будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Доллар ударит по России

На прошедшей неделе Федеральная резервная система США (ФРС) повысила базисную процентную ставку с 1% годовых до 1,25%. Это давно ожидаемое событие может повлечь за собой ряд структурных изменений в мировой экономике, которые могут задеть и Россию. Если ФРС будет повышать ставку каждый квартал, то об экономическом росте в России можно будет забыть.

На столь низком уровне процентные ставки в США находились с конца 2001 года, когда после атак террористов на Мировой торговый центр экономика США, до этого тихо сползавшая в депрессию, была просто опрокинута. Монетарные власти, чтобы спасти положение, смягчили денежную политику, что и выразилось, прежде всего, в понижении ставок по кредитам. Понижение ставок и расширение доступности кредитования должно было, по замыслу авторов этой идеи, расширить кредитование потребителей и позволить корпорациям Америки избавиться от избыточных запасов готовой продукции.

Подобная политика «мягкой посадки» сильно отличается от классических случаев стимулирования экономического роста с помощью низкой и стабильной процентной ставки. Именно про это отличие забывали упомянуть комментаторы, когда сравнивали уровень ставок в 2002-2003 годах с аналогичным уровнем, имевшим место во второй половине 1950-х годов. Тогда низкие ставки действительно являлись одним из стимулов экономического роста. Но с тех пор много воды утекло: 50 лет тому назад именно США были кредитором всего мира, а сейчас ситуация кардинально поменялась - весь мир кредитует США. Поэтому влияние монетарных властей Америки на внутреннюю экономику уже не столь эффективно.

В связи с изменением «кредитной картины мира» эффект от изменения ставки стал краткосрочным и используется не для того, чтобы поддерживать экономический рост на высоком уровне, а чтобы экономический спад происходил не очень быстро. После того, как эта задача была выполнена, то есть корпорации-производители расчистили свои склады от залежалых товаров, сбросив их рядовым потребителям, пришло время повышения ставок - без этого в США могла бы начаться внутренняя инфляция. Теперь ее не будет, более того - привлеченные повышением ставок на денежном рынке Америки и легко прогнозируемым их дальнейшим ростом инвесторы со всего мира начнут переводить свои свободные средства в США.

Впрочем, перевод средств иностранных инвесторов туда никогда и не прекращался. Но происходил он, так сказать, с помощью рычагов административного принуждения. То есть, используя функцию доллара как мировой резервной валюты, США практически принудительно размещали облигации своих государственных займов в инвестиционных портфелях центральных банков стран-членов МВФ. И за счет этих облигационных займов могли спокойно финансировать импорт иностранных товаров, который уже два десятилетия подряд превышает экспорт американских товаров за границу.

Кстати, одной из причин, побудившей руководство ФРС понизить процентные ставки, всегда называлась необходимость понизить курс доллара относительно валют ведущих торговых партнеров США. Мол, это понижение курса доллара позволит выправить дисбаланс во внешней торговле Америки, удешевив и сделав более конкурентоспособным экспорт и повысив стоимость импорта. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Иностранные производители буквально зубами вцепились в американский рынок сбыта, и шли на какие угодно шаги, чтобы только удержать его за собой, в том числе и путем понижения цен вровень с понижением курса доллара.

При этом понижением курса воспользовались вовсе не американские корпорации, а производители тех стран мира, которые жестко прикрепили свою национальную валюту к доллару (таких, например, как Китай). Соответственно, по мере падения курса доллара по отношению к евро или, скажем, к рублю, удешевлялись и товары китайского производства. А поскольку рабочая сила в Китае не в пример дешевле, чем в США, то китайские производители смогли продавать свои товары чуть ли не по бросовым ценам. Этого американские компании позволить себе никак не могли и постоянно проигрывали китайцам в конкурентной борьбе как на своем, так и на иностранных рынках.

Осознав, вероятно, что плетью обуха не перешибешь, ФРС решила больше экспериментов не ставить и конкурентную борьбу с китайскими производителями не устраивать. Если они такие высокоэффективные, то пусть уж поставляют товары на американский рынок в количестве большем, чем сами покупают американских. А возникающий при этом дефицит будет покрываться за счет привлечения иностранных капиталов, которые должны потечь в США как раз благодаря повышению процентной ставки.

Первым следствием повышения процентных ставок должен быть, как мы уже отметили, приток в США свободных капиталов со всех фондовых рынков. А это, в свою очередь, позволит профинансировать дефицит платежного баланса Штатов без дополнительной эмиссии долларов. Таким образом, эффект от роста ставки будет тройным: удорожание капиталов, удешевление товаров и укрепление курса доллара.

Эта новая комбинация экономических параметров должна, хоть и ненамного, но ухудшить хозяйственное положение России. Само по себе укрепление курса доллара нас особенно не затронет, так как США не являются нашим основным торговым партнером. Но вот понижение цен товаров, выраженных в долларах, нас коснется достаточно сильно. Валютная выручка экспортеров снизиться, и поток нефтедолларов, на котором наша экономика разбухала последние два года, усохнет. А вместе с ним усохнут и темпы экономического роста.

На снижение экспортной валютной выручки может наложиться и повышение стоимости заимствований на внешних рынках. За последний год-полтора масса российских компаний смогла выйти на внешние рынки капиталов и привлечь достаточно дешевые и длинные средства. Если, конечно, все, кто хотел занять дешево, успели это сделать – проблем у компаний не будет. Но если кто-то только собирается выйти на внешние рынки капиталов, то теперь этот выход обойдется гораздо дороже.

Так что и на рынке товаров, и на рынке капиталов нас ждут некоторые ограничения, от которых мы давно успели отвыкнуть. Вопрос только в том, как быстро эти ограничения начнут действовать. Если ФРС будет держать ставку на новом уровне до конца текущего года – еще ничего. Но если ставку будут повышать каждый квартал, тогда нам не поздоровится, и о быстром экономическом росте можно будет забыть.

Хотя, конечно, найдется несколько высокопоставленных чиновников, которые заявят, что ухудшение внешнеэкономических условий пойдет нам на пользу – уменьшение валютной выручки приведет к девальвации рубля, девальвация - к ограничению импорта, а ограничение импорта высвободит внутренний рынок и приведет к росту внутреннего производства. Правда, нам кажется, что тот этап развития, когда рост выпуска продукции стимулировался девальвацией, давно закончился. Сейчас рост идет за счет ввоза импортного оборудования, и его удорожание нам совсем ни к чему.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).