этой жесткой процедуры граждане должны были понять, что государство реально отвечает за вклады, получить список банков, где безопасно хранить деньги, понять, что теперь-то точно нужно вынимать доллары из-под подушки и что банкам и государству можно доверять.

Теперь смотрите, что произошло. «Содбизнесбанк» закрыли без объявления целей войны. Да еще так вяло, что владельцы успели увести деньги, а вкладчики пострадали. Банки поняли, что идет чистка банковской системы, но принципов чистки не поняли. Отсюда банковский кризис. Обыватель еще раз убедился, что ни государству, ни банкам доверять нельзя. Зато финансовому руководству проще: меньше вкладов, меньше банков, меньше страхования, меньше проблем. Да еще, может, на Западе похвалят за якобы борьбу с отмыванием денег и за то, что у западных банков не будет конкурентов.

В действиях Минприроды была похожая логика, но здесь, к счастью, не успели сильно навредить. Понятно, что нужна человеческая политика недропользования, а практика простой раздачи недр себя исчерпала. Но не может быть политики освоения новых месторождений отдельно от развития трубопроводов и расширения экспорта, прежде всего на новые рынки – в Китай и Японию.

Скажем, Талаканское месторождение имеет смысл осваивать лишь при условии доступа к магистральному трубопроводу и гарантиях сбыта. Частникам строить трубопроводы нельзя, а вопрос о трубе на Восток не решен. Поэтому борьба с отдельными недостатками и здесь тяжело сообразуется с экономической реальностью.

Самое интересное с монетизацией льгот. Вроде бы ничего плохого быть не может: целая большая сфера отношений перейдет из первобытной до-денежной формы в экономику. Но это так, общие соображения про отдельные недостатки. Потому что и здесь забыли задать важнейший вопрос – а зачем?

Если мы хотим поддержать транспортные компании, стонущие от льгот, то почему за счет пенсионеров? Если мы хотим поддержать пенсионеров и льготников, то им бы это неплохо было-таки объяснить, что, мол, денег много, и мы хотим увеличить ваши доходы и экономить на этом не будем. Но тут вопрос, почему нужно поддерживать именно пенсионеров, а не, скажем, молодежь. Если мы хотим решить ряд макроэкономических проблем и как-то потратить «лишние» деньги, то почему именно так, а не, скажем, на ЖКХ, медицину или образование?

В экономическом мозге России, увы, атрофирован орган, который должен задавать вопрос «зачем?» – первый вопрос того, кто действительно собирается что-то сделать, а не просто дров наломать.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).