Московский аэропорт Домодедово, похоже, все-таки останется без третьей взлетно-посадочной полосы. Во всяком случае государство денег на ее строительство в Фонде национального благосостояние не нашло. Теперь собственники аэропорта надеются, что правительство хотя бы просубсидирует процентную ставку по кредитам в коммерческих банках — иначе развитие аэропорта станет просто невыгодным.
Программа развития столичного авиаузла, который состоит из трех главных аэропортов, в Домодедово, Шереметьево и Внуково, рассчитана на значительное увеличение пропускной способности к лету 2018 года, когда в России, и в Москве в том числе, запланирован Чемпионат мира по футболу.
Еще весной чиновники планировали потратить из ФНБ 208 млрд рублей на модернизацию аэропортов, чтобы те смогли выдержать увеличение нагрузки, по крайней мере, на 30%. Однако теперь Министерство транспорта, по данным «Коммерсанта», подсчитало, что на данный проект понадобится минимум 260 млрд — именно такая сумма была названа на совещании у Дмитрия Шувалова в начале октября.
В ответ на увеличение стоимости работ министерствам транспорта, экономики и финансов было поручено поработать с инициаторами проекта развития авиаузла (РЖД, «Автодор» и операторы аэропортов) с целью «оптимизации требуемого объема инвестиций», то есть экономии средств.
Изначально программа развития Московского авиаузла состояла из семи проектов. Планировалось модернизировать все три аэропорта, перестроить к ним железнодорожные ветки, а также построить подъездную дорогу к Домодедово от трассы «Дон». Оператор Домодедово рассчитывал, что в рамках программы сможет получить средства на строительство третьей взлетно-посадочной полосы, но, учитывая заявленную экономию, вряд ли сможет на что-то рассчитывать.
На совещании у вице-премьера Игоря Шувалова было прямо рекомендовано искать средства на строительство в других местах, в частности, в коммерческих банках. Вообще из ФНБ деньги тоже даются не просто так, формально это тоже кредит, просто на достаточно долгий срок и на очень выгодных условиях — процентная ставка превышает уровень инфляции всего на 1 п.п.
В Домодедово надеются, что смогут получить поддержку государства в другом виде: например, государство, при желании, может субсидировать процентную ставку коммерческого кредита таким образом, чтобы она не превышала тот самый уровень «инфляция + 1 п.п.», можно также выпустить специальные облигации, дать государственные гарантии и т. д.
Всего стоимость строительства третьей взлетно-посадочной полосы оценивается в 35-47 млрд рублей, то есть почти в миллиард долларов. Если для ее строительства привлекать обычный коммерческий кредит, то стоимость пользования полосой будет слишком высока, что сделает ее неконкурентоспособной из-за слишком высоких тарифов на использование, а значит ненужной.
Впрочем, некоторую помощь аэропортам в правительстве готовы оказать. Сейчас государство жестко регулирует размер сборов за взлет-посадку, за обслуживание пассажиров в аэровокзальном комплексе и за авиационную безопасность. В ближайшем будущем может сохранится только установленный тариф за безопасность, размер остальных сборов будет определять оператор аэропорта в рамках определенной вилки, которую все-таки будет устанавливать правительство. Подорожание каждого проданного билета на 100 рублей, учитывая пассажиропоток, может принести операторам столичных аэропортов в общей сложности до 200 миллионов долларов в год. Правда, даже если очень спешить, либерализация рынка вряд ли произойдет раньше 2016 года.
Домодедово, конечно, небольшое увеличение сборов с пассажиров вряд ли спасет. Тем более что, похоже, государство делает все для того, чтобы не позволить построить третью взлетно-посадочную полосу. Напомним, Домодедово — единственный в столице аэропорт, который контролируется частными структурами, но инфраструктура которого принадлежит государству.
В 2013 году пассажирооборот в Домодедово превысил 30 миллионов человек. При этом расчетная мощность аэровокзального комплекса — 21 миллион человек в год, так что не удивительно, что пассажиры в последнее время жалуются на плохое обслуживание в Домодедово. Владельцы аэропорта уверены, что без строительства третьей полосы невозможно будет обслуживать более 50 миллионов человек в год — аэропорт уже сейчас работает почти на пределе и не имеет сколько-нибудь серьезных перспектив развития.
Министерство транспорта имеет свои расчеты. В марте оно представило Дмитрию Медведеву доклад, в котором обосновывалась возможность увеличения пропускной способности аэропорта до 56 миллионов человек к 2020 году за счет реконструкции аэровокзального комплекса, аэродромной инфраструктуры и системы управления воздушным движением.
В теории строить дополнительные полосы выгоднее всего именно в Домодедово: он находится дальше всего от Москвы, земля там дешевле, вокруг меньше населенных пунктов. Уже сейчас там можно построить третью полосу параллельно существующим двум, чтобы можно было использовать одновременно все три. Во Внуково две ВПП расположены крест-накрест, что исключает возможность одновременного их использования и вообще делает развитие аэропорта не слишком перспективной идеей.
Государство, однако, решило финансировать строительство новой ВПП в Шереметьево — несмотря на то, что земля в районе Химок стоит заметно дороже. Правительство, конечно, можно понять: вкладывать деньги приятнее в актив, который можно контролировать — Шереметьево, в отличии от Домодедово, находится под государственным управлением. Но все-таки есть надежда, что подобные соображения не отразятся на развитии столичного авиаузла, пассажиропоток в котором растет с каждым годом.