будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Домодедово гражданская авиация
Июль 13, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Две полосы Домодедово

Две полосы Домодедово
dom1
Московский аэропорт Домодедово. Источник: Фото: domodedovo.ru

Московский аэропорт Домодедово, похоже, все-таки останется без третьей взлетно-посадочной полосы. Во всяком случае государство денег на ее строительство в Фонде национального благосостояние не нашло. Теперь собственники аэропорта надеются, что правительство хотя бы просубсидирует процентную ставку по кредитам в коммерческих банках — иначе развитие аэропорта станет просто невыгодным.

Программа развития столичного авиаузла, который состоит из трех главных аэропортов, в Домодедово, Шереметьево и Внуково, рассчитана на значительное увеличение пропускной способности к лету 2018 года, когда в России, и в Москве в том числе, запланирован Чемпионат мира по футболу.

 
Фото: domodedovo.ru

Еще весной чиновники планировали потратить из ФНБ 208 млрд рублей на модернизацию аэропортов, чтобы те смогли выдержать увеличение нагрузки, по крайней мере, на 30%. Однако теперь Министерство транспорта, по данным «Коммерсанта», подсчитало, что на данный проект понадобится минимум 260 млрд — именно такая сумма была названа на совещании у Дмитрия Шувалова в начале октября.

В ответ на увеличение стоимости работ министерствам транспорта, экономики и финансов было поручено поработать с инициаторами проекта развития авиаузла (РЖД, «Автодор» и операторы аэропортов) с целью «оптимизации требуемого объема инвестиций», то есть экономии средств.

Изначально программа развития Московского авиаузла состояла из семи проектов. Планировалось модернизировать все три аэропорта, перестроить к ним железнодорожные ветки, а также построить подъездную дорогу к Домодедово от трассы «Дон». Оператор Домодедово рассчитывал, что в рамках программы сможет получить средства на строительство третьей взлетно-посадочной полосы, но, учитывая заявленную экономию, вряд ли сможет на что-то рассчитывать.

На совещании у вице-премьера Игоря Шувалова было прямо рекомендовано искать средства на строительство в других местах, в частности, в коммерческих банках. Вообще из ФНБ деньги тоже даются не просто так, формально это тоже кредит, просто на достаточно долгий срок и на очень выгодных условиях — процентная ставка превышает уровень инфляции всего на 1 п.п.

В Домодедово надеются, что смогут получить поддержку государства в другом виде: например, государство, при желании, может субсидировать процентную ставку коммерческого кредита таким образом, чтобы она не превышала тот самый уровень «инфляция + 1 п.п.», можно также выпустить специальные облигации, дать государственные гарантии и т. д.

 
Фото: domodedovo.ru

Всего стоимость строительства третьей взлетно-посадочной полосы оценивается в 35-47 млрд рублей, то есть почти в миллиард долларов. Если для ее строительства привлекать обычный коммерческий кредит, то стоимость пользования полосой будет слишком высока, что сделает ее неконкурентоспособной из-за слишком высоких тарифов на использование, а значит ненужной.

Впрочем, некоторую помощь аэропортам в правительстве готовы оказать. Сейчас государство жестко регулирует размер сборов за взлет-посадку, за обслуживание пассажиров в аэровокзальном комплексе и за авиационную безопасность. В ближайшем будущем может сохранится только установленный тариф за безопасность, размер остальных сборов будет определять оператор аэропорта в рамках определенной вилки, которую все-таки будет устанавливать правительство. Подорожание каждого проданного билета на 100 рублей, учитывая пассажиропоток, может принести операторам столичных аэропортов в общей сложности до 200 миллионов долларов в год. Правда, даже если очень спешить, либерализация рынка вряд ли произойдет раньше 2016 года.

Домодедово, конечно, небольшое увеличение сборов с пассажиров вряд ли спасет. Тем более что, похоже, государство делает все для того, чтобы не позволить построить третью взлетно-посадочную полосу. Напомним, Домодедово — единственный в столице аэропорт, который контролируется частными структурами, но инфраструктура которого принадлежит государству.

В 2013 году пассажирооборот в Домодедово превысил 30 миллионов человек. При этом расчетная мощность аэровокзального комплекса — 21 миллион человек в год, так что не удивительно, что пассажиры в последнее время жалуются на плохое обслуживание в Домодедово. Владельцы аэропорта уверены, что без строительства третьей полосы невозможно будет обслуживать более 50 миллионов человек в год — аэропорт уже сейчас работает почти на пределе и не имеет сколько-нибудь серьезных перспектив развития.

 
Фото: domodedovo.ru

Министерство транспорта имеет свои расчеты. В марте оно представило Дмитрию Медведеву доклад, в котором обосновывалась возможность увеличения пропускной способности аэропорта до 56 миллионов человек к 2020 году за счет реконструкции аэровокзального комплекса, аэродромной инфраструктуры и системы управления воздушным движением.

В теории строить дополнительные полосы выгоднее всего именно в Домодедово: он находится дальше всего от Москвы, земля там дешевле, вокруг меньше населенных пунктов. Уже сейчас там можно построить третью полосу параллельно существующим двум, чтобы можно было использовать одновременно все три. Во Внуково две ВПП расположены крест-накрест, что исключает возможность одновременного их использования и вообще делает развитие аэропорта не слишком перспективной идеей.

Государство, однако, решило финансировать строительство новой ВПП в Шереметьево — несмотря на то, что земля в районе Химок стоит заметно дороже. Правительство, конечно, можно понять: вкладывать деньги приятнее в актив, который можно контролировать — Шереметьево, в отличии от Домодедово, находится под государственным управлением. Но все-таки есть надежда, что подобные соображения не отразятся на развитии столичного авиаузла, пассажиропоток в котором растет с каждым годом.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).