Инициатива Кремля по изгнанию министров из госкомпаний конкретизирована. Профильные министры покинут советы директоров, непрофильные - останутся. Более других от этой инициативы теряет «группа Сечина». Идея вполне укладывается в логику постепенного перехвата управления госсобственностью Кремлем.
Помощник президента Аркадий Дворкович назвал персональный состав тех чиновников, которые будут вынуждены покинуть советы директоров компаний с госучастием. Тем самым помощник Медведева конкретизировал вчерашнее заявление шефа (см. Изгнание чиновников из госкомпаний)
Лишаются мест в госокмпаниях вице-премьер Алексей Кудрин, возглавляющий наблюдательный совет ВТБ, вице-премьер Игорь Сечин (возглавляет совет директоров «Роснефти»). Из совета директоров «Россельхозбанка» будет исключен первый вице-премьер Виктор Зубков — он курирует сельское хозяйство (министр сельского хозяйства Елена Скрынник была исключена из советов директоров РСХБ и «Росагролизитнга» ранее). А вот свой пост главы совета директоров «Газпрома» он сохранит — профильным в совете от правительства является Игорь Сечин. Зато министру энергетики Сергею Шматко придется покинуть «Газпром».
Дворкович объяснил, что «Ростелеком», например, действует на конкурентном рынке, а по «Связьинвесту» - «нужно посмотреть» (в совете директоров «Ростелекома» членов правительства нет, в совет директоров «Связьинвеста входит профильный министр Игорь Щеголев). Компании, у которых нет конкурентов (естественные и даже противоестественные монополисты), могут и далее наслаждаться ликом чиновников в советах директоров. Перемены могут коснуться и «Интер РАО ЕЭС» - преседателем совета директоров компании является вице-премьер Игорь Сечин, в состав входит министр энергетики Сергей Шматко.
Дворкович признал, что у членов правительства сохранятся механизмы влияния на политику компаний, в том числе через директивы. Наличие же в совете директоров заместителей министра, если он не является профильным, Дворкович не считает предосудительным.
Здесь заключается самая важная проговорка, показывающая специфику медведевских инициатив. Революционные по форме предложения, сталкиваясь с реальностью, мало что изменяют. Реальное влияние на бизнес со стороны госчиновников де-факто не снижается. Хотя снижается возможность непосредственно и очно влиять на решения совета директоров конкретной компании у конкретного чиновника.
По мнению Дворковича, членом совета директоров теперь могут быть «бывшие госслужащие с хорошей репутацией, иностранные специалисты, люди, имеющие большой опыт работы в бизнесе, либо являются успешными в научной деятельности». Минэконоразвития должно подготовить соответствующие рекомендации.
Порядок назначения директоров следующий — правительство составляет список, после чего он передается для согласования в администрацию президента. Здесь существует довольно тонкий аппаратный момент — правительственный список должен быть подан на согласование не позднее, чем за 30 дней до окончания срока выдвижения кандидатур.
Указ об этом Медведев подписал в мае 2010 года (см. Без Кремля не управлять!). А вот повестка годовых собраний акционеров по закону должна быть утверждена не позднее, чем через 30 дней после окончания финансового года (в России традиционно совпадает с календарным), если иное не предусмотрено уставом компании (в «Роснефти», например, 60 дней). Иными словами: все списки кандидатов в советы директоров уже должны были поступить.
Это может означать просто, что на практике прошлогодний указ не заработал — либо не отправляются списки, либо позиция администрации правительство не очень волнует. Из Кремля вынуждают правительство переделать списки и вновь начать их согласование с Кремлем. Правда, делают это уже после истечения всех сроков, обозначенных в президентском указе.
Причина демарша по изгнанию «торговцев из храма» - чиновников из советов директоров — не вполне ясна. Публично она укладывается в логику Минэкономразвития, которое не первый уже раз пытается вывести чиновников из госкомпаний и заместить их независимыми директорами (см. .
На совещании по инвестклимату, которое было обозначено в президентской повестке как заседание по инженерным кадрам, помимо удаления чиновников из госкомпаний, был еще и затронут вопрос о неэффективности Росимущества как оператора государственных активов (возлавляет ведомство бывший преподаватель Медведева Юрий Петров). «Росимуществу нужно кардинальным образом улучшить качество своей работы, качество работы с государственным имуществом. Сегодняшний уровень работы с этим имуществом меня не устраивает», - заявил Медведев.
Впрочем, судя по регулярным публичным выволочкам чиновников пока медведвской команде не удается переключить управление госактивами на себя. И довольно агрессивная риторика президента пока не отражалась на формальных позициях чиновников, имеющих репутацию «людей Путина» (Медведев, разумеется, тоже имеет такую репутацию). Теперь некоторых из них, по крайней мере, исключат из советов директоров госкомпаний.