В число английских дипломатов, высылаемых из Москвы, по данным СМИ, попал переговорщик по «Сахалину-2» со стороны британского МИДа. Если это и совпадение, то знаковое – Москва не забывает, кто осложняет жизнь ее компаниям. А помощников – наоборот премирует.
Один из четырех британских дипломатов, выдворенных из России, - это советник посольства Великобритании по вопросам экономики и науки Эндрю Леви, курировавший вопросы торговли и инвестиций, сообщила газета Moscow Times со ссылкой на источники, «близкие к дипломату».
Ранее Россия и Великобритания заявили, что, согласно международной практике, они не будут называть имена и должности высылаемых дипломатов. Как и британская сторона, пообещавшая выслать четверых сотрудников дипломатической миссии России, российские власти также намерены выслать четверых дипломатов. Британцы должны покинуть Россию в воскресенье, 29 июля. По логике, российской стороне стоило бы вопреки обычной практике тоже раскрыть имя одного из высылаемых из Лондона дипломатов – для соблюдения паритета.
Россия и Великобритания уже запутались, какая сторона инициировала дипломатический конфликт. А представители властей и общественных организаций разного уровня активно обмениваются взаимными упреками по принципу «а у вас негров линчуют».
Про Литвиненко уже успели высказаться практически все официальные лица, хоть как-то к расследованию убийства причастные. В последний раз ярко и даже, кажется, увлеченно рассказывал околокремлевской «молодежи» о Луговом и английской политике по невыдаче иммигрантов президент Путин («30 человек» и далее по тексту).
Если забыть о законах дипломатии - чистая истерика, безо всякого подтекста. Сначала Тони Блэр призывает английский бизнес уйти из России, затем Александр Шохин грозит делистингом российских компаний, которые торгуются на Лондонской бирже. Долгий обмен нотами содержания становится достоянием общественности и информационным поводом для ведущих СМИ.
Помимо имени дипломата, важным аспектом является круг служебных обязанностей дипломата. По данным Moscow Times, Леви занимался вопросами работы британских компаний в России и участвовал в переговорах по проекту "Сахалин-2". А в этом уже видится история немного из другой плоскости, нежели «чисто политическое» или «чисто уголовное» отравление Литвиненко.
Москва как бы намекает – английский советник по экономике ей «не понравился», а английская добавляет – «не понравился» из-за «Сахалина-2». А вот Герхард Шредер Москве (и вроде бы Владимиру Путину лично) настолько симпатичен, что становится после отставки одним из центральных персонажей в продвинутом во время его руководства немецким правительством проекте Северо-европейского газопровода (СЕГ).
И та, и другая история - знаковые для "Газпрома". Для России важнее все-таки "Сахалин-2". Напомним, протокол о вхождении «Газпрома» в качестве ведущего акционера в Sakhalin Energy, являющейся оператором проекта «Сахалин-2» был подписан 21 декабря 2006 года. Окончательно соглашение было заключено в апреле этого года. В соответствии с условиями, установленными в протоколе, «Газпром» должен был приобрести 50% плюс одна акция Sakhalin Energy за $7,45 млрд. Англо-голландская компания Shell контроля в проекте лишилась, но сохранила миноритарный пакет.
«Газпром» заявлял о намерении принять участие в проекте «Сахалин-2» еще в 2003 году, но переговоры сорвались после того, как выяснилось, что затраты на разработку месторождения составят намного больше, чем предполагалось. Это возмутило российскую сторону. Осенью 2006 года против проекта была использована «экологическая дубинка» - в отношении основного оператора, британо-голландской компании Shell, начались проверки природоохранных органов, на остров в спешном порядке был десантирован замглавы Росприродназдора Олег Митволь, который неожиданно обнаружил грубые нарушения экологических норм со стороны зарубежных участников этого проекта. Минприроды выписало иностранным разработчикам штрафы и пригрозило отзывом лицензии.
В английских СМИ в это время был настоящий вал критики в адрес Москвы, российские СМИ реагировали аналогично (почти по "луговому" сценарию). После долгих консультаций и тяжелых переговоров компания Shell согласилась передать «Газпрому» контроль над проектом «Сахалин-2».
В ходе конфликта вокруг «Сахалина-2» была опасность и перерастания конфликта в конфликт политический. Японские чиновники (в числе которых нынешний премьер Синлзо Абэ) заявляли о крайней обеспокоенности развитием ситуации вокруг «Сахалина-2», британские дипломаты тоже "волновались". Однако после заключения соглашения, казалось, что конфликта удалось избежать. Однако в начале ноября в Лондоне отравили Литвиненко, а в конце месяца он скончался. Британская общественность и элиты были обеспокоены убийством, с применением радиоактивного материала. Российские власти – заявлениями на тему «Литвиненко убил Кремль».
Напряженность вокруг «Сахалина-2» отошла на второй план, но забыта, похоже, не была.
Сначала Кремль не пустил российских бизнесменов и чиновников на Лондонский форум, потом глава РСПП Александр Шохин пригрозил английским компаниям проверками и проблемами с тендерами. Теперь переговорщика со стороны МИД по «Сахалину-2» выслали.
Дипломатический конфликт получается по внешнему впечатлению не вполне дипломатическим. Вопрос правда в том - риторика ли это, ситуативное реагирование на месседжи английской стороны (по принципу «а мы им газ отключим») или стратегия, которая, может статься, определит политэкономические взаимоотношения стран на ближайшие годы. Кажется, что история с «Сахалином-2» все-таки – пусть не целиком - определила бурную реакцию на «дело Литвиненко» российской и британской элит. Остается понадеяться, что пик противостояния уже пройден и дальше «эхо Сахалина» будет только затухать.