будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 8, 2025
Хозяйство

Добрался до радио

Добрался до радио
radio
Фото: SXC

В медиа-империи «друга Путина» появилось радио РСН. Под контролем Юрия Ковальчука теперь целый ряд телеканалов, газета и радиостанция. Под какие цели скупаются активы — неясно, но понятно, что чистым бизнесом здесь не ограничивается. Видимо, скупка СМИ — страховка на время поствыборной ситуации.

Медиа-холдинг «друга Путина» Юрия Ковальчука «Национальная медиа группа» приобрела радио «Русская служба новостей». «ЗАО «Национальная Медиа Группа» и ЗАО «Русская Медиагруппа» сообщают о завершении сделки по ООО «КОНТИНЕНТ». ЗАО «Национальная Медиа Группа» приобрела долю в размере 100% уставного капитала ООО «КОНТИНЕНТ», являющегося учредителем радиостанции «Русская служба новостей», входящей в состав «Русской медиагруппы»», - говорится в сообщении компаний. Ни мотивации сделки, ни официальных комментариев, обычных для жанра пресс-релиза, в сообщении не дается. И можно только гадать о том, зачем Ковальчуку потребовалось радио.

На первый взгляд вложение НМГ противоречивое: по оценке источников «Ведомостей» на рынке, радиостанция может быть убыточной. Однако охват у радио неплох — порядка 600 тысяч человек. К тому же демонстрируется рост аудитории на 10 процентов за прошлый год. Вполне вероятно рассчитывать на более активное привлечение рекламы и партнерских контрактов.

Вторым фактором, позволяющим надеяться на существенное улучшение положения дел радиостанции, является синергетический эффект. В медиа-империи Ковальчука с партнерами уже имеется целый рекламный мейджор «Видео-Интернешнл». Который, соответственно, размещает рекламу на ТВ и радио и с прошлого года имеет эксклюзивный договор с РСН. В обширном хозяйстве «Национальной медиа группы» есть целый набор общественно-политических активов серьезного уровня и потенциала: «Петербург-Пятый канал», «РЕН-ТВ», федеральная газета «Известия» и, last not least, блок-пакет акций федерального «Первого канала». Радио в линейке НМГ пока не было. Помимо перечисленного, вроде бы близка Ковальчуку и «Балтийская медиа группа» его давнего партнера Олега Руднова, на федеральном уровне контролирующая ИД «Комсомольская правда».

 

Юрий Ковальчук. Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости

Разумеется, если речь идет о «друге Путина» (так Ковальчука величают в СМИ), в чьем банке «Россия» размещают свои корсчета многие крупные бизнес-структуры, то трудно говорить исключительно о бизнес-составляющей проектов. Даже если она основная или единственная составляющая. По российской традиции медиа — это не просто бизнес, но еще и пропагандистская машина, ситуативно играющая на стороне тех или иных политических и бизнес-акторов. Даже самые независимые медиа вырабатывают собственную редакционную политику, которая никогда не противоречит интересам собственника или рекламодателей.

Да и политика «Национальной медиа группы» по скупке общественно-политических изданий напоминает четко продуманную стратегию. Фактически холдинг Ковальчука включает после покупки РСН и перезапуска «Известий» полную линейку федеральных СМИ. В прошлом политическом цикле такой же активностью на рынке отличался бизнесмен Алишер Усманов, купивший в 2006 году влиятельный ИД «Коммерсант», а впоследствии еще и ставший совладельцем одного из ведущих российских интернет-изданий «Газета.ру». Усманов имел тогда репутацию бизнесмена близкого «Газпрому», председателем совета директоров которого являлся Дмитрий Медведев. Собственно, по одной из версий, скупка СМИ и производилась в интересах проекта «Медведев-2008».

 

В случае Ковальчука последовательно скупаются более-менее свободные активы, но федерального уровня. Так или иначе все они нуждаются в санации, иначе кто бы их продал?

В такой логике на далекий второй-третий план отходят уже рассуждения о бизнес-составляющей проекта и финансовой стороне сделки. Усманов купил «Коммерсант» за баснословные 300 миллионов долларов, отбить каковую сумму вряд ли получится в ближайшие лет 10-15. Блокпакет «Первого канала» достался структуре Ковальчука «задаром» - за 150 миллионов долларов. Это не означает, что Усманов — плохой бизнесмен, а Ковальчук — гениальный. Это лишь подтверждает, что

мотивация зарабатывания денег  при совершении сделок на рынке российских медиа остается далеко не единственной.

Иное дело, что понять конкретный расклад понять извне практически невозможно (пример «Усманов-»Газпром»-Медведев в этом смысле является, кажется, исключением). Весьма вероятен вариант, что медиа-активы приобретаются на случай вероятных, а не реально существующих конфликтов. В конце концов, перед перефоратированными «Известиями» менеджером проекта Арамом Габреляновым вроде бы поставлена задача «догнать и перегнать «Коммерсант»» сроком не на полгода, а на год. К тому времени выборы уже пройдут. Отстроить полномасштабную агитационную машину из разношерстных активов НМГ тоже быстро вряд ли удастся.

Правда, поствыборная ситуация чревата даже большими рисками, нежели предвыборная.

Грядущая смена или сохранение хозяина Кремля все-таки является более предметом договоренности первых лиц, нежели консенсуса элит или выбора российских граждан. С назначением нового состава правительства и прочих кадровых перетрясок после избрания президента, то там куда больше участников и куда больше лиц, заинтересованных в нарушении баланса сил. В такой ситуации иметь собственный рупор во внешний мир — недурная страховка от быстрого и тихого «раскассирования». Можно возразить на это, что Бориса Березовского с Владимиром Гусинским их медиа-пушки не спасли. Спасти — не спасли, но сделали процесс наезда на опальных олигархов крайне болезненным для Кремля. К тому же из медиа-орудий вовсе не обязательно стрелять, скорее, наоборот. Здесь ситуация, обратная чеховской, если ружье и висит, то оно вовсе не обязательно будет стрелять, какой бы акт не шел на сцене.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).