В медиа-империи «друга Путина» появилось радио РСН. Под контролем Юрия Ковальчука теперь целый ряд телеканалов, газета и радиостанция. Под какие цели скупаются активы — неясно, но понятно, что чистым бизнесом здесь не ограничивается. Видимо, скупка СМИ — страховка на время поствыборной ситуации.
Медиа-холдинг «друга Путина» Юрия Ковальчука «Национальная медиа группа» приобрела радио «Русская служба новостей». «ЗАО «Национальная Медиа Группа» и ЗАО «Русская Медиагруппа» сообщают о завершении сделки по ООО «КОНТИНЕНТ». ЗАО «Национальная Медиа Группа» приобрела долю в размере 100% уставного капитала ООО «КОНТИНЕНТ», являющегося учредителем радиостанции «Русская служба новостей», входящей в состав «Русской медиагруппы»», - говорится в сообщении компаний. Ни мотивации сделки, ни официальных комментариев, обычных для жанра пресс-релиза, в сообщении не дается. И можно только гадать о том, зачем Ковальчуку потребовалось радио.
На первый взгляд вложение НМГ противоречивое: по оценке источников «Ведомостей» на рынке, радиостанция может быть убыточной. Однако охват у радио неплох — порядка 600 тысяч человек. К тому же демонстрируется рост аудитории на 10 процентов за прошлый год. Вполне вероятно рассчитывать на более активное привлечение рекламы и партнерских контрактов.
Вторым фактором, позволяющим надеяться на существенное улучшение положения дел радиостанции, является синергетический эффект. В медиа-империи Ковальчука с партнерами уже имеется целый рекламный мейджор «Видео-Интернешнл». Который, соответственно, размещает рекламу на ТВ и радио и с прошлого года имеет эксклюзивный договор с РСН. В обширном хозяйстве «Национальной медиа группы» есть целый набор общественно-политических активов серьезного уровня и потенциала: «Петербург-Пятый канал», «РЕН-ТВ», федеральная газета «Известия» и, last not least, блок-пакет акций федерального «Первого канала». Радио в линейке НМГ пока не было. Помимо перечисленного, вроде бы близка Ковальчуку и «Балтийская медиа группа» его давнего партнера Олега Руднова, на федеральном уровне контролирующая ИД «Комсомольская правда».

Разумеется, если речь идет о «друге Путина» (так Ковальчука величают в СМИ), в чьем банке «Россия» размещают свои корсчета многие крупные бизнес-структуры, то трудно говорить исключительно о бизнес-составляющей проектов. Даже если она основная или единственная составляющая. По российской традиции медиа — это не просто бизнес, но еще и пропагандистская машина, ситуативно играющая на стороне тех или иных политических и бизнес-акторов. Даже самые независимые медиа вырабатывают собственную редакционную политику, которая никогда не противоречит интересам собственника или рекламодателей.
Да и политика «Национальной медиа группы» по скупке общественно-политических изданий напоминает четко продуманную стратегию. Фактически холдинг Ковальчука включает после покупки РСН и перезапуска «Известий» полную линейку федеральных СМИ. В прошлом политическом цикле такой же активностью на рынке отличался бизнесмен Алишер Усманов, купивший в 2006 году влиятельный ИД «Коммерсант», а впоследствии еще и ставший совладельцем одного из ведущих российских интернет-изданий «Газета.ру». Усманов имел тогда репутацию бизнесмена близкого «Газпрому», председателем совета директоров которого являлся Дмитрий Медведев. Собственно, по одной из версий, скупка СМИ и производилась в интересах проекта «Медведев-2008».
В такой логике на далекий второй-третий план отходят уже рассуждения о бизнес-составляющей проекта и финансовой стороне сделки. Усманов купил «Коммерсант» за баснословные 300 миллионов долларов, отбить каковую сумму вряд ли получится в ближайшие лет 10-15. Блокпакет «Первого канала» достался структуре Ковальчука «задаром» - за 150 миллионов долларов. Это не означает, что Усманов — плохой бизнесмен, а Ковальчук — гениальный. Это лишь подтверждает, что
Иное дело, что понять конкретный расклад понять извне практически невозможно (пример «Усманов-»Газпром»-Медведев в этом смысле является, кажется, исключением). Весьма вероятен вариант, что медиа-активы приобретаются на случай вероятных, а не реально существующих конфликтов. В конце концов, перед перефоратированными «Известиями» менеджером проекта Арамом Габреляновым вроде бы поставлена задача «догнать и перегнать «Коммерсант»» сроком не на полгода, а на год. К тому времени выборы уже пройдут. Отстроить полномасштабную агитационную машину из разношерстных активов НМГ тоже быстро вряд ли удастся.
Грядущая смена или сохранение хозяина Кремля все-таки является более предметом договоренности первых лиц, нежели консенсуса элит или выбора российских граждан. С назначением нового состава правительства и прочих кадровых перетрясок после избрания президента, то там куда больше участников и куда больше лиц, заинтересованных в нарушении баланса сил. В такой ситуации иметь собственный рупор во внешний мир — недурная страховка от быстрого и тихого «раскассирования». Можно возразить на это, что Бориса Березовского с Владимиром Гусинским их медиа-пушки не спасли. Спасти — не спасли, но сделали процесс наезда на опальных олигархов крайне болезненным для Кремля. К тому же из медиа-орудий вовсе не обязательно стрелять, скорее, наоборот. Здесь ситуация, обратная чеховской, если ружье и висит, то оно вовсе не обязательно будет стрелять, какой бы акт не шел на сцене.