будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Дестабилизационный фонд

Дестабилизационный фонд
52_04

Вчера министр финансов России Алексей Кудрин выступил с докладом перед членами Совета Федерации в рамках "правительственного часа" с информацией правительства «об итогах исполнения федерального бюджета за 2003 год и задачах на 2004 год».

Смысл выступления состоит в том, что правительство будет по-прежнему заниматься вредным делом изъятия денег из экономики. Но информация, как и следовало ожидать, была самой благостной. Министр отметил, что «2003 год был достаточно успешным для страны» и «заложил новую базу для экономического роста». На 14,6% выросли реальные доходы населения, на 12,5% - инвестиции в основной капитал. Профицит федерального бюджета, который является «важнейшим якорем, стабилизатором нашей экономики», составил 11,6% или 255 млрд. руб., что позволило направить 106,3 млрд. рублей в стабилизационный фонд. Судя по дальнейшим высказываниям, главное финансовое ведомство страны не собирается останавливаться на достигнутом и в 2004 году стабилизационный фонд составит, как ожидается, 384 млрд. рублей.

Уже этих высказываний министра вполне достаточно, чтобы понять, что никакого экономического роста в стране в 2004 году не будет, а если он все же случиться, то не благодаря, а вопреки действиям министерства финансов. Гордость нашего министра – стабилизационный фонд, создание которого произошло благодаря сверхвысоким ценам на нефть и газ – как раз и выступает в роли тормоза, уже сейчас замедляющего движение российской экономики. И, судя по высказыванию Алексея Кудрина, будет замедлять и в будущем.

Достаточно очевидно, что если федеральный бюджет часть своих доходов не тратит, а откладывает "на потом", то его расходы производятся в меньшем объеме. Теоретически, такое действие правительства, которое еще называется "резервирование части доходов и перенос их на будущее", имеет вполне глубокое обоснование. Если, например, экономика страны находиться в "перегретом" состоянии, то есть цены на товары и услуги постоянно растут, то уменьшение правительственных расходов производство нисколько не сократит, а только поможет справиться с инфляцией. Чем меньше расходы, тем меньше денежный спрос в экономике. А если меньше спрос, то и меньше давление на цены. Так что если экономика России действительно "перегрета", то действия Минфина можно расценить как точные и своевременные.

С другой стороны, уменьшая внутренний спрос путем создания стабилизационного фонда, министерство создает возможности для более или менее безболезненного преодоления экономического кризиса, который рано или поздно все равно произойдет. Тогда, используя средства стабфонда, оно, наоборот, сможет поддержать падающий внутренний спрос и не допустить обвального снижения производства. Чем, например, собственно и занималась два последних года Администрация США.

Но, как показывает официальная статистика и собственные данные министра (которые тоже относятся к официальным), до перегретости нам еще далеко. Во-первых, около месяца тому назад был опубликован доклад Федеральной статистической службы, из которого следовало, что в марте месяце в стране никакого экономического роста не было. А во-вторых, из выступления г-на Кудрина перед Советом Федерации следовало, что инфляция в нашей стране постоянно уменьшается и в 2004 году ее намечено снизить на 10%.

То есть на лицо все факторы экономической стагнации – нулевой рост физического объема производства и еле растущие цены. И это не удивительно, так как экономическая жизнь развивается не по словам, а по делам министра финансов. Если он изымает из хозяйственного оборота ценностей на 100 млрд. руб., а потом грозиться добавить к ним еще 280 млрд., то тогда совершенно естественно, что спрос будет падать и экономический рост замедлятся.

Может быть, это даже и к лучшему, так как жить в условиях постоянно растущих цен уже изрядно надоело, но тут надо хорошо понимать, что рост цен у нас сейчас вызван не перегретостью российской экономики, а избыточной кредитно-денежной эмиссией Федеральной резервной системы США. Она "печатает" избыточное количество долларов, которые, как тараканы, расползаются по всему белому свету и вынуждают органы денежного регулирования многих стран, в том числе и России, в качестве ответной меры эмитировать уже собственную валюту, что и порождает внутреннюю инфляцию.

Поэтому для всех для нас было бы гораздо лучше, если бы Минфин не занимался не свойственным ему делом, аккумулируя в стабфонде избыточные рубли, а тратил весь свой профицит или на снижение налогов, или на рост расходов, увеличивающих внутренний спрос. А проблемой борьбы с избыточным количеством североамериканских денежных знаков занимался Центральный банк. Для этого последнему было бы достаточно ревальвировать рубль в пределах роста цен на мировых рынках, что бы, с одной стороны, не ухудшить финансовое состояние российских экспортеров, а с другой – не сильно наращивать внутреннее рублевое предложение и не стимулировать инфляцию, то есть удорожание российских товаров, потребляемых на внутреннем рынке.

Вот такая политика вполне могла бы претендовать если и не на удвоение ВВП, то хотя бы на удержание темпов его роста на приемлемом уровне. Вместо этого мы услышали ставшие уже привычными заклинания про это самое удвоение, которое непонятно как будет достигнуто. Если, конечно, не принимать всерьез заверения о том, что планируемые изменения в распределении налогового бремени смогут вызвать дальнейшее ускорение экономического роста.

Особенно этому будут способствовать, наверное, новая редакция закона о налоге на имущество и о налоге на землю. Налогооблагаемая база по ним будет увеличена чуть ли не в несколько раз, что сделает крайне невыгодным и создание нового имущества, и занятие сельским хозяйством в нашей зоне рискованного земледелия.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).