будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
МВФ Украина
Май 21, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Долг Киев доведет

Долг Киев доведет
ukraine
Экономика Украины. Источник: Фото: inforesist.org

Государственный долг Украины, учитывая правительственные гарантии долгов госпредприятий, к концу года, по мнению МВФ, может достигнуть 94% ВВП, тогда как еще в конце 2014 года составлял «всего лишь» 73% ВВП. Таким образом Украина станет одной из самых закредитованных развивающихся стран в мире.

Анализ экономической ситуации на Украине дан в почти 200-страничном докладе МВФ, который был подготовлен перед одобрением новой программы кредитования Киева и опубликован 12 марта.

Вместе с государственным долгом будет расти и общий внешний долг — задолженность правительства и частных корпораций. МВФ прогнозирует, что со 102% этот показатель возрастет до 158% ВВП.

Базовый, то есть наиболее вероятный, сценарий МВФ предполагает, что правительству Украины удастся сократить госдолг до уровня начала этого года только в 2020 году. При этом подчеркивается, что «прогнозная траектория снижения украинского госдолга подвержена значительным рискам», указывается вероятность экономических и валютных шоков, а также вероятный скачкообразный рост обязательств банковского сектора. Например, если экономика страны свалится в глубокую рецессию, то к 2017 году долг достигнет 119% ВВП. В случае целого набора шоков от экономического спада, роста процентных ставок, бюджетного кризиса и падения курса гривны госдолг в 2017 году может превысить уровень в 200% ВВП.

 

Иными словами, не исключен сценарий, при котором долг станет фактически невозвратным: сейчас только у Японии госдолг вдвое превышает размер ВВП, но экономика этой страны хоть и сталкивается с постоянными проблемами, может служить только примером для Украины. Даже у Греции, которую недавно спасали от банкротства совместными усилиями Еврокомиссия, Европейский центральный банк и МВФ, уровень госдолга находится в районе 160% ВВП. Самый большой долг среди развивающихся стран, по данным МВФ, принадлежит Ямайке — почти 150% ВВП.

Вообще же долг в районе 100% ВВП скорее признак развитых государств — развивающимся странам инвесторы опасаются cсуживать миллиарды долларов, слишком велика вероятность того, что эти деньги просто пропадут. По данным МВФ, из 12 государств, общий долг которых превышает ВВП, только четыре можно назвать бедными и развивающимися.

Между тем дефолт по государственным обязательствам Украины, в теории, может наступить уже в ближайшее время. В конце 2013 года Россия купила украинские облигации на 3 миллиарда долларов, но в условиях контракта было сказано, что уровень госдолга Украины не должен превышать порога в 60% ВВП, иначе Москва получает право требования досрочного погашения облигаций.

Если правительство Украины не сможет выполнить требование Москвы, а свободных 3 млрд у Киева сейчас, естественно, нет, это может спровоцировать перекрестный дефолт по другим еврооблигациям Украины, которых выпущено на 17,3 млрд долларов.

Российские чиновники, правда, заявляли, что не собираются требовать досрочного погашения еврооблигаций, но и без этого у Москвы есть рычаги давления на Киев.

Качество будущего управления государственным долгом во многом зависит от того, удастся ли добиться Киеву реструктуризации валютных облигаций, которые находятся в руках у частных инвесторов. Правительство Яценюка уже заявляло, что собирается провести консультации с целью экономии 15 млрд долларов в 2015-2018 гг. Для ведения переговоров с инвесторами Украина уже наняла посредников — инвестбанк Lazard и инвестиционная фирма Rothschild.

Во многом итоги переговоров, в ходе которых Киев планирует отсрочить выплаты по облигациям, зависят именно от России. Для реструктуризации государственного долга Украины требуется согласие всех держателей облигаций, то есть, в конечном счете, и российского Министерства финансов. Если Украине понадобится реструктуризовать долг, а Россия откажется участвовать в переговорах, дефолт по облигациям все-таки придется объявить.

 

Впрочем, в докладе МВФ основное место, все-таки, занимают не «апокалиптические» сценарии развития, или, скорее, деградации Украины, а базовый прогноз. В нем предполагается, что ВВП Украины в 2015 году сократится на 5,5%. Что, с учетом падения на 6,9% в 2014 году, уже дает печальный результат: экономический спад на 12% за два года.

При этом эксперты фонда замечают, что экономическая активность на востоке страны, где идет война, обрушилась, в центре и на западе это не так заметно. Промышленное производство в Донецкой и Луганской областях в 2014 году упало на 32 и 42% соответственно, а на остальной Украине — всего на 4,6%. Авторы доклада отмечают: все указывает на то, что экономика Донбасса все более разъединяется с экономикой остальной части страны.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).